error
Регистрация

Урок фотографии. Отношения в кадре и за кадром

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Марат
Опубликовано: 11.02.2013 в 20:31:10

Почему одна фотография нравится, "цепляет", а другая, несмотря на правильную композицию и вроде бы интересный сюжет, оставляет равнодушным? Этот вопрос мы задавали уже не раз и еще не раз к нему вернемся. Потому что нет и не может быть универсального ответа, кроме одного - хорош тот кадр, который волнует зрителя. 

 
 
бесплатные уроки фотографии
бесплатные уроки фотографии

Но чем такая формулировка может помочь фотографу чисто практически? Практически ничем. Вот такой рефрен получился, однако. Фотография как произведение искусства многогранна и разнопланова. А уж зритель... М-да... Все мы разные, хотя и имеем много общего. Вот за это общее и возьмемся. 


Заниматься структурным анализом, раскладывать по полочкам достоинства и недостатки, взвешивать и оценивать степень воздействия художественного образа кощунственно. Однако, увы, в учебном процессе без этого не обойтись. В этом небольшом материале мы рассмотрим одну из весьма важных составляющих фотографического образа - отношения в кадре и за кадром. Анализировать собственные работы сложно, еще сложнее их хвалить, и уж совсем невозможно быть объективным. Поэтому я взял для "препарирования" работы молодого талантливого фотографа Рената Агзамова и студентки нашей фотошколы Маргариты Кшовой. Хочу сказать авторам, любезно предоставившим для этой лекции свои натюрморты, большое спасибо. 
Итак, отношения. Какими они могут быть и как их правильно выстроить? Давайте разберемся.

 


Как вы думаете, в каких отношениях находятся вилка и розетка? Правильно, в отношениях СООТВЕТСТВИЯ. А если вилка американская, а розетка английская...? Давайте потренируем пространственное воображение: представьте себе сетевой шнур с привычной нам вилкой, зависший в позе атакующей кобры напротив столь же привычной бытовой розетки. Какие мысли и эмоции вызывает этот сюжет? У каждого свои, в зависимости от профессии, возраста и эмоционального опыта, но всем понятно, что от возможного соединения одного с другим и побежит электрический ток. Но его еще не произошло. Попробуем развить воображаемый сюжет. Вариант первый - "высокий ключ", то есть белый шнур, вилка, розетка, стена... все белое. Только штырьки металлические. Освещение ровное бестеневое. Ваши ассоциации? Вариант второй, как вы уже наверно догадались - "низкий ключ" - все черное да еще и в жестком свете, то есть с выразительной тенью. Какие эмоции вызывает такой сюжет? А теперь представьте себе американо-английскую пару и привычную европейскую в обоих сюжетах. Представили? Почувствуйте разницу! И это лишь в воображении, а если сделать кадр, поиграть с геометрией шнура и ракурсом розетки, с композицией и со светом? Можно создать массу самых разных, весьма занимательных образов. Тем, кто учится в Фотошколе, предстоит все это попробовать на практике, а мы перейдем к разбору зримых образов. Будем изучать теорию в самом, что ни на есть, практическом приложении.

 
бесплатные уроки фотографии
бесплатные уроки фотографии

Ренат Агзамов, "Жизнь в цветке"
3,2 c, F16, ISO 100

 

Начнем с простого и лаконичного натюрморта, который вы видите на первом развороте - "Физалис". Попробуем связать материальное и духовное. Рассмотрим, из каких элементов состоит эта композиция, в каких отношениях они находятся и какой эмоциональный отклик вызывает у зрителя. На первый взгляд все просто - плод физалиса и камень. Но не спешите - есть вокруг ягоды симпатичная фактурная "рубашка" (увы, не знаю как это правильно называется у ботаников), виден черешок, есть выразительная тень от ягоды, а на самой ягоде блик. С камнем тоже не все просто - ОН ЯВНО СТАР, МНОГОГРАНЕН И ФАКТУРЕН! Еще, заметьте, есть фон - глубокая таинственная тень. Теперь об отношениях. Геометрически все просто - ягода лежит на камне, и вроде бы ничего особенного. Давайте посмотрим и прислушаемся к своим эмоциям и ассоциациям. Что приходит в голову? Конфликт нежного и жесткого, живого и неживого, молодого и старого. Эти отношения можно назвать "контрапункт". Но это не все - кадр, согласитесь, гармоничен. Почему? Во-первых, общая цветовая тональность. Во-вторых, камень своей фактурой явно корреспондирует, то есть перекликается с "рубашкой" ягоды. В-третьих, ягода вполне самостоятельна и даже как будто не очень устойчива, но поддерживается тенью, уверенно расположившейся на камне. Наконец, о золотом сечении - явно его не видно, но оно работает в этом кадре! Как с камнем, подумайте сами, а вот с физалисом очень любопытное решение. Ягода немного "недотягивает" до вертикальной линии ЗС, подсознательно зритель передвигает ее в гармоничную плоскость и благодаря этому появляется движение внутрь кадра. При этом, заметьте, наклоненное ребро камня (передний план) наоборот, как бы "выкатывает" физалис из кадра. Вот вам еще грань отношений - этакое мягкое противоборство.


   Условия съемки: справа почти горизонтально один источник постоянного света, слева точечная подсветка зеркальным отражателем. "Зайчик", направленный прямо на физалис.


бесплатные уроки фотографии
бесплатные уроки фотографии

Ренат Агзамов, "Чистота форм и линий" 
3,2 c, F16, ISO 100


"Чистота форм и линий" - тоже очень лаконичная и выразительная композиция. Не будем говорить о технических сложностях съемки белого на белом - те, кто выполнял задания вводного курса, столкнулись с ними в полной мере. Рассмотрим хитросплетения сюжета. Действующие лица: перо, яйцо, листочек и белый фон. Дополнительные элементы - тени. Все! Много это или мало для захватывающей истории? Зависит от фантазии зрителя. Яйцо под листочком ассоциируется с головой в шляпе, удивленно уставившейся на белое перышко. Фактура листика и скорлупы, подобие их контуров, объединяют эти элементы, несколько противопоставляя перышку. С другой стороны, совершенно очевидно, что перо гораздо родственнее яйцу, чем лепесток цветка. Вот вам и гармония и конфликт в одном стакане, то есть в кадре, конечно. "Голова" расположена чуть не дотягиваясь до линии золотого сечения, и снова появляется внутреннее движение. При этом, объекты очень аккуратно разнесены по планам, перо чуть глубже в кадре и почти на пути движения яйца с лепестком... Забыли про фон, он же тоже персонаж кадра, иначе быть не может. О роли БЕЛОГО фона предлагаю подумать самостоятельно.
"Жизнь в цветке" - белый минимализм и подобие несовместимого. В этом кадре так мало элементов и так много ассоциаций, что предлагаю вам самостоятельно пофантазировать на тему этого сюжета. Скажу только, что здесь видна и метафора, и аллегоричность, и смысловая многоплановость, а уж гармония и конфликт, синергизм и контрапункт просто очевидны. Обратите внимание на светотень, она не сразу бросается в глаза, но на подсознательном уровне активно работает, дополняя пространство закадровых отношений.

 

Условия съемки: три источника постоянного света. С левой стороны - рисующий софтбокс, с правой - заполняющий софтбокс, справа-сзади - контровый источник с сотовой насадкой.


уроки художественной фотографии
уроки художественной фотографии

Ренат Агзамов, "Продолжая серию с яйцами" 
8 c, F22, ISO 100

 

"Продолжая серию с яйцами". В этой композиции гораздо больше элементов и, естественно, гораздо больше конкретики. Отношения читаются довольно явно. Есть символическое гнездо, есть скорлупа, из которой будто только что вылупился и убежал птенец... Пространство ассоциаций значительно сужено очевидностью сюжета, но работа не стала менее выразительной. Здесь опять есть и гармония и контрапункт. Есть отношения в кадре и за кадром, заметьте, не только с присутствующим неявно птенцом. Развернутая в сторону родительского очага, скорлупка справа тоже живет вполне самостоятельной жизнью и, дублируя незримого цыпленка, как будто спрашивает: "Как вы там, я не слишком далеко отошел?". Или наоборот - давайте уже быстрее, мир так интересен. Кому что больше нравится, но бесспорно диалог присутствует. Именно диалог, потому что и перо наклонено и яйца как будто тянутся вправо. Впору задуматься о жизни, о своем месте в ней, поинтересоваться лишний раз успехами детей или позвонить родителям... Вот такие глубокие "закадровые" отношения спрятаны в простом, немного юмористичном и очень эстетичном сюжете.

 

Переходим к цвету. Вы видите две фотографии из пятикадровой серии задания пятого курса. Несмотря на цветовую насыщенность, на мой взгляд, это тоже довольно лаконичные зарисовки, но здесь совсем другая тема, другие отношения. Попробуйте сами поразмыслить над композицией этих работ, прислушаться к себе и почувствовать, понять закадровые отношения. Присылайте свои соображения, а мы в следующем номере опубликуем самые интересные литературные зарисовки.

 
уроки художественной фотографии
уроки художественной фотографии

Маргарита Кшова, "Солнце 1"                       

1/45 c, F1.4, ISO 250   

уроки художественной фотографии
уроки художественной фотографии

Маргарита Кшова, "Гирлянда"

1/125 c, F6.7, ISO 250

Источник: http://rosphoto.com


Смотрите еще:
Как сделать детские фото. Рассказывают Лана и Игорь Гришины 

 
Просмотры: 6788
 

Комментарии: