Пролетел год после написания цикла статей, посвящённых выбору фотоаппарата. За это время произошёл целый ряд перемен: в ассортименте продукции, в окружающем мире, в моём сознании, наконец. Смартфоны на полном серьёзе ставят в один ряд с зеркалками, а зеркалкам предрекают скорую смерть как классу.Fuji не устаёт испытывать новые матрицы, а Sony ставит полный кадр на беззеркалки. Apple не успевает за спросом на свои новые игрушки, а Panasonic вовсю играется с 4К.
Год-два назад фотоаппараты можно было более-менее уверенно разделить на три категории: компакты со своим внутривидовым ветвлением, зеркальные камеры и зарождающийся класс – беззеркалки с не очень внятной структурой. Как изменилась ситуация к концу 2014 года? Из чего сегодня выбирать покупателю?
Давайте по порядку:
Смартфоны.
Да-да, не удивляйтесь, фотоаппарат в смартфоне. Думаю, что не ошибусь, назвав фотоаппарат в смартфоне Nokia Lumia 1020 первой ласточкой в новом витке гонки мегапикселей – на этот раз в телефоне. Причём это не просто наращивание мышечной массы, но тот самый принципиальный переход количества в качество.
На всякий случай коротенько напомню, о чём речь. В январе 2013 Nokia выпустила новый смартфон с матрицей в 41 мегапиксель и шестилинзовым объективом Carl Zeiss Tessar 26/2.2. Кроме матрицы уникального размера – 1/1,5” – крупнее, чем у большинства компактов, имеющей к тому же высокую чувствительность, аппарат оснащён специально разработанной системой стабилизации изображения, а также программными алгоритмами, направленными на максимальное улучшение детализации и общего качества изображения. Идея, думаю, понятна. Благодаря огромному разрешению появилась возможность получить достойный снимок путём кадрирования, вместо использования массивных выдвигающихся зум-объективов. Заметьте также, что во всем диапазоне такого «зуммирования» сохраняется диафрагма 2.2, что является замечательным значением даже для дорогих взрослых объективов.
Понятно, что пока данный пример является скорее исключением, чем правилом, однако тенденция налицо. Более качественные объективы, чувствительные матрицы, специальное программное обеспечение – все эти изменения постепенно, шаг за шагом приближают нас к светлому будущему. Nokia просто показала миру, что это возможно, дело только за удешевлением технологий.
Любой цифровой фотоаппарат – это компьютер, на который распространяется закон Мура. И как только позволит мощность процессора телефона, подобные решения будут использоваться сплошь и рядом. А то, что она позволит, сомневаться не приходится. Тема эта достаточно широка для краткого обзора, и, вполне возможно, ниже мы еще затронем её поподробнее.
Кстати, чуть не забыл ещё об одном сегодняшнем феномене – об экране смартфона. Матрица экрана смартфона имеет разрешение (помните? Не количество пикселей, а количество пикселей, отнесённое к площади) значительно выше, чем матрица мониторов и телевизоров. Причём, рынок очень быстро заменил матрицы в смартфонах с дешёвых TN на гораздо лучшие IPS. Всё это привело к тому, что любая фотография на экране смартфона выглядит значительно привлекательнее, чем на экране TN-монитора.
Не надо забывать и о том, что с изображением в смартфоне можно сделать буквально всё, что угодно, с помощью программного обеспечения, начиная с ПО самого фотоаппарата, и заканчивая специальным ПО для постообработки.
Очень даже немаловажной является и почти полная интеграция смартфона с Интернетом, а, следовательно, и с социальными сетями. Размещение только что отснятого материала в сети производится буквально одним-двумя касаниями.
Резюме же такое: для решения очень-очень многих задач сегодня вполне достаточно качества фотоаппарата в смартфоне. Многие именитые фотографы имеют свои странички в Инстагрмме с прекрасными мастерскими фотографиями. Об удобстве же работы с аппаратом, который всегда с Вами, думаю, даже и упоминать не обязательно. Как говорят, лучший фотоаппарат – тот, который был в нужный момент под руками (Возможно, немного освоиться с фотоаппаратом в телефоне Вам помогут статьи "12 советов по улучшению Ваших фотографий с камерофона." и "Настройка фотоаппарата в смартфоне за 5 шагов.").
Компакты.
Вот если бы меня спросили, как на духу, какой класс аппаратуры ты считаешь вымирающим? – я бы никогда не назвал в ответ «зеркалки». А вот компакты бы назвал. Ну хорошо, пусть не все, пусть не как класс, но некоторые подвиды – точно умирают. Например, не могу понять смысл покупки (и выпуска) сегодня простых камер нижнего ценового сегмента. По качеству съёмки любой мобильник по крайней мере сравним с ними по картинке, а по удобству использования – далеко впереди. Особенно если учесть целую кучу программ для постобработки изображений прямо в телефоне. А если вспомнить об Инстаграмме… Да, в новые модели фотоаппаратов производители стараются запихнуть сетевые функции, но, согласитесь, для телефона, а особенно для смартфона эти функции родные, а для фотоаппарата – протезы.
Дальше. Считаю вымирающими дорогие флагманские модели компактов. По цене они стоят на одной ступеньке с «любительскими» зеркалками, а по функционалу… Вы меня, конечно, простите, но один только несменный объектив чего стоит. Я уже говорил об этом раньше и моё мнение не изменилось: слишком много «не-» за такую цену.
Всерьёз говорить о покупке компактной камеры можно в одном случае: Вы не готовы платить больше восьми-десяти тысяч рублей за фотоаппарат и в то же время смартфонного качества и функционала Вам не хватает. В этом случае рекомендую присмотреться к универсальным моделям среднего класса, типа FujiFilm FinePix XF1, Panasonic DMC-TZ35, Canon PowerShot SX280 HS. Для брутального мужчины скорее подойдёт модель типа Canon PowerShot SX510 HS, FujiFilm FinePix HS28EXR или SONY DSC-H300, для дамской же сумочки – SONY DSC-WX350, Canon PowerShot SX210 IS.
Зеркальные камеры.
Опять же – два-три-пять лет назад зеркальные камеры условно делились на три категории: любительские (начального уровня), профессиональные (верхнего эшелона) и полупро. В последнее же время я всё чаще сталкиваюсь с мнением, что «полу-» свежей рыбы не бывает. Либо рыба свежая, либо тухлая. И вообще, зеркалки начального уровня со своим маленьким тёмным видоискателем и кропнутой матрицей это и не зеркалки вовсе, а так называются просто по традиции, из-за схожести конструктива. Подобные мнения, естественно, звучали и раньше, но как-то неактивно. А к какому классу в таком случае прикажете отнести «доступные полнокадровые» камеры? А кропнутые Pentax K-3 в паре с Canon 7D MarkII? Профессиональные камеры стали доступны любителям, а любительские по функционалу вплотную подтянулись к профессиональным.
Лично я считаю, что условное деление на три категории никуда не делось, возможно только, что некоторые камеры занимают некое пограничное положение, и их, при некотором старании можно отнести как к одной, так и к другой категории. (Как про обезьяну, умную и красивую, помните?). Думаю, никто не станет спорить о классовой принадлежности таких камер, как Canon 1100D, Nikon 3100. Точно так же, как не возникнет вопросов в случае с Canon 1D, Nikon D4s, Sony А99.
Трудности возникают с определением «профессиональный». Знаю девушку, зарабатывающую на жизнь свадебной фотографией (то есть фотография для неё – профессия), многие годы снимающую на Canon 350 с китовым объективом. Клиентов столько, что иногда вынуждена делиться. Знаю увлеченного фотографа на пенсии с плёночным Mamya по цене джипа, который никоим образом не считает себя профессионалом. Поэтому, видимо, пусть каждый решает для себя сам, к какому классу относится его любимец.
Считаю, что если Вы читаете эти строки, значит, Вы озаботились выбором зеркальной камеры, а поэтому позвольте дать совет: для первого знакомства начинать лучше с недорогой камеры любительского уровня – Canon 1200D или немного устаревший 600D, Nikon D5300 или D3300, Pentax К-30 (только, пожалуйста, не красный! – шучу) или К-500, SONY Alpha SLT-A58.
Если же Вы точно знаете, что будете продолжать заниматься фотографией в течение многих лет – почему бы сразу не присмотреться к камере класса «полупрофи»? Ну хорошо-хорошо, к камере среднего ценового диапазона? Может даже полнокадровой – из-за необходимости специфического подбора парка объективов? Например, Nikon D600 или D610, Canon 7D Mark II, Pentax K-3. Разумеется, это уже совсем другой ценовой диапазон, но, смею Вас заверить, техника такого класса способна радовать Вас многие годы.
Беззеркалка.
Основным козырем маркетологов при рекламе беззеркальных аппаратов было снижение габаритов, массы и стоимости гаджетов за счёт отказа от зеркала вместе со всей его сложной механикой. Про габариты и массу я ещё с натяжкой согласен (хотя ниже всё же поворчу на эту тему), а вот что с ценой? На сегодняшний день цена на беззеркалки по меньшей мере равна, а в большинстве случаев – выше стоимости одноклассников-зеркалок. Причём, если некоторая тенденция снижения цены у младших моделей прослеживается, то цены на модели верхнего эшелона – извините-подвиньтесь!
И вообще, вся тема «беззеркалок» кажется мне одним сплошным компромиссом, за небольшими исключениями, только подтверждающими правило. О самом важном – цене - я уже сказал.
Набор объективов. Все производители решили изменить байонет на новом типе камер, следовательно, все многолетние оптические наработки теперь никому не нужны. Pentax сделала робкую попытку создания модели K-01 с байонетом К, но модель не удалась и её быстренько сняли с производства. Для новых байонетов приходится создавать новые линейки объективов, с новыми рабочими отрезками, с новыми фокусными расстояниями, правда, маленькие и лёгкие. Естественно, существуют переходники на все случаи жизни, позволяющие применять старую оптику. Причём, за счет того, что рабочий отрезок чаще всего невелик, на беззеркалку можно поставить практически любой объектив из прошлой жизни. Но, простите, о каком снижении габаритов мы говорим в этом случае?
Небесспорное решение приняли фирмы Panasonic и Olympus. Они придумали новый байонет – «микро 4/3» (Micro Four Thirds), с соотношением сторон 4 к 3 против 3 к 2 у всех остальных, кроп-фактором 2, объединив при этом усилия по созданию новых объективов. И успешно выдали целую кучу удачных решений. Сторонние производители – Tokina, Sigma, Schneider, Samyang – видя рыночный успех байонета, тоже подключились к процессу. Фирма Voighlander даже создала четыре объектива со светосилой f/0.95, правда, мануальных. Всего же общими усилиями создано более 50 (!) фиксов и более 30 зумов для своих беззеркалок. Вот это и есть одно из исключений, о которых я говорил выше.
Остальные же производители хотят заставить фотографов пользоваться ограниченным набором оптики. И вот я пытаюсь уговорить себя: "я просто избалован обилием совместимой оптики для Pentax, и, скорее всего, можно среди нескольких выпускаемых объективов подобрать более-менее устраивающую меня линейку…" Но, во-первых, это и называется компромисс, а во-вторых, ничего похожего, ассортимент скуден и беден и удовлетворяет только основные потребности фотографа. Согласен, положение всё же лучше, чем у компактов, но гораздо, гораздо хуже, чем у зеркальных камер. По крайней мере, для класса аппаратов, стремящихся заменить собой целую нишу рынка.
Потребление электроэнергии. В связи с тем, что аппараты лишены видоискателя, они просто вынуждены использовать для жизнеобеспечения экран. То есть экран практически постоянно включен. Если же у аппарата есть видоискатель, то он, естественно, электронный, причём с разрешением выше, чем у основного экрана, а, следовательно, и энергии потребляющий больше. Характерный расход аккумулятора беззеркалки – 300-400 кадров, в то время как для зеркалок эта цифра как минимум вдвое больше. Опять компромисс.
Скорость автофокуса. Отсутствие фазового автофокуса, и, как следствие, вынужденная необходимость применения автофокуса по контрасту, а значит, снижение его скорости и надёжности, особенно в условиях слабого освещения.
Отсутствие стабилизации, как матричной, так и оптической (за исключением буквально нескольких новых зумов у FujiFilm и в последних моделях Olympus'а). Небольшой, лёгкий корпус вкупе с необходимостью фокусировки и съёмки на вытянутых руках в отсутствии стабилизации приводит к увеличению брака из-за смаза изображения. Думаете, для чего делается большой корпус в топовых зеркалках? Кроме дополнительного источника питания, это ещё и значительно лучшая ухватистость. Ещё несколько лет назад о стабилизации вообще мы могли только мечтать, но, тем не менее, я опять вынужден произнести слово «компромисс».
С таким количеством компромиссных решений сколько, по-Вашему, должны стоить беззеркалки? Понятно, что развитие на сегодняшнем уровне не остановится, и не сегодня-завтра беззеркалки поднимутся до уровня топовых зеркальных камер, но при нынешнем положении рынка для вдумчивого фотолюбителя можно посоветовать всего несколько моделей.
Теперь пройдёмся по конкретным производителям. Но - буквально пройдёмся. Следующую статью о выборе фотоаппарата я посвящу исключительно беззеркалкам и выбору конкретной модели среди фаворитов.
Canon.
Canon EOS M
Одна модель - Canon-M с кроп-фактором 1,6 за 16000 рублей. К ней выпускается четыре фирменных объектива: 2 стандартных кита, 11-22/4-5,6 и 22/2. Все объективы с ультразвуковым мотором (STM). Ни одного стабилизированного. Плюсом к ним два объектива делает Samyang - естественно, мануальных: 16/2 и 10/2,8. Понятно, что говорить особо не о чем. Хуже ситуация с ассортиментом только у Pentax.
Nikon.
Nikon 1 V1
Свой формат матрицы - 1 дюйм, кроп-фактор 2,7. Три линейки: для совсем начинающих - серия S (от 10 000 рублей), для просто начинающих - серия J (от 15 000 рублей) и водонепроницаемая, ударопрочная, морозостойкая серия из одной модели AW1 за 24 000 в китовом варианте. Несколько простых китовых объективов плюс недорогой 18/1,8 (аналог "полтинника" на плёнке) и интересный портретный объектив 32/1,2 (в 35-мм эквиваленте 85 мм). Правда стоит он почти 30 000 рублей. Видимо, сделан с прицелом на приличные модели в будущем.
Pentax.
Pentax Q7
Неудачная модель K-01 с матрицей APS-C и неизменным байонетом K - единственный беззеркальный фотоаппарат из всех производителей, позволявший применять все наработки прошлых лет в области оптики. Его быстро сняли с производства и заменили серией Q с крошечной матрицей 1/2,3" (как в дешёвых компактах) и соответственно новым байонетом. Объективы 5-15mm f/2.8-4.5 (27,5 — 83мм в плёночном эквиваленте), 18mm f/8 (100 мм), 6.3mm F7.1 (35мм) и интересная модель Fish-Eye 3.2mm f/5.6 (17,6мм). Обратите внимание на светосилу. Модели носят гордую бирку "самой маленькой" и стоят 13 000 рублей (Q10) и 21 000 рублей (Q7).
Samsung.
Samsung NX 210
Три линейки: четырёх- (начальный уровень), трёх- и двухзначная (флагман). Сегодня актуальные модели NEX20 и NEX30 (30 000 рублей в китовой комплектации), NEX210 (около 17 000 рублей за кит), и NEX3000 (16 000 за кит). Кроп-фактор 1,5. Сравнительно много объективов: я насчитал 14 фирменных, в том числе совершенно свежие 50-150/2.8 и 300/2.8, из них даже два стабилизированных(!) и 10 объективов Samyang. Другие сторонние производители пока не подключились к Samsung'у, что косвенно кое-что значит.
NX mini с уменьшенной до одного дюйма матрицей, новым байонетом и двумя объективами к нему. Розовый. 13 000 рублей.
FujiFilm.
FujiFilm X T1
Модели начального уровня - ну как начального: довольно большая матрица (кроп-фактор 1.5), высокое быстродействие, приличное видео, поворотный экран, Wi-Fi и так далее - стоят тысяч 20-25 (серии A, E, M). Серия Pro - около 40 000 рублей, а серия T с лучшей фирменной матрицей X-Trans CMOS II - порядка 70 000 рублей. Серьёзная линейка объективов - около 20 фирменных, среди которых есть очень "вкусные" экземпляры - типа Fujifilm XF 56mm f/1.2. Фирма Samyang и Carl Zeiss также включают байонет Fujifilm X Mount в свои линейки. Одна беда - цена на эти объективы. Нишу до 20 000 рублей заполняют мануальные фиксы Samyang, фирменные же объективы - безусловно очень достойные модели - достигают 30 и более тысяч рублей.
Безусловно, FujiFilm делает всё для успешного завоевания рынка беззеркалок - матрица, алгоритмы обработки, быстродействие, прекрасная оптика - но цена...
Sony.
Sony NEX 7
Фирма решила немного запутать пользователей изменением терминологии, ликвидировав бренд NEX. Теперь все системные камеры Sony будут называться Альфа. И, хотя в продаже пока присутствуют и те и другие модели, они не являются прямой заменой, несмотря на схожесть именования (NEX3x - A3xxx и NEX5x - A5xxx). Чтобы внести некоторую ясность, попробуем определиться с классификацией: начальный (продвинуто-начальный) уровень - NEX 3N, A3000, A3500, A5000 (13 - 20 тысяч рублей); продвинутый - A6000 (30 тысяч) и топовая модель NEX 7 (тоже). Кроп-фактор у этих моделей 1.5.
Sony - единственная фирма на планете (как сказано в рекламной кричалке), в ассортименте которой есть полнокадровая беззеркалка. Это модели A7 (60 000 рублей за body), A7R (84 000 за body) и A7S (сотня тысяч рублей). A7R имеет бОльшую матрицу (36Мп против 24Мп у A7) без низкочастотного оптического фильтра, а A7S - меньшую матрицу (12Мп) с упором на видеосъёмку. Правда, для этих моделей пока почти не разработаны объективы.
Объективов же с байонетом Е сделано больше двух десятков, причём, кроме Samyang, объективы изготавливают и Tamron, и Sigma, и Tokina, и даже Carl Zeiss, что кое-о-чём говорит.
Panasonic и Olympus.
Почему вместе? Как я уже писал выше, эти две фирмы объединили свои усилия по выпуску объективов и всех аксессуаров для своих камер. В результате для байонета "Micro 4/3" на сегодняшний день выпускается более 80 моделей объективов, способных покрыть все потребности фотографа.
Panasonic Lumix DMC GH4
Panasonic разрабатывает четыре линейки: младшие GF и GX, продвинутые G и GM, и топовая GH. На сегодня актуальными моделями являются GF5 (порядка 10 000 рублей) и GF6 (от 20 000); GX7 (от 40 000); G5 (от 15 000) и G6 (от 25 000); GM5 - порядка 50 000 рублей; GH3 (35 000) и GH4 (80 000 рублей). К слову Panasonic - мастер по части запутывания покупателя аббревиатурами моделей. Продраться сквозь их джунгли я, например, не смог. Например, на официальном сайте: модель LUMIX DMC-GH3EEK стоит 51999 рублей, а модель LUMIX DMC-GH3HEEK - 76990. Мне пришлось даже распечатать краткие технические характеристики и построчно сравнивать их. Оказалось, что разница в том, что один из них body, а другой оснащён объективом, и это считается разными моделями. Так что, если Вы решите связаться с покупкой фотоаппарата Panasonic, будьте очень внимательными, особенно при сравнении двух моделей в разных магазинах.
Olympus OM-D E-M1
В 2012 году Olympus выпускает первую беззеркалку серии OM - OM-D E-M5, вспомнив феноменальный успех плёночной серии OM и переняв даже его дизайн (привет 70-м!). Осенью 2013 года появилась флагманская модель OM-D E-M1, а весной 2014 - бюджетная модель OM-D E-M10. Ну как "бюджетной" - 30 тысяч рублей за китовый комплект. Серия PEN отличается меньшими габаритами из-за отсутствия видоискателя. Актуальные цены серии PEN на осень 2014: E-PL6 - 20 000 тысяч в китовой комплектации, E-PL7 - 24 тысячи.
На официальном сайте Olympus упор делается на творческую сторону процесса и внешние данные продукции, а камеры сравниваются по количеству доступных вариантов отделки и по количеству художественных спецэффектов, реализованных в каждом устройстве. А уж чего стОит возможность "Делать "селфи" с помощью откидного LCD-дисплея"! И как можно жить без такой чудесной возможности?!
Резюме.
Подготавливая материал для данного обзора, я столкнулся с диаметрально противоположными мнениями о целесообразности покупки беззеркального аппарата. Одно - какие они прекрасные, классные, лёгкие и удобные. Другое - какие они шумные, медленные, энергоёмкие и тёмные. Думаю, по приверженности к одному из лагерей легко определить, кто пишет статью. Первую - владелец компакт-камеры, оценившему качество техники другого класса, а вторую - разочарованные "зеркальщики", не понимающие, из-за чего, собственно, весь сыр-бор? Признаюсь, что я отношусь ко второму лагерю, и мне действительно пока ещё многое кажется непонятным.
Даже не углубляясь во второстепенные детали: эргономика, понятное и удобное меню, количество встроенных фильтров, ухватистость, реализация сетевых технологий (а куда нынче без них?), и прочее - это всё вторично, но оценивая аппараты только по главным критериям: матрица, набор объективов и аксессуаров, автофокус, автономность - мы неизбежно приходим к однозначному выводу: ПОКА - НЕТ. За исключением нескольких моделей. Либо Вы готовы идти на компромиссы, порой значительные.
Небольшая матрица (в большинстве случаев хуже зеркальных, а то и компактных фотоаппаратов, а в некоторых случаях даже смартфонов), узкий динамический диапазон, ограниченный набор объективов (кроме альянса Olympus-Panasonic), медленный автофокус, неэффективный видоискатель, низкая автономность - и за всё это более высокая цена! ЗАЧЕМ? Очень удачная модель Olympus OM-D EM-1 стоит даже немного дороже, чем полнокадровая зеркальная камера Nikon D600. Я очень понимаю фотографа, тратящего $2000 за полный кадр, но зачем тратить эту же сумму за заведомо худшую по всем параметрам модель?
Согласен, топовый Olympus очень даже приближается по многим параметрам к D600, но, во-первых, "приближается" совсем не значит "совпадает", а во-вторых - и главных, - обозначенную сумму Вы платите фактически за удобство ношения. Дак почему бы не купить в этом случае приличный компакт за $200? Один только этот пример очень выпукло говорит о нецелесообразности покупки беззеркалки - ни в любительском сегменте, ни, тем более, в профессиональном.
На этой высокой ноте позволю себе закончить данную статью, чтобы в следующей рассмотреть всё же несколько моделей беззеркальных камер, достойных более близкого знакомства. Может быть, мне удастся убедить в первую очередь себя, что за беззеркальем - будущее.
Был бы очень рад услышать от Вас, уважаемые читатели, примеры удачных сочетаний камера - объектив.
Естественно, всё что Вы только что прочитали - моё собственное мнение.
Эта статья и ещё куча других находятся на моём сайте levfoto.ru.
Удачных Вам снимков!
Комментарии:
Поэтому, думаю, надо принимать эту статью лишь как попытку пробудить интерес читателя к данной теме и побудить его самостоятельно разобраться в вопросе. :)