error
Регистрация

Урок фотографии. Как создать объем в фотографии

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Фото Идея
Опубликовано: 12.05.2016 в 07:51:08

Распечатанный снимок или просмотр его на экране компьютера – это плоская, двухмерная картинка, а мир трехмерен и проблема передачи объема трехмерного мира на одномерной плоскости волнует фотографов вот уже более 100 лет, а художники решают эту проблему уже сотни лет. Но художники могут дорисовать все что угодно на свои творения, мы же, фотографы, пользуемся только тем, что можем увидеть. Однако и у нас и у художников одинаковый набор «инструментов»: линейная перспектива, тональная и масштабная перспектива, а так же наличие размытия в изображении, то есть ГРИП.

В переводе с английского языка фотографировать выглядит как «to take a picture», что в дословном переводе означает «брать картинку», не делать, а именно брать! Это очень тонко. Потому что мы, фотографы, именно берем увиденное и оставляем его отпечаток у себя на пленке или матрице. И как мы это сделаем, как построим кадр, где сделаем зону размытия, именно от этих решений зависит какой результат мы в итоге получим. Давайте посмотрим каждый вид перспективы и увидим, как он влияет на снимок.

 

Тональная перспектива

Воздух никогда не бывает прозрачным, потому что он состоит из молекул разного характера, а молекулы – это тоже объекты со своей плотностью и весом. Тональная перспектива зависит от влажности, запыленности воздуха и проявляется в разных погодных условиях по-разному.

Самые яркие проявления тональной перспективы можно наблюдать в туман, в ветреную и пыльную погоду в пустыне или степи, на рассвете над водой. И все эти явления приводят к следующему: чем дальше объект, тем менее четкие и ясные его очертания, тем менее он насыщен, кажется более светлым и менее контрастным.

На нижеприведенной фотографии мы видим, как проявляется тональная перспектива в ее самом ярком виде, в утреннем тумане. Дальний план снимка стал более светлым, краски и объекты на нем менее насыщенны, очертания почти размылись, контраст на дальнем плане почти нулевой:

 
Урок фотографии
Урок фотографии

 

Масштабная перспектива

Масштабная перспектива проявляется в уменьшении однотипных объектов: чем дальше объект, тем он меньше.

 
уроки фотографии бесплатно
уроки фотографии бесплатно

На снимке засохшего берега реки мы видим два вида перспективы: линейный и масштабный. Изменяющийся масштаб засохших частей берега дает снимку объем, приближает его к трехмерному. Не зря пейзажи снимают широкоугольными объективами (фокусное расстояние 17-28 мм.): искажая передний план, этот вид объективов делает его как бы выпуклым, перспективу и масштабность предметов эти объективы рисуют гораздо лучше, чем длиннофокусный, который как бы «схлопывает» картинку, делая передний план плоским (в силу своего узкого угла зрения).

Так же надо отметить, что широкоугольные объективы, благодаря своему широкому углу зрения (примерно 70 градусов) дают резкость на всем протяжении снимка с меньшим значением диафрагмы, а это полезно в условиях малой освещенности, но о резкости чуть позже.

В натюрморте тоже можно применить этот вид перспективы, организовав ритм удаляющихся однотипных объектов. В нижеприведенном снимке мы видим два вида перспективы: линейная и масштабная, а катушка ниток на переднем плане усиливает ощущение объема, как и малая ГРИП (глубина резко изображаемого пространства):

 
уроки фотографии бесплатно
уроки фотографии бесплатно

 

Линейная перспектива

Линейная перспектива выражается в линиях, которые стремятся сойтись в одной точке на горизонте или в бесконечности. Дорога, уходящая в даль, мост, линии перил, бордюров, домов, электрических проводов…. все это может служить основой для линейной перспективы. Линейная перспектива очень часто появляется в пейзажах, где достаточно основ для образования линейной перспективы.

 
уроки фотографии бесплатно
уроки фотографии бесплатно

 

А как быть, например, в макро-сюжете или натюрморте?

 
уроки профессиональной фотографии
уроки профессиональной фотографии

В вышеприведенном снимке мы видим линейную перспективу, которую образовывает лист растения, а размытость добавляет глубину, объем снимку. Капля является главным объектом, потому что выделена резкостью и находится в точке зрительского внимания (в месте пересечения линий, который делят кадр на три равные части).

ГРИП

Размытость фона или части изображения – это тоже инструмент, который влияет на объем кадра, и управляет этим диафрагма: чем меньше ее значение, тем более размытой будет та часть снимка, которая находится ближе и/или дальше точки фокусировки (точки резкости).

Есть масса советов в различных статьях по поводу математического расчета глубины резкости, я предпочитаю не математический подход, ведь самый главный наш инструмент – это глаза. Глубина резкости – это расстояние между самым ближним и самым дальним предметом, которые при данной диафрагме будут резкими.

В фотографии принято обозначение ГРИП (глубина резко изображаемого пространства), которое зависит от:

1. расстояния до объекта (чем оно больше, тем ГРИП больше и наоборот);
2. от значения диафрагменного числа (чем оно меньше, тем меньше и ГРИП и наоборот);
3. от фокусного расстояния объектива: чем оно меньше, тем больше ГРИП (при одинаковом расстоянии до объекта).
4. от линейного размера матрицы (не количества Мп): чем меньше размер матрицы, тем больше ГРИП (это можно учитывать при макро-съемке, если нужна бОльшая ГРИП).

Вышеприведенный снимок (с каплей на листьях растения) снят со следующими данными:

- диафрагма = 8,0 (камера Nikon D300, объектив nikkor 105/2,8);
- фокусное расстояние = 105 мм.;

ГРИП в данном случае = 5-10мм., расстояние от объектива до объекта было примерно 30-40см.
При съемке более крупного объекта с такой же диафрагмой и таким же фокусным расстоянием на расстоянии 20 метров, ГРИП может равняться 5 метрам.
И на том же расстоянии (20 метров), при диафрагме 15,0 и фокусном расстоянии = 20мм, ГРИП будет на протяжении всего кадра, начиная с 3 м от фотографа и до самого горизонта. Чтобы окончательно понять, что к чему давайте посмотрим внутрь фотоаппарата и поймем, чем управляет диафрагма.

Диафрагма – это выдвигающиеся «лепестки» внутри объектива, которые регулируют диаметр отверстия, через которое проходит свет внутрь фотоаппарата. Так вот, чем уже это отверстие, тем более резкой получается картинка. Значение диафрагмы – это величина на которую выступают ее лепестки.

При диафрагме 5,6 лепестки выставлены совсем чуть-чуть и отверстие большое, а потому ГРИП будет малой, часть снимка будет в размытости.

При диафрагме 20,0 лепестки выставлены уже достаточно, отверстие маленькое, а потому резкость будет значительной, при съемке пейзажа широкоугольным объективом она будет на протяжении всего кадра, если кадр сделан общим планом. Даже лучи фонарей собираются «в звездочки» при таком значении диафрагмы.

Если у Вас зеркальная камера (не важно цифровая или пленочная) или продвинутая мыльница (камера с несменным объективом), то при смене настроек диафрагмы, изменения в резкости можно увидеть сразу же в окуляре или на экранчике фотоаппарата. Вот именно этой информации и нужно доверять, проверяя результат на экране фотоаппарата после нажатия на кнопку затвора. Размытость позволяет не только управлять объемом снимка, но и зрительским вниманием, что тоже немаловажный фактор в композиционном построении:

 
уроки профессиональной фотографии
уроки профессиональной фотографии

Размытый фон позволил выделить модель, сделать фон однородным, а снимок – объемным.

Давайте посмотрим как снят вышеприведенный снимок:

- диафрагма = 4,5;
- фокусное расстояние объектива = 150мм.;
- расстояние до модели было несколько метров, ГРИП = 15-25 см., фон размыт очень сильно (это была булыжная мостовая).

Итак, мы с Вами поняли, как управлять объемом кадра, как строить кадр таким образом, чтобы снимок не выглядел плоским. Но в любом правиле есть исключения, и Вы, как творческий человек вправе выбирать: нужен Вам объем на снимке или нет. Вот пример лаконичного кадра, где объем был бы губителен, он «убил» бы идею снимка:

 
уроки профессиональной фотографии
уроки профессиональной фотографии

Линейная перспектива здесь выражена лишь «намеком» в виде легкой ряби на воде. И только фотограф решает, какие инструменты ему применять для построения его кадра и как они скажутся на идее снимка, и именно его решения и называются бездарностью, талантом, художественным вкусом или безвкусицей, гениальностью или стилем.

Источник: http://fototips.ru
 
Смотрите также:
 
Просмотры: 18998
 

Комментарии:

Александра Белова
Учусь в этой школе! Всем советую!
28.12.2013 - 21:41:28
 
Сергей Саблин
Ох, развелось нынче учителей! Одна половина населения учит другую. Секрет успеха прост - камера, пройденные онлайн курсы (иногда и это слишком много), амбиции и несколько (иногда даже десятков) удачных снимков. Все!!! Этого хватает, что бы начать учить кого то, а то что учитель НИКОМУ не известен... Да, какая, в прочем, разница? Главное "ШКОЛА ИВАНА ПУПКИНА"!!!
30.12.2013 - 05:40:18
 
Игорь (SilkWay) Бакаев
думаете обязательно все должны учиться у известных? или менее известные меньше знают и хуже снимают чем раскрученные и известные?
20.01.2014 - 13:00:24
 
Полина Киселёва
Блин, даже преподаватели пишут с ошибками... Докатились.
21.01.2014 - 23:05:51
 
Павел
Порой очень важно у кого ты учишчя для статуса, а иногда стоит задуматся над советом "неизвестного" т.к. все объясняют по разному и воспринимают неопределенно. А если без философии, то примерно так, поделился инфой со всеми вася пупкин и тебе, только тебе решать, пользоваться этим или нет, Ну а на личном промере это будет так, купил я как то мануальные кольца для макро, пришел домой думаю щас я орхи поснимаю... и тут я понял что диафрагмой то я могу управлять, вопрос всеть, тут же ответ нашел, и что како-то любитель из города в котором упал недавно метеорит(просто город забыл, а про метеор сразу сообразил), абсолютно бесплано выложил свои знания в сеть.
23.01.2014 - 02:50:16
 
Павел
А если вам кто то советует главное камера поновей и в автомате снимайте,мол там компьютер думает ему видней, то сразу шлите такого человека на Калыму(ибо это далеко,"а для меня рядом")и все потому что ни один комп не видит и не думает так как автор, даже автофокус порой не то дает что надо, Из личного примера, видел снимки на полный кадр и обьектив 28мм просто ужасной компановки, хотя 6d не дешево стоит. Щас будет смешно, я вчера узнал что для смены строки нужно нажать шифт+интер, причем от человека который не программер и никакой не разраб, а просто обкновенный пользователь, это я щас про того кого слушать с какими советами.

ну а про то что препода пишут с ошибками скажу одно, не все обладают техникой слепой печати и не могут отслеживать екст сразу. Так что полина извените, но может этот человек учился с пленочных времен и компы для него это имба, зато он может грамотно рассуждает.
23.01.2014 - 03:01:57
 
Анатолий Снежань (Степан Непан)
Нда-а... Уважаемый, а для чего шифт-энтер жать, если и одной энтер предостатлчно?!
До Великой Октябрьской социалистической революции, Павел, вас бы вызвали на дуаль - за такие дикие, безграмотные комменты...
23.01.2014 - 17:53:54
 
Владимир Гилясев
Павел: "......Так что полина извените, но может этот человек учился с пленочных времен и компы для него это имба, зато он может грамотно рассуждает...."
Мда..Класс! Ужас.И нисколько не стыдно так писать. А мысль-то как скачет загогулиной. С другой стороны - человек купил фотоаппарат и желает снимать. Он внутренне хочет видеть красоту, запечатлеть свой взгляд на мир - это похвально.
24.01.2014 - 11:53:58
 
Людмила Ермоленко
ИЗВИНИТЕ!!!!!!!!!!!!!!! ОТ СЛОВА ВИНА!!!!!!!!!!
24.01.2014 - 16:39:39
 
Светлана
Осуждаете учителей,а сами то и делаете,что ошибки выискиваете и сами не прочь каждому втыкнуть на ошибку и поучить не прочь; постоянно критикуете,лучше спасибо скажите человеку за любую полезную информацию,а если такие умные,то что делаете здесь? Идите умничайте в другом месте
24.01.2014 - 19:13:42
 
Alex
Зарегистрировался, открыл первую попавшуюся статью и .... Я в шоке! Сделал для себя открытие, оказывается пейзаж надо снимать шириком. Мне за почти 48 лет дружбы с фотоаппаратом приходилось снимать и полтинником, и более узкими объективами. На этом хотел закончить читать, но вдруг натыкаюсь на фразу: "Вот пример лаконичного кадра, где объем был бы губителен, он «убил» бы идею снимка:". Я смотрю на снимок и понимаю,что автор понятия не имеет о том, о чем пишет, приводя в пример фотографию, как две капли воды похожую на первую из этой статьи. И, о чудо, на первой есть тональная перспектива ( некоторые называют ее "воздушная"), а на второй она уже почему-то пропала. Зато он обнаружил намеки на линейную перспективу. Замечательно!
Онлайн-фотошкола, уроки фотографии бесплатно (халява) - как часто видишь эти фразы в интернете. Или "Мы быстро научим вас профессионально фотографировать" - эти не научат. Если вы сами не научитесь отличать трепачей желающих заработать на вашей глупости или придать своей бездарности немного веса.
Светлана! Я не прочь сказать спасибо за полезную информацию, но ее редко встретишь на просторах интернета, но если я вижу что пытаются впарить пустышку, причем бездарно состряпанную, мне вас жалко. Как часто вы еще разочаруетесь, пытаясь по быстренькому научиться фотографировать у профессионалов.
25.01.2014 - 23:28:35
 
kreks
2 Сцяпан Няпан Уважаемый дуэлянт, прежде чем кого-то вызывать на дуэль, потрудитесь понять, что же человек сказал. Нисколько не поддерживая отвратительной безграмотности и корявого изложения пользователя Павел, спешу вам сообщить, что по сути он абсолютно прав, особенно в части "перевод строки". Это делается именно Shift+Enter. Простое нажатие на Enter, конечно, тоже переведет вам строку, так как это - КОНЕЦ АБЗАЦА *как же я задолбался после таких "грамотеев" тексты переформатировать!*
Удачи вам в изучении Word! :)
27.01.2014 - 11:44:27