error
Регистрация

Урок фотографии. Съемка в режиме приоритета диафрагмы, выдержки и в ручном режиме

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Фото Идея
Опубликовано: 25.02.2016 в 07:05:40

Купив первую зеркальную камеру, вы не раз слышали, что для лучшего качества снимков следует фотографировать в ручном или в одном из полуавтоматических режимов. Вы, наверняка, уже пробовали снимать с приоритетом диафрагмы, или выдержки, но, так как у новичков хорошие результаты получаются не сразу, могли разочароваться и оставить попытки в прошлом. Однако, для профессионального роста, вам придется полностью отказаться от автоматических и сюжетных режимов и научиться настраивать фотоаппарат самостоятельно, и мы постараемся вам в этом помочь.

уроки фотографии бесплатно
уроки фотографии бесплатно

Что вы узнаете в этой статье:

  • Что представляют собой режимы A (Av), S (Tv) и M, определение каждого;
  • В каких ситуациях стоит выбирать каждый из них и почему;
  • Некоторые преимущества режимов (Av) и S (Tv) по сравнению с ручной настройкой;
  • Некоторые преимущества ручной настройки и примеры ситуаций, когда это единственный возможный вариант.

Ручные режимы съемки, какие они?

Ручной режим (M): этот режим дает вам полный контроль над тремя параметрами настройки камеры, определяющими экспозицию (известными как треугольник экспозиции) – чувствительность ISO, диафрагма и скорость затвора. В руководстве мы остановимся на каждом из параметров.

Приоритет диафрагмы (А на Nikon, Av на Canon): этот режим дает вам возможность управлять двумя параметрами настройки, а именно ISO и диафрагмой. Камера автоматически определит соответствующую скорость затвора, чтобы обеспечить вас правильной экспозицией.

Приоритет выдержки (S на Nikon, Tv на Canon): данный режим так же дает вам возможность управлять двумя параметрами настройки экспозиции, но на этот раз это ISO и скорость затвора. Камера автоматически определит значение диафрагмы, подходящее для ваших настроек.

Есть и другие факторы, которые влияют на результат, а именно - экспозамер, который используется и компенсация экспозиции. На этом мы остановимся чуть позже.

Как решить, какой режим использовать?

Я использую режим приоритета диафрагмы и приоритета выдержки чаще, чем какой-либо другой. Принимая решение о том, какой из них лучше выбрать, следует учитывать то, что вы снимаете, при каких внешних условиях и какого эффекта хотите достичь:

  • Выбирать режим приоритета диафрагмы следует тогда, когда вы хотите контролировать глубину резкости (DOF). Так, например, если вы  создете портрет с красивым боке, то установите апертуру, на значение f2.8 или f1.8. Выбирать режим приоритета диафрагмы следует не только при создании приятного размытого фона, но и в случаях, когда, наоборот, требуется сделать четкий снимок, выбрав значение диафрагмы f11 или меньше.
  • Отдать предпочтение режиму приоритета выдержки следует тогда, когда вам важно контролировать движение объекта, то есть, либо сделать объект съемки очень четким во время движения, либо наоборот качественно размыть его. Таким образом, фотографируя спортивные мероприятия, концерты или дикую природу, когда важна четкость, значение скорости затвора следует установить на значение, хотя бы, 1/500. Фотографируя движение воды, или машины в ночное время суток, интервал выдержки нужно выбирать значительно больше, как минимум 2-5 секунд.
  • Есть несколько случаев, когда наилучшим вариантом будет съемка в ручном режиме. Так, если вы делаете ночной портрет или пейзаж, работаете в студии, или делаете HDR снимок с использованием штатива, так же в некоторых случаях, когда используется вспышка (например, когда работая в темной комнате, вам все-таки хочется немного сохранить естественное освещение).

Вот некоторые примеры изображений, сделанные с помощью каждого из режимов, описанных выше.

уроки фотографии бесплатно
уроки фотографии бесплатно

Снимок, сделанный в режиме приоритета диафрагмы

уроки фотографии бесплатно
уроки фотографии бесплатно

Снимок, созданный в режиме приоритета выдержки

уроки художественной фотографии
уроки художественной фотографии

Снимок, сделанный в ручном режиме, в темное время суток

Вещи, о которых не стоит забывать

ISO: помните, что при выборе любого режима вы по-прежнему настраиваете чувствительность ISO самостоятельно.

Выбирать чувствительность нужно основываясь на том, при каком освещении вы снимаете. Допустим, снимая при ярком солнечном свете лучше установить значение 100 ISO или 200 ISO. Если это пасмурный день, или, вы снимаете в тени, то значение лучше установить на 400 ISO. Для съемки в помещении с плохим освещением значение нужно поставить больше 800 ISO, в зависимости от обстоятельств. Значения выше 3200 ISO устанавливаются в особых случаях, например, если вы снимаете объект в движение без использования штатива и при этом, уровень освещения низкий. Использование штатива позволяет ставить более низкие значения ISO, так как риск сделать смазанный кадр сводится практически к нулю.

Проверьте скорость затвора в режиме приоритета диафрагмы.

Если камера определяет значение скорости затвора самостоятельно, это еще не значит, что вам удастся сделать качественный снимок, поэтому лучше лишний раз проверить, какую скорость установил ваш фотоаппарат. Да, в основном проблем не возникает, но если вы настроили фотокамеру и установили чувствительность 100 ISO, при диафрагме f16 в темной комнате, то снимать вы будете с довольно медленной выдержкой, и если штатив не используется, то кадр, скорее всего, выйдет размытым. Поэтому, следите за тем, что бы выдержка была установлена верно, для этого можно использовать следующее правило - 1/фокусное расстояние = скорость затвора. То есть, если вы снимаете на расстоянии 200 метров, то выдержка должна быть 1/200. Зная это правило, вы сможете подкорректировать свои настройки ISO и диафрагмы таким образом, что бы выдержка автоматически установилась на то значение, которое подойдет лучше всего.

уроки художественной фотографии
уроки художественной фотографии

Снимок, сделанный в ручном режиме с HDR

Следите за уведомлениями с предупреждением о неправильной экспозиции в режимах S и A.

Ваша камера довольно умная, но она может работать только в пределах своих собственных ограничений. Поэтому иногда вы можете получать сообщения о том, что выходите за пределы тех параметров, когда возможно установить верные значения автоматических настроек. Такое сообщение будет отображаться в виде мигающего предупреждения в видоискателе. Вот примеры таких случаев, как в режиме приоритета выдержки, так и приоритета диафрагмы.

Сценарий № 1. Режим приоритета диафрагмы. Допустим, вы решили установить значения ISO 800 и F1.8 в яркий солнечный день, в результате камера сообщит вам, что кадр слишком светлый. Фотоаппарат не может установить соответствующее значение выдержки (самое быстрое). Если вы все-таки сделаете фото, то убедитесь в том, что оно переэкспонировано, о чем камера вас и предупреждала. Выберите более низкое значение ISO или поставьте меньшую диафрагму и попробуйте еще раз, пока предупреждение не исчезнет.

Сценарий № 2. Режим приоритета выдержки. Допустим, съемка происходит в темной комнате с настройками ISO 400 и 1/1000 сек., в данном случае камера не сможет установить верное значение диафрагмы, об этом вы будете уведомлены через сообщение в видоискателе. Для устранения этой проблемы необходимо выбрать низкую скорость затвора и, вероятно, большее значение чувствительности ISO, такое , что б предупреждение исчезло.

уроки художественной фотографии
уроки художественной фотографии

Изображение создано в ручном режиме во время ночной фотосъемки

Компенсация экспозиции в ручном режиме

Часто возникает путаница среди начинающих фотографов в том, как использовать компенсацию экспозиции, работая в ручном режиме. В данном случае, все зависит о того, какую камеру вы используете, например, в фотоаппаратах Canon это просто не применяется. При съемке с Nikon, вы можете установить компенсацию экспозиции, например «+2», в этом случае вы увидите в видоискателе шкалу с соответствующей поправкой. Прибегать к правке экспозиции приходится в отдельных съемочных ситуациях, когда камера устанавливаете неверные настройки. Если вы не знаете как это делать лучше использовать брекетинг экспозиции, или подправить значения в графическом редакторе.

Итог. Порядок установки параметров:

  • В первую очередь устанавливаем ISO, в зависимости от освещения;
  • Определяем, что наиболее важное в данной съемке - движение или глубина резкости;
  • Устанавливаем режим приоритета выдержки, или режим приоритета диафрагмы;
  • Проверяем, есть ли предупреждения от камеры;
  • Делаем пробный снимок и исправляем настройки в случае необходимости.

Узнайте больше о своей камере из курса "Всё, что нужно знать о фототехнике" Ссылка на курс: http://zhukovonline.ru/tech/special/

Источник: http://cameralabs.org

 
Просмотры: 52737
 

Комментарии:

Сергей Сулоев
"То есть, если вы снимаете на расстоянии 200 метров, то выдержка должна быть 1/200" Это как?
23.07.2013 - 15:59:01
 
наталья
Спасибо за разъяснения,все доходчиво и понятно
23.07.2013 - 19:28:27
 
yuras skl
"правило - 1/фокусное расстояние = скорость затвора. То есть, если вы снимаете на расстоянии 200 метров, то выдержка должна быть 1/200"
Вы уверенны ???
Вы ошиблись в метрах :)) Действительно на практике фокусное расстояние объектива = скорость затвора,и к метрам это не имеет никакого отношения.
24.07.2013 - 19:14:21
 
Дмитрий Лядимов
ну перепутал фокусное с метрами, что такого то, я думаю кому надо поймут)))
26.07.2013 - 14:32:47
 
Дмитрий Лядимов
даже не перепутал а одно слов не дописал, что ясно из предыдущего предложения
26.07.2013 - 14:34:08
 
Александр Ubsky
Автор! Если Вы заявляете: "Необходимый каждому урок фотографии", то Ваше "...что такого то, я думаю кому надо поймут)))" выглядит принебрижением к читателю.
А статья, в целом не плохая.
28.07.2013 - 11:00:20
 
Дмитрий Лядимов
Александр Ubsky. Я так понимаю Ваш комментарий предназначался мне:). В ответ хочу заметить, что я не автор, поскольку статья хоть и о важных, но всё же простых вещах то да же не читатель, так мимо проходил.
Всем добра!
28.07.2013 - 20:34:20
 
Марек Shtulberg
фокусное расстояние объектива...полтинник 50мм например, выдержка не длиннее 1/50...но на кропе-то как? значит на коропе не длиннее 1/75?
29.07.2013 - 18:14:55
 
Дмитрий Лядимов
по теме не значит, у вас не фокусное изменилось а картинка только.
А по мне так не зацикливайтесь на цифрах, снимайте больше и анализируйте свои снимки заглядывая в экзиф, поймёте где, конкретно у вас, границы возможного, может у вас руки закаченные железобетонные и на длинных выдержках вам камеру удержать как два пальца об асфальт, а может наоборот утренний тремор после вчерашнего))
30.07.2013 - 12:25:47
 
Сергей Кириллович Виноградов
"То есть, если вы снимаете на расстоянии 200 метров, то выдержка должна быть 1/200".
Мне кажется, здесь переводчик просто не задумывался, о чем статья. А ведь это всегда хорошо, когда переводчик понимает смысл переводимого на уровне автора!
Совет уважаемого Дмитрия Лядимова принимается безоговорочно и без прочтения данной статьи с системными ошибками. :-)
13.08.2013 - 02:58:48
 
Владимир Балюко
Должно быть: "если вы снимаете объективом с фокусным расстоянием 200 мм без штатива и стабилизатора,то выдержка должна быть не длиннее 1/200с."
14.08.2013 - 23:54:41
 
Andrew
Коллеги, разъясните пожалуйста один момент. Снимал в режиме приоритета диафрагмы. Несколько раз в помещении, пару раз ан улице. Сталкиваюсь с одной и той же проблемой. Устанавливаю диафрагму на 2.8 (объектив Canon 24-70), чувствительность в пределах 100-800 и получаю недоэкспонированный кадр. Очень темная картинка получается (особенно фон). Как оказалось, фотоаппарат подбирает выдержку от 1/320 до 1/640 с. ВОПРОС- почему фотоаппарат не может "понять", что нужно подобрать более длинную выдержку, на пример 1/100 с. (Ведь, насколько я понимаю, одна из особенностей этого режима состоит в том, что фотоаппарат сам подбирает выдержку, исходя из условий освещенности). Либо фотоаппарат "тупит", либо я не учитываю какой-то момент. Подозреваю, что второе. Но что, понять не могу. Подскажите пожалуйста!
25.08.2013 - 14:24:42
 
delete (id9009)
Возможно у Вас стоит точечный замер экспозиции и фотоаппарат выбирает выдержку по более освещенному ближнему объекту.
15.11.2013 - 12:09:59
 
Виталий Тененёв
Странно, что автор полагает, будто в камерах Canon компенсация экспозиции в ручном режиме не применяется. Это настоящая глупость.
17.01.2014 - 21:42:18
 
Юрий Яловенко
Мужик просто не знаком с Canon!
25.02.2016 - 11:04:24
 
Александр Трухин
Автор, как мне кажется, не только с Canon, но и вообще с фотоаппаратом слабо знаком, коль путает фокусное расстояние с расстоянием до объекта съемки.
25.02.2016 - 18:58:32