Фото: Анри Картье-Брессон
Фотоаппарат трансформирует реальность — как только вы нажимаете на кнопку, время останавливается. Естественно, не навсегда, а только в каком-то конкретном кадре… но в фотографии нас именно этот кадр и интересует. Вот этот мужик на картинке сверху скоро уже как 100 лет назад через лужу прыгнул возле Лионского вокзала в Париже (если ошибаюсь, поправьте), а в итоге стал знаменит на весь мир, хоть имени его никто и не знает. Брессон в начале прошлого века это знал, более того, он и видел, как его камера — именно потому и стал родоначальником правящего с тех пор в фотографии направления, поиска и фиксации одного момента из длинной реальности, неважно, сколько длился этот момент. Выдержка кадра может быть и 1/500с, и пять часов, но все это будет представлено в виде неподвижного изображения на экране (ах да, и на бумаге тоже).
Именно поэтому необходимо помнить, что кадр всегда останется статичным и замороженным, и если вы хотите добавить в него динамики, надо пользоваться теми правилами, по которым живет фотоаппарат, а не вы.
Вторая особенность фотоаппаратного зрения заключается в том, что это очень плохой конвертер пространства: мы воспринимаем глубину пространства непосредственно, благодаря стереоскопическому зрению — а вот фотоаппарат так не умеет, у него глаз один. Попробуйте как-нибудь пообщаться с человеком, у которого зрение с недостатками и попробуйте его понять. Если знакомых нет, сделайте вид, что вы Кутузов и походите полдня с черной повязкой на одном глазу — станете видеть, как фотоаппарат, и изображение станет плоским, то есть потеряет глубину. Фотографы, правда, знают об этом не первый день, да и до фотографии о таком недостатке было известно еще из живописи. Раз объем потерян, его нужно вернуть — само наше сознание этого требует, ему надо только подсказать и показать, где и что.
Один глаз начинает работать в пространстве по другим правилам. Прежде всего, помните, что единовременно наш мозг обрабатывает только центральную зону изображения (даже если второй глаз подключите, ничего не поменяется, не старайтесь), а остальную воспроизводит по памяти… вот только мощности на детализацию не хватает — да и не нужна она — в итоге окружающее пространство имеет лишь только общие яркостные и цветовые характеристики, то есть, как бы размыто, но эта размытость никак не связана со степенью удаления от того объекта, на который мы смотрим.
Впрочем, нашему глазу помогает логика, более крупные и более контрастные объекты (а соответственно, и более цветные) находятся ближе, чем менее контрастные и мелкие. Это уже называется перспективой, линейной и тональной.
Однако, теория без практики, наверное, не имеет смысла. Самое главное, что нужно понять из сказанного выше, что, поняв, как работают системы восприятия в том и ином случае, мы научимся конвертировать или переводить одно в другое. Этим нормальный человек занимается всю жизнь. Даже сейчас, когда я пишу эти буквы, а вы читаете, мы воспринимаем все посредством черных буковок на белом фоне, которые кто-то пишет, а кто-то читает. Мы не общаемся непосредственно, для этого есть другие формы. Мы кодируем информацию в буквы при написании и декодируем при чтении — точно так же надо поступить и при съемке, закодировав какой-то смысл или эмоцию в визуально воспринимаемый образ в конкретном кадре. От того, насколько хорошо вы умеете кодировать, и восприниматься ваш смысл будет глубже или, наоборот, более поверхностно.
Часть вторая, конкретная. Говорите на одном языке с фотоаппаратом.
Нет, это не японский. Это язык образов и средств визуальной передачи информации. В нашей статье далеко не все — это только малая часть всего того богатого набора, которым ежедневно пользуется фотограф.
Будем двигаться постепенно. Прежде всего, что делать, чтобы вернуть движение в кадр. Способов таких есть несколько:
-
прежде всего, заморозить движение, как Брессон и сделал (и делал еще довольно долго, вплоть до своей смерти… подумать только, и он, и человек в кадре уже мертвы, а картинка до сих пор актуальности не потеряла). Во многих случаях зависший в воздухе человек или человек в позе, не предполагающей стабильного нахождения в ней все равно нашим мозгом воспринимается как перемещающийся в пространстве, поэтому и будет так восприниматься в кадре.
Комментарии: