error
Регистрация

Урок фотографии. Что такое "шаг" экспозиции

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Фото Идея
Опубликовано: 11.09.2013 в 14:49:34

Экспозиция находится под контролем трех составляющих: выдержки, диафрагмы и ISO. Понимание того, что такое "шаг" (здесь и далее: также широко используется термин "ступень") экспозиции, позволяет нам сопоставлять и изменять эти элементы так, чтобы получить желаемый результат.

Зачастую люди, которые занимаются фотографией, не до конца понимают, что такое шаг экспозиции или ошибочно предполагают, что это какой-то сложный термин. В действительности все достаточно просто.

Шаг – предполагает двукратное увеличение или сокращение количества света, попадающего во время съемки на светочувствительный элемент камеры.

Например, если фотограф говорит, что хочет увеличить экспозицию на один шаг, это означает, что он будет использовать в два раза больше света, чем во время прошлого снимка.

 
уроки фотографии бесплатно
уроки фотографии бесплатно

Шаг экспозиции является мерой, связанной с двукратным увеличением или уменьшением освещения. Автор фотографии Хамед Сабер.

Под экспозицией подразумевается количество света, которое запечатлеется на снимке, на нее влияет три фактора: длительность выдержки, размер диафрагмы и ISO, или светочувствительность фотоматериала. Все три фактора измеряются в разных единицах, поэтому было введено понятие шага - простого инструмента, необходимого для их сопоставления.

Шаг и выдержка

Выдержка, или скорость затвора, обозначает отрезок времени, в течение которого затвор камеры остается открытым. Чем дольше затвор открыт, тем больше света проникает, следовательно, тем сильнее экспозиция. Двукратное увеличение или уменьшение выдержки равнозначно повышению или понижению на 1 шаг экспозиции.

 
уроки художественной фотографии
уроки художественной фотографии

Типичные шаги экспозиции, выраженные через выдержку. Подписи (слева направо, сверху вниз): короче выдержка и меньше света; длиннее выдержка и больше света; 1 шаг; выдержка в секундах.

К примеру, переход от выдержки от 1/100 к 1/200 секунды в два раза снижает количество проникающего света, поэтому мы говорим, что мы снизили экспозицию на один шаг. По аналогии, переход с выдержки 1/60 на 1/30 секунды в два раза увеличивает количество света, т.е. экспозиция повышается на 1 шаг.

Большинство камер позволяют регулировать скорость затвора с точностью до 1/3 шага экспозиции, поэтому 3 сдвига регулировочного диска будут давать 1 полный шаг экспозиции.

Шаг и ISO

Параметр ISO обозначает то, насколько сенсор камеры чувствителен к свету, попадающему на него (в случае с аналоговой фотографией, ISO означает, насколько светочувствительна пленка). Более чувствительный сенсор даст аналогичную экспозицию кадра при более слабом освещении - это позволит использовать более узкую диафрагму или короткую выдержку.

 
уроки художественной фотографии
уроки художественной фотографии

Типичные шаги экспозиции, выраженные через ISO. Подписи (слева направо, сверху вниз): ниже светосила и меньше света; выше светосила и больше света; 1 шаг; значения ISO.

ISO измеряется по шкале, схожей с ASA, используемой для пленки. Чем выше значение ISO, тем выше светочувствительность сенсора. Как и в случае с выдержкой, удвоение ISO приводит к повышению экспозиции на 1 шаг и наоборот, двукратное снижение ISO приводит к понижению экспозиции на 1 шаг.

К примеру, переключение с ISO 100 на ISO 200 удваивает чувствительность сенсора и повышает экспозицию на 1 шаг. Переход с ISO 800 на ISO 400, напротив, снижает экспозицию на 1 шаг. Большинство камер позволяют изменять ISO как раз на 1 шаг экспозиции при каждом переключении.

Шаг и значение диафрагмы

Изменение диафрагмы обозначается как "f-число" (также называют "f-шагом"), представляющее собой диаметр отверстия объектива. Чем ниже значение диафрагмы ("f-число"), тем шире отверстие и больше света попадает на светочувствительный элемент. С другой стороны, чем выше значение диафрагмы, тем уже отверстие и меньше количество проникающего света.

 
уроки художественной фотографии
уроки художественной фотографии

Типичные шаги экспозиции, выраженные через значение диафрагмы. Подписи (слева направо, сверху вниз): выше значение диафрагмы, уже отверстие и меньше света; ниже значение диафрагмы, шире отверстие и больше света; 1 шаг, значения диафрагмы или "f-число".

Так как значения диафрагмы рассчитываются отдельно, числа не связаны просто с двукратным увеличением или уменьшением, вместо этого производится умножение или деление на 1,41 (квадратный корень 2). Например, переход от диафрагмы f/2.8 к f/4 является снижением экспозиции на 1 шаг и рассчитывается следующим образом: 4 = 2.8 * 1,41. А переключение с f/16 на f/11 является повышением экспозиции на 1 шаг и рассчитывается, как 11 = 16 / 1,41.

Как и в случае с выдержкой, большинство современных камер позволяют управлять диафрагмой с точностью до 1/3 шага экспозиции.

Шаг экспозиции – это универсальная величина

Самое больше преимущество, которое дает нам понимание термина шаг экспозиции, - это возможность сопоставлять выдержку, диафрагму и ISO. Благодаря этому мы с легкостью можем изменять эти факторы, сохраняя при этом общую экспозицию.

Предположим, вы делаете снимок, используя выдержку 1/60, диафрагму f/8 и ISO 200. Вы замечаете, что кадр хорошо экспонирован, но объект вышел несколько размытым. Поэтому вы решаете укоротить выдержку до 1/120 секунды.

Это изменение на 1 шаг сделало бы снимок темным, потому что в сравнении с прошлым кадром, теперь используется в два раза меньше света. Для того чтобы компенсировать эту разницу, вам необходимо будет вернуть экспозицию обратно на 1 шаг за счет других параметров. Это легко, так как у нас есть замечательный инструмент для сопоставления.

Можно сильнее открыть диафрагму, чтобы она пропускала больше света, переключив ее с f/8на f/5.6 (увеличение на 1 шаг экспозиции) - это приведет к возвращению к исходной экспозиции. Или же можно удвоить ISO, переключив с 200 на 400, что также даст увеличение на 1 шаг экспозиции.

Как вы видите, использование шага экспозиции является удобным инструментом, если вам необходимо подстроить камеру, не портя общую экспозицию снимка.

Учитывайте следующие факторы при настройке экспозиции

Регулируя три компонента экспозиции, вы должны помнить, что каждый из них оказывает особенное воздействие на фотографию. В некоторых случаях это воздействие может оказаться нежелательным.

Скорость затвора (выдержка) – если выдержка будет слишком длинной, снимок может получиться размытым из-за движения камеры или объекта.

Диафрагма – чем шире диафрагма, тем меньше глубина резкости, поэтому, используя самую широкую диафрагму, вы можете столкнуться с проблемой, как сохранить все необходимые элементы в фокусе. С другой стороны, малая глубина резкости может помочь выделить объект, что часто оказывается очень полезным – именно в таких случаях не стоит использовать закрытую диафрагму.

ISO – чем выше ISO, тем больше цифрового шума появляется на фотографиях. Из-за этого снимок может выглядеть слишком "зернистым" и нерезким.

Как и все в фотографии, настройка вышеописанных параметров представляет собой попытку отыскать идеальный баланс. Прежде всего необходимо решить, какой эффект вы хотите получить на снимке, и в соответствии с этим выбрать параметры, позволяющие реализовать задумку при минимальных возможных недостатках. Шаг экспозиции в данном процессе действительно является очень полезным инструментом, который помогает легко менять настройки и дает больше контроля над съемкой.

Источник: http://photo-monster.ru
 
Смотрите еще:
 
Просмотры: 6305
 

Комментарии:

Сонный Тролль
>> Параметр ISO обозначает то, насколько сенсор камеры чувствителен к свету, попадающему на него

Да ну бред же.
11.09.2013 - 17:02:10
 
Дмитрий Пронь
Учи матчасть, тролль.
12.09.2013 - 15:01:11
 
Сонный Тролль
Знаток матчасти пояснит, как именно несменный сенсор может быть по разному чувствителен?
ISO меняет лишь соотношение сигнал/электроны, но не количество электронов.
12.09.2013 - 15:14:06
 
Владислав Мустафин
Всем абсолютно все равно сигнал там меняется или электроны, но все прекрасно знают, что ISO это чувствительность, потому намного проще говорить о смене чувствительности матрицы, чем о каких-то там электронах и их соотношении к сигналу. А придраться к словам в любом разговоре можно, от этого смысл их не поменяется.
13.09.2013 - 19:00:34
 
Александр Стефанович
и ни кто не приводит пример в какую погоду или при каком освещении какие выставлять параметры на примере таблицы
14.09.2013 - 16:13:32
 
Николай Сергиенко
Суть можно было изложить и более коротко, но благодарю за познавательную статью. Мне это пригодится.
16.09.2013 - 00:26:26
 
Сонный Тролль
Владислав, то, что вам всё равно, не означает, что никого не интересует физика процесса. Упрощение хорошо, но только не когда оно вводит в заблуждение.
16.09.2013 - 08:54:17
 
Владислав Мустафин
Каким образом оно вводит в заблуждение в контексте представленного материала? Это вы в заблуждение людей вводите, а на практике все же меняется именно чувствительность матрицы за счет изменения соотношения сигнал/электроны. Вы тупо прицепились к словам и пытаетесь выдать это за истину в первой инстанции. Никто не мешает читателю изучить вопрос более глубоко и поинтересоваться физикой процесса, но тут урок не физики, а урок фотографии, и говорят не об электронах, а о "шаге" экспозиции. Информация должна подаваться наиболее простым способом, чтобы каждый мог понять, а не только физики.
16.09.2013 - 13:58:23
 
Сонный Тролль
>> а на практике все же меняется именно чувствительность матрицы
На практике в матрице ничего не изменяется, изменяется лишь коэффициент усиления, который учитывается в постобработке и на физику процесса никак не влияет.
Чувствительность матрицы определяется соотношением сигнал/шум. Сигнал тем больше, чем большее количество фотонов попадет на светочувствительный элемент, и зависит только от конструктива матрицы.
А чтобы не уходить далеко, эти знания нужны конечно далеко не фотолюбителю, но человеку, который не просто жмакает кнопки на фотоаппарате, но и способен как минимум посчитать рабочее ISO, чтобы пользоваться наибольшим ДД и наименьшим шумом.
16.09.2013 - 14:34:51
 
Владислав Мустафин
Это нужно только физику, для фотографа ваши фотоны, электроны и прочие научные определения имеют десятое значение, повторю еще раз, от перестановки слов результат не меняется, к чему тогда переставлять слова? "Изменение коэффициента усиления" для меня тождественно выражению "изменение чувствительности", в результате увеличения мы получаем ярче снимок+больше шума. Этого достаточно, и совсем не обязательно знать о количестве фотонов, достаточно понимать, что матрица получит больше света за один и тот же промежуток времени. Если вам не нравится отождествление данного процесса с ISO пленки, то это уже к производителям фототехники, уж извините, они решили это сравнивать с чувствительностью пленки. Но там пленка менялась, а тут, повторюсь, говоря простым языком, меняется чувствительность матрицы, а какими способами и процессами это достигается - дело третье и мало необходимое хоть любителю, хоть профессионалу. Посчитать рабочее ISO можно и без этих знаний физики.
16.09.2013 - 15:55:33
 
Сонный Тролль
>> совсем не обязательно знать о количестве фотонов, достаточно понимать, что матрица получит больше света за один и тот же промежуток времени.
Владислав, вы опять порете хрень. Матрица не получит больше света. Потому что если убрать в сторону ISO (под которым все понимают только коэффициент усиления), то при равной диафрагме/затвору количество света (фотонов) будет одинаковым.
Вы путаетесь даже в таких простых вещах, поэтому вам действительно не стоит углубляться.
16.09.2013 - 16:11:53
 
Владислав Мустафин
Я даже не пытаюсь углубляться, а вы продолжаете заниматься все тем же - цепляться к словам. Я не физик, но в чем я путаюсь? В том что при увеличении значения ISO будет ярче снимок + больше шума? Выделяйте пожалуйста в следующий раз главное из текста, а не те частности которые хочется.
16.09.2013 - 16:42:28
 
Сонный Тролль
>> но в чем я путаюсь?
Я процитировал ваши слова и написал почему они ошибочны. Необходимо повторить?

>> Выделяйте пожалуйста в следующий раз главное
Главное как раз и складывается из мелких частностей. Если ошибаться в частностях, можно ошибиться и в главном =)
16.09.2013 - 16:52:57
 
Владислав Мустафин
Вы вырезали фразы из контекста, а без контекста ни одно из моих слов не будет иметь смысл, так как я не пишу между строк и все слова в моих комментариях тесно взаимосвязаны, потому повторю вопрос - в чем я путаюсь касательно данного параметра? И оставьте ваши научные выкладки для диссертации. Может шум не будет добавляться при увеличении ISO, или снимок не станет светлее? А?
И напишите уже наконец статью в своем блоге об этом параметре, подробно, так как вам бы этого хотелось, да развейте все наши заблуждения, раз вокруг одни идиоты и лишь вы Д'Артаньян!
И еще, если уж так вам тяжело понять о чем я говорю, ведь похоже для вас 2жды2 это бесконечная череда интегралов и доказательств, попробую сравнить ваши и мои доводы с кипящим чайником: я говорю о том, что даже зная наверняка от чего в воде появляются пузырьки воздуха при нагревании, это не изменит один единственный факт - вода кипит! А вы пытаетесь объяснить природу происхождения пузырьков, доказывая, что без этого сакрального знания я не смогу правильно закипятить воду!
16.09.2013 - 22:11:45
 
Сонный Тролль
Да никто не спорит, что снимок станет в конечном итоге светлее и с шумами. Я про это ничего и не писал. Я говорю про то, что матрица не получит больше света. Вот ваше предложение целиком, не выхваченное из контекста:

"Изменение коэффициента усиления" для меня тождественно выражению "изменение чувствительности", в результате увеличения мы получаем ярче снимок+больше шума. Этого достаточно, и совсем не обязательно знать о количестве фотонов, достаточно понимать, что МАТРИЦА ПОЛУЧИТ БОЛЬШЕ СВЕТА за один и тот же промежуток времени.

Ваш комментарий? Так отвечайте за свои слова, написанные простым и понятным языком.
17.09.2013 - 08:07:52
 
Владислав Мустафин
Во-первых я отвечаю за свои слова и от них нигде не отказывался, но, если я так уж заблуждаюсь и света больше не будет, при этом ваши слова о том, что чувствительность матрицы не изменяется, то откуда же взяться дополнительным деталям на снимке, фотоаппарат "дофантазирует" картинку на более высоких ISO? В отличие от вас я хоть в показаниях не путаюсь и все время говорю о том, что знание физики не надо фотографу для правильного использования параметра ISO, а у вас сначала электроны залетали, потом фотоны, а потом вообще не понятно что. И давайте больше не засорять данную статью, не нравится текст статьи и мое оппонирование - сделайте свою грамотную статью со всеми научными выкладками, да так, чтобы было понятно даже школьнику и подняло уровень знаний каждого читателя по расчету рабочего ISO до незыблемых высот!
17.09.2013 - 16:19:45
 
Сонный Тролль
>> то откуда же взяться дополнительным деталям на снимке, фотоаппарат "дофантазирует" картинку на более высоких ISO?
Оттуда же, откуда магнитофон делает звук громче. Тот же коэффициент усиления. Есть источник звука, при 0 громкости вы ничего не слышите. При увеличении громкости вы начинаете слышать. Но увеличение громкости не добавляет ноты в источник звука. Аналогия понятна?

>> а у вас сначала электроны залетали, потом фотоны, а потом вообще не понятно что.
Сенсор камеры как раз и нужен для преобразования падающего света (фотонов) в электроны с определённой пропорциональностью. Одно и то же количество фотонов пикселя произведет приблизительно одно и то же количество электронов. Именно поэтому никакого "получит больше света" не может быть.

>> В отличие от вас я хоть в показаниях не путаюсь
Хехе, ну да...
17.09.2013 - 16:37:07
 
Владислав Мустафин
Познавательно, не спорю, но как я и говорил, это сакральное знание о том, что во что и как преобразовывается ни коим образом не влияет на способность фотографа рассчитать рабочие ISO! :) Спасибо что разъяснили природу происхождения пузырьков в чайнике! :)
18.09.2013 - 02:03:45
 
Дмитрий Стародубцев
=Знаток матчасти пояснит, как именно несменный сенсор может быть по разному чувствителен?=

Это очень просто. Матрица камеры состоит из элементарных сегментов, по сути "похожих" на транзисторы. При повышении ISO на эти элементы подается больше управляющего напряжения и изменяется коэффициент усиления этой ячейки. Чрезмерное усиление приводит к увеличению собственных шумов каждого элемента, по этому отношение сигнал/шум ухудшается с увеличением показателя ISO. Таким образом, поднимая напряжение на матрице, вы получаете возможность фиксировать световые потоки с меньшей плотностью энергии, однако, участки изображения, изначально имеющие высокую освещенность, выведут соответствующие им элементы матрицы в нерабочий (пересвеченный в белый) диапазон выходных значений. Статья написана правильно и с точки зрения фотографии и с точки зрения физики.
18.09.2013 - 11:28:52
 
Сонный Тролль
Дмитрий, но от усиления информации о сигнале больше не становится, не так ли?

Позволю себе всё-таки процитировать Википедию по данному вопросу:

Понятие светочувствительности, применяемое в цифровой фотографии не имеет ничего общего с чувствительностью фотоматериалов, поскольку к электронным способам регистрации изображения принципы сенситометрии неприменимы. Кроме того, в цифровой фотографии используется величина, которая отражает не столько чувствительность матрицы, сколько степень усиления её электрических сигналов и их последующую цифровую обработку.
На этом предлагаю закончить, если только Владислав в догонку не пожелает обозначить свой простой и понятный способ определения максимального рабочего исо без понимания физических принципов =)
18.09.2013 - 11:59:11
 
Дмитрий Стародубцев
Тут уже вступает в силу "принцип черного ящика" . То есть обработка идет примерно по такой схеме: отраженный свет от объекта - "черный ящик" - полученное на выходе изображение. Что именно производитель засунул в черный ящик мы не узнаем никогда, а гадать особого смысла нет. Нужно иметь представление об общих механизмах работы , чтобы понимать, что делать, чтобы получить максимум оттенков как в светлых участках, так и в темных. Не забывайте, что наше зрение ужасно адаптивно, а мозг часто фильтрует и корректирует изображение изощреннее любого компьютера, и мы видим то, что техника в одном кадре увидеть не может в принципе ;)
18.09.2013 - 12:15:58
 
Владислав Мустафин
Тролль, я в общем своих способов не обозначал в принципе. Я говорил о том, что и так известно всем - выше исо=светлее снимок=больше шум, меньше исо=темнее снимок=меньше шум, нафига мне знать про все эти коэффициенты усиления чтобы это понимать? Можно подумать вы математически просчитываете ИСО каждый раз во время настройки опираясь на данные о выбитых (и не очень) в белый элементах матрицы! :) И можно подумать прежде чем "просто нажимать на кнопку" вы досконально изучили все процессы заложенные в аппарат, вплоть до сложнейших алгоритмов автофокусировки, определения экспозиции и обработки процессором данных матрицы?! Так что к чему умничать?
18.09.2013 - 20:53:03
 
Сонный Тролль
Т.е. способов вы не знаете?
19.09.2013 - 08:09:44
 
Владислав Мустафин
Я то знаю, а вы? Что-то до сих пор от вас статьи нет, а то в комментах такой умный, что аж страшно, а в аккаунте 0 работ и специализация "парикмахер"! :)
19.09.2013 - 18:12:51
 
Сонный Тролль
Да можете не отвечать, с вами уже всё понятно
19.09.2013 - 20:26:00
 
Владислав Мустафин
:))))))))))))) Статью в студию! Хочу поглумиться в комментариях, не только ж вам под чужими статьями срач разводить! И алаверды, вообще-то я все сказал выше, пора бы научиться читать! Удачи, праффесор!
19.09.2013 - 21:52:58
 
Олег Маленький
Да все по теме, главное - что такое шаг экспозиции разъяснено, большего, от статьи с таким названием, ждать и не нужно.
03.10.2013 - 13:02:45