— Как ставите свет?
— У меня в арсенале порядка 10 источников света. Но я не припомню случая их одновременного использования. Максимум шесть-семь, когда нужно добиться эффекта полуосвещенности: это очень сложно и такие случаи редки. Я предпочитаю один источник света и уверен, что этого достаточно, чтобы творить чудеса. Это может быть большой софт-бокс или узко направленный луч: вариаций масса и какую именно световую схему использовать — вопрос вкуса. Моя практика показывает, что чем проще свет, тем лучше.
— Николай Цискаридзе в интервью «Фотоделу» рассказал, что его вы снимали дома, подсвечивая двумя торшерами и затем один из этих кадров стал эмблемой фирмы-производителя балетной одежды…
— С Колей была чуть ли не первая моя съемка. Это происходило у меня дома, в однокомнатной квартире. Я повесил на стену покрывало с дивана и прикрепил по бокам две кухонные лампы-прищепки. Я всегда буду помнить этот случай, потому что считаю, что безвыходных ситуаций не бывает. Отличную съемку можно провести при любом освещении, даже при свете свечи сделать невероятной красоты фотографию. Если фотограф будет сильно зависим от техники, он далеко не уйдет.
— Настроение, опыт, техника, стечение обстоятельств — что в большей мере влияет на итог работы?
— Люди в моей команде обладают безупречным вкусом и в курсе всего, что происходит в fashion-индустрии по всему миру — Нью-Йорке, Париже, Лос-Анджелесе… Эта информация крайне необходима и во многом определяет успех съемки, настраивая всех на одну волну, формируя общее творческое настроение. Иначе начинаются поиски непонятно чего. Например, хороший визажист не тот, который может нарисовать все, что угодно, а тот, который прекрасно понимает, что мы снимаем и сам подсказывает креативные идеи. Кроме того, важно время, потраченное на подготовку к съемке: задумки иногда приходят сразу, но к более интересным приходится идти. При этом я их ни в коем случае не вымучиваю — если идея не идет, я от нее отказываюсь.
— Есть какие-то правила, которым следуете неукоснительно?
— Железное правило — чтобы не было скучно. Если мне самому не интересна создаваемая композиция, я возьму перерыв и подумаю, как ее изменить.
— Какова роль цветовых решений?
— Любую посредственную фотографию можно спасти, переведя ее в черно-белый вариант. С цветом такой номер не пройдет. С ним работать гораздо сложнее. Любой цвет имеет свои акценты, от сочетания с другими оттенками может меняться — это целая наука! Я люблю цвет, но мои пристрастия постоянно меняются. Если мы говорим о журналах, то им нужны яркие цветовые решения. А мне по вкусу более сложные, приглушенные оттенки. Но недооценивать силу яркого цвета тоже нельзя — он может быть сильным акцентом фотографии. Очень важно не перегнуть палку — все должно быть сбалансировано между собой. Цвет — это очень сложно, но интересно.
— Можете вспомнить несколько примеров наиболее интересных с вашей точки зрения съемок? В чем была их изюминка?
— Я — фотограф, для которого результат определяет все. Самое ужасное, когда съемка проходит весело, хорошо, здорово, а на выходе ты получаешь дерьмо. Поэтому процесс я оцениваю по итогам работы. Но иногда увлекательный процесс совпадает с потрясающим результатом. Таким был проект с Федей Бондарчуком «Время настоящее и его герои», благодаря которому я серьезно полюбил портретный жанр. Он был выставлен два года назад в Новинском пассаже, и сейчас находится в последней стадии — по его итогам мы выпускаем книгу. Это более 100 фотопортретов известных и просто интересных людей, которые окружают Федора и меня… Тина Канделаки, Ольга Слуцкер, Тигран Кеосаян, Михаил Ефремов, талантливые актеры, дизайнеры, визажисты — немного странный набор для окружающих, но абсолютно логичный для нас.
— Распишите по шагам одну из ваших фотосессий. Сколько времени она занимает?
— Мы возьмем некий средний вариант журнальной съемки. Все начинается с того, что я получаю звонок от стилиста или кого-то из сотрудников журнала с предложением о сотрудничестве. Дальше мы встречаемся — обсуждаем варианты сюжетов, где хотелось бы это снять: каждый высказывает свои идеи до тех пор, пока мы не придем к окончательному, общему видению. Как минимум, очень редко, это одна многочасовая встреча, обычно две-три. После этого идет уже непосредственная работа продюсера по организации съемочного процесса; стилист подбирает вещи, производит необходимые примерки. Я предпочитаю, чтобы на съемке уже не было места экспериментам — стилист должен четко понимать кого и во что он одевает. Отсняв необходимое количество кадров, я обычно беру паузу в два-три дня, чтобы потом с совершенно свежим взглядом встретиться с заказчиками и утвердить окончательный вариант. Затем — пост-продакшн, мы проектируем цвет, контраст, плотность. Иногда этот процесс рождает неожиданный результат и визуальная картинка полностью меняется: снимали светлую, а выдали темную съемку и т.п. И, наконец, сдача в журнал. Fashion-съемка — очень долгий процесс. День работы с камерой — далеко не концентрация всего, что было сделано. В совокупности она занимает четыре дня постоянной работы.
Комментарии: