В рамках XI международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале 2016» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку выдающегося русского фотографа шотландского происхождения Вильяма Каррика «Фотографии Российской империи 1860-х -1870-х годов».
Вильям Каррик. Фотографии Российской империи 1860-х -1870-х годов
Автор: Мультимедиа Арт Музей / Московский Дом Фотографии
Опубликовано: 10.02.2016 в 10:41:52
Как и многие представители творческой интеллигенции того времени, Вильям Каррик (1827-1878), был «человеком мира»: родился в Эдинбурге, получил образование и прожил большую часть жизни в России, в Петербурге его даже называли на русский манер: Василием Андреевичем, много путешествовал по Европе, свободно владел пятью языками. Приятная внешность, прекрасное чувство юмора и способность расположить к себе собеседника способствовали успешной карьере будущего фотографа.
Семья шотландских купцов Карриков поселилась в России еще в XVIII веке. Дед Вильяма Каррика был известен на Лондонской бирже как «купец из Петербурга». Его сын Эндрю Каррик, тоже купец, в 1825 году приехав по делам из Петербурга в Эдинбург, встретил там свою будущую жену и после рождения первенца – Вильяма, перевез семью из Эдинбурга в Кронштадт, а затем и в Петербург.
По окончании школы отец отправил Вильяма в Императорскую Академию художеств, обучаться архитектуре, но молодой человек мечтал о занятиях «чистым», а не прикладным искусством, и с большим удовольствием посещал курс живописи. В 1853 году Вильям Каррик закончил Академию художеств по классу архитектуры, по собственному выражению, «имея право строить, но, к несчастью, не умея».
Три следующих года он провел в Риме – культурной столице Европы того времени. Изначально он планировал заняться акварельной живописью, но наблюдая как некогда коммерчески успешное искусство акварели, постепенно вытесняется набиравшей популярность фотографией, всерьез решил посвятить себя этому «молодому искусству».
Технические особенности фотографии Вильям Каррик отправился изучать на родину в Шотландию и там же повстречал своего будущего партнера по фотографическому делу фототехника Джона Макгрегора. Вернувшись в Санкт-Петербург компаньоны основали ателье «Фотография Каррика» на Малой Морской улице. Современники замечали, что в Каррике «артист подавлял ученого», что, однако, не помешало ему внести заметный вклад в усовершенствование фотопроцесса. Вильям Каррик изобрел практический метод для продолжительной экспозиции мокрых пластин.
Съемка портретов была наиболее востребованной и прибыльной отраслью фотографии в XIX веке. В ателье Каррика побывали Менделеев и Крамской, и даже великий князь Николай Александрович, но наряду с известными и благородными жителями Петербурга, в очереди к Каррику сидели и ничем не примечательные извозчики, солдаты, лакеи, горничные и поварихи. Фотограф полагал, что простые и бедные заказчики заслуживают даже большего внимания, чем знатные и богатые.
Помимо традиционных портретов, Вильям Каррик одним из первых в русской фотографии обратился к съемке сюжетов из народной жизни. В 1860-е годы он создал серию «уличных типов», среди которых были разносчики, нищие, дворники, молочницы, полотеры, трубочисты, почтальоны, будочники, извозчики и т.п. Большинство моделей были сняты фронтально, в рост, снимки были сделаны в павильоне на нейтральном фоне. Выбранный метод не только типизировал, но и подчеркивал различия: зрители невольно начинали вглядываться в позы, жесты, выражения лиц, костюмы, а также товары самых разнообразных размеров, форм и фактур. Эту серию, включавшую около 300 фотографий, Каррик выпустил в удобном для коллекционирования формате визитных карточек (9 х 6 см).
Традиция изображения народных типов обрела законченную форму в XVIII веке с его интересом к «экзотике», когда были созданы, например, серии гравюр «Русские типы» Жана-Батиста Лепренса. В первой трети XIX века на волне романтизации национального прошлого и народной культуры в России выпускается несколько серий литографий «городских типов». Однако, именно во второй половине XIX века, когда начинают активно развиваться такие науки, как этнография и антропология, фотография становится наиболее точным инструментом для воплощения идеи всеобщей фиксации и каталогизации.
В середине 1860-х Вильям Каррик начал чаще использовать кабинетный формат (10х15 см), что позволяло создавать более сложные композиции с большим количеством персонажей и деталей. В это время он также начал работать вне студии, что было более трудоемко и требовало больше времени. С огромным количеством аппаратуры и материалов Каррик и Макгрегор совершили несколько «фотографических экспедиций», поначалу по Санкт-Петербургской, Тверской и Новгородской губернии и Финляндии. Благодаря поддержке помещика Н. М. Соковкина, летом 1871 они отправились в путешествие по Волге, доехав до Симбирска. В 1872 Джон Макгрегор скоропостижно умер, что стало большим потрясением для Вильяма Каррика. Впоследствии он самостоятельно совершил еще две экспедиции по Волге – в 1875 и 1878, охватив Ярославскую, Костромскую, Нижегородскую, Казанскую, Симбирскую, Самарскую и Саратовскую губернии.
Фотографии типов и жанровых сцен Вильяма Каррика получили большую известность и охотно покупались, в том числе путешественниками и иностранцами (не случайно, карточки часто подписаны на двух языках). В 1862 году с коллекцией познакомился великий князь, наследник престола Николай Александрович и пожаловал фотографу кольцо с бриллиантом. Серия с успехом выставлялась на Всероссийской мануфактурной выставке в 1870 году, получила большую серебряную медаль на Политехнической выставке 1872 года. В 1873 году ее включили в состав фотографического отдела Лондонской международной выставки, а в 1878 году Л.В. Варнерке представил большую коллекцию снимков Каррика на Всемирной выставке в Париже.
Серии фотографий Каррика и Макгрегора были созвучны духу времени – эпохи социальных и художественных изменений: «Великих реформ» (в том числе, отмены крепостного права) и развития реализма в изобразительных искусствах и литературе. В 1860-е годы тема крестьянского быта интересовала художников, литераторов, журналистов и исследователей. Фотографические сцены из крестьянской жизни, созданные в ателье Каррика, напоминали полотна передвижников, и это было не случайно: будучи выпускником Академии художеств, Каррик дружил со многими художниками. Зачастую фотографии Каррика использовались художниками для написания картин вместо натурных этюдов. В 1876 году ему было присвоено звание фотографа Императорской Академии художеств.
Комментарии: