error
Регистрация

Урок фотографии. Что мастер фотографии мог бы посоветовать самому себе в начале пути

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Фото Идея
Опубликовано: 04.10.2013 в 17:09:48

Я начала заниматься фотографией в 2006 году, и сейчас, оглядываясь назад, мне бы очень хотелось знать то, что пришло за эти годы съемок с опытом. Это не какие-то специальные техники, просто общие советы, благодаря которым я могла бы где-то сработать лучше и эффективнее, не упустить то, что упустила, не обжечься там, где обожглась.

Говорят, что на своих ошибках учатся люди недалекие, с готовностью признаю, что отношусь к таковым, поскольку именно этот способ всегда был для меня наиболее эффективным. Когда на лбу остаются следы от всем известного дачного инструмента, забыть о сделанном шаге уже не так-то просто, и обидно куда сильнее, чем больно.

Тем не менее, я думаю, что эти наблюдения могут помочь избежать моих оплошностей тем, кто только начинает свое погружение в захватывающий мир фотографии. Здесь не будет никаких технических деталей, и эти заметки вряд ли будут интересны тем, кто уже давно занимается съемкой на профессиональном уровне, у них свои секреты и техники.

Это всего лишь желание поделиться моим личным опытом в том, что касается мотивации, организации процесса и технологии обучения. Итак, здесь описано то, что я хотела бы знать о фотографии 7 лет назад, но не понимала, что, собственно, спрашивать, да и у кого.

Зарисовывайте или записывайте все свои идеи

У меня обычно в голове всплывают готовые картинки того, что я хочу увидеть в итоге, и в одно время я даже пошла учиться рисовать, чтобы иметь возможность делать эскизы, чуть более приближенные к моему видению, чем зарисовки на уровне 5 класса, на которых остановился мой путь как художника. Рисовать я, к сожалению, так и не научилась, поэтому свои идеи я записываю.

Как часто бывает так, что где-нибудь посреди ночи к вам приходит озарение, но с кровати вставать так лень, и вы решаете, что запишете все утром, но в девяноста случаях из ста утром вы уже не вспомните, о чем думали накануне. Очень многие идеи ушли в небытие просто потому, что я их не записала. Каким-то образам понадобится время, чтобы оформиться окончательно, но когда вы видите их на бумаге или на компьютере, вы можете к ним вернуться позже и заново обдумать.

Если у вас есть смежное образование в изобразительном искусстве, это дополнительная (совершенно потрясающая) возможность для вас, и не стоит её упускать.

 

div

Урок фотографии
Урок фотографии

 Не тяните с обработкой

Съемку желательно обрабатывать, пока вы находитесь «на волне» этой самой съемки. Чем дольше вы откладываете, тем сложнее вам будет взяться за обработку. Теряется настроение, вы забываете, что и как вы видели и чувствовали в тот день. Со временем вы начинаете видеть все больше недостатков в кадрах, которые были сделаны ранее, и шансы, что они когда-либо будут закончены и опубликованы, все уменьшаются. А обработка каждой съемки – это тренировка, даже если после вы признаете, что ни одного шедевра в тот день рождено не было.

Стоит отметить, что есть кадры, которые, напротив, должны «настояться». Если вы видите в кадре потенциал, но не знаете, что делать с изображением в данный текущий момент, отложите его и подождите. Иногда ждать приходится пару лет, пока уровень вашего владения графическими редакторами не доходит до того, какой необходим этому конкретному снимку.

Не используйте штампы

Иногда вы находите какой-то способ обработки, который вам особенно нравится. Вы записываете «действие» в Photoshop, и ускоряете процесс обработки в разы, радуясь такой чудесной находке и обретению собственного стиля. В какой-то момент вы уже даже перестаете думать о том, хорошо ли смотрится данный фильтр на каждом обрабатываемом вами кадре, и в этот момент это становится опасным.

Подход к каждой съемке должен быть индивидуальным, иначе вся ваша работа превращается в ремесло, и потенциал ряда кадров, которые в ином случае могли бы получиться очень привлекательными, остается нераскрытым. Посмотрите на работы признанных фотографов. Даже имея свой стиль, они не перестают удивлять, и над каждым кадром работают так, будто он единственный в своем роде.

Используйте подходящую технику

Всегда продумывайте заранее, что вам нужно, не несите на съемку весь свой фотокомплект «просто на всякий случай», если, конечно, не планируете заодно заняться спортом, устанете еще по дороге на локацию.

Я так несколько раз поносила на съемки весь свой студийный свет, килограмм десять, не меньше. Но меня можно понять, я его тогда только купила, и никак не могла оторваться от новой игрушки, горя желанием опробовать его во всех возможных интерьерах. Когда эдак после пятого путешествия в глубокое Подмосковье на автобусе или электричке со всем этим богатством я поняла, что у меня уже вообще не осталось желания снимать, учитывая, что использовала я его кадров для 10 из 100 максимум, стало очевидно, что так продолжаться не может.

Съемка должна приносить удовольствием обеим сторонам, и совершенно бессмысленно усложнять себе жизнь без особой на то причины. То же правило относится и к объективам. Если вы собираетесь снимать портреты на природе, широкоугольный объектив вам, скорее всего, не понадобится, если у вас только нет какой-то особой задумки насчет бессмысленности и незначительности человеческого бытия по сравнению с величием Вселенной.  При съемке в маленькой комнате, напротив, телеобъектив может оказаться неприменим. Продумывайте, что вам нужно. Действительно нужно.

Тренируйтесь дома

На начальных этапах не стоит упускать ни единой возможности поснимать. Тренируйтесь дома, тренируйтесь на улице, мучайте друзей, бродите по улицам, носите за собой фотоаппарат на работу, на учебу и в ванную. Пусть вас все ненавидят, но друзья все равно простят, а к коммерческой съемке вы будете уже гораздо лучше подготовлены.

Я пришла к выводу, что первый этап должен быть максимально интенсивным, вы должны полностью погрузиться в фотографию и думать о ней днями и ночами, это позволит сделать первый большой шаг, а дальше будет гораздо легче. Если вы снимаете раз в полгода, вы, вероятно, никогда не сделаете какого-то особого прорыва в уровне съемки, потому что опыт и тренировка, постоянная, просто необходимы.

Фотоаппарат не велосипед, один раз научившись снимать, забыть, как это делать, без должного уровня практики, более чем реально.

Учитесь видеть обычные вещи в необычном ключе

Это также отличная практика, и не только на начальной стадии. Всегда старайтесь разглядеть что-то особенное и необычное в том, что вы снимаете. Если это цветок, то пусть зритель пять минут ломает голову над тем, что за цветок, а потом еще три часа – над тем, как же вы это сняли.

Я утрирую, разумеется, но внимание к деталям сослужит вам очень хорошую службу. Обращайте внимание решительно на все, это прекрасная практика. У меня на старом компьютере сохранились тонны фотографий всевозможных странных теней, отражений в витринах, птиц, цветочков, прорастающих через асфальт и прочего, что снимают решительно все в начале, а некоторые и после, только уже иначе. Я сейчас практически не снимаю города, только для собственного удовольствия, но привычка подмечать мелочи сохранилась и по сей день, и я очень тому рада.

 
Урок фотографии
Урок фотографии

Всегда находитесь в поиске локаций, моделей, идей

Этот пункт также связан с внимательностью, ну и со смелостью. Я упустила немало прекрасных возможностей просто потому, что когда-то постеснялась спросить, когда-то не заглянула в маленький переулок, а когда-то поленилась позвонить другу и сказать: «Хей, у меня то самое настроение, давай сегодня поснимаемся?». Я твердо уверена сейчас, что лучше попробовать и не достичь успеха, чем даже не пытаться.

Неожиданное открытие по прошествии многих лет: люди в большинстве своем не кусаются. Более того, если вы подойдете к красивой девушке и скажете ей честно, что, по вашему скромному фотографическому мнению, она сегодня выглядит сногсшибательно, и попросите сделать кадр, вы правда думаете, что большинство девушек оскорбится таким замечанием?

Не забудьте предложить выслать фотографию, потому что большинство людей все же хотят контролировать поток фото, на которых они изображены. Ну и почту красавицы узнаете заодно.

Не тяните с воплощением идей так же, как и с обработкой

После того, как вы заставили себя встать посреди ночи, вылезти из-под теплого одеяла, что, на мой взгляд, уже может расцениваться как проявление величайшего героизма, и записать пришедшую вам в голову идею, не откладывайте её в долгий ящик. Идея всегда существует в контексте вашего текущего жизненного состояния.

Да, большинство идей должны «настояться», оформиться, но не очень долго. У меня есть уже приличный список задумок, которые я не воплотила, и, пожалуй, никогда не воплощу, потому что уже не интересуюсь вещами, которые казались такими захватывающими на тот момент времени. Этого уже, конечно, не проверить, но я считаю, что это упущенные кадры. Такие же, как если вы не спросили прекрасную незнакомку, можно ли её сфотографировать.

Одна из моих съемок потребовала девятимесячной подготовки, и я до сих пор помню, как тяжело было снимать по прошествии такого немалого времени. Просто когда мы её только придумали – мы были полны энтузиазма. Когда же мы наконец смогли её воплотить – мы уже изменились, да и очень устали за время подготовки.

 
уроки фотографии бесплатно
уроки фотографии бесплатно

Показывайте свои работы

Я считаю, что съемка «в стол», особенно на первых этапах, бессмысленна. Когда каждый кадр кошечки или цветочка кажется вам шедевром, или же, напротив, стыдом и срамом, вам однозначно нужно стороннее мнение.

Мои друзья и коллеги очень мне помогли на первых порах, когда я засыпала их жуткими кадрами с фонарями, листиками на асфальте и пустыми скамейками в парке, на которые мне сейчас и взглянуть-то стыдно.

Но вот они тогда отнеслись ко мне серьезно, подбадривали меня, ругали меня, говорили, что нужно исправить, чтобы пустая скамейка в парке обрела тот глубокий смысл, который существовал в моем мозгу, но был совершенно не очевиден всему остальному миру. Публичность – путь к развитию.

Всегда существуют исключения, вроде недавней истории об открытии фотоархива женщины, всю жизнь делавшей чудные жанровые снимки исключительно для себя, и никому их не показывавшей. Но кто знает, были бы эти снимки лучше, если бы она показала? Мое личное мнение – мне отзывы людей, смотрящих на мои кадры, очень помогли.

Будьте внимательны, слушайте критику

Просите об этой критике от тех, кто для вас авторитетен. Анализируйте и исправляйте свои ошибки. На первых этапах это особенно важно. Когда вы наберете популярность, появятся те, кто знает лучше. Как говорится, «как бы хорошо ты ни делал что-то, всё равно всегда найдется человек, который думает, что знает, как он мог бы сделать это лучше, если бы умел.» Разумеется, критику надо фильтровать и подходить к её анализу разумно, но игнорировать её нельзя, особенно если понимаете, что в ней есть рациональное зерно.

 
уроки фотографии бесплатно
уроки фотографии бесплатно

Я никогда не посещала никакие специальные курсы, не было времени и возможности, но я очень много читала, слушала и спрашивала. По-моему, самообразование – одна из важнейших вещей в любом хобби, вы сами можете выбирать то, что вам интересно, и развиваться в выбранной области, благо, фотография настолько популярна сейчас, что найти соответствующую литературу практически на любую тему не составит труда.

Используйте все, что есть под рукой

Не отказывайтесь от съемки потому, что у модели нет бального платья и хрустальных туфелек, у вас нет бюджета, а вам нужна Золушка, а без Золушки и жизнь не в радость. Сотворите платье из занавесок, туфельки из пищевой пленки, замок из картона, принца из дворника Васи, а с конем и каретой вы уж как-нибудь сами пофантазируйте.

Моя практика показывает, что большинство идей можно воплотить при помощи сподручных материалов, а если внимательно смотреть по сторонам и запоминать интересные места, проблем с выбором локаций также возникнуть не должно.

 
уроки фотографии бесплатно
уроки фотографии бесплатно

Нужно знать, на чем можно экономить, а на чем нет

Каждая моя попытка сэкономить на объективах заканчивалась разочарованием и тем, что мне в конце концов все же приходилось покупать нормальное стекло. Я не говорю сейчас о специфических объективах, которые покупаются исключительно ради интереса. Например, покупая «рыбий глаз», вполне можно начать с б/у или с дешевой версии вроде Zenitar. Покупая же основной объектив, будь то широкоугольник, если вы пейзажист, или телеобъектив, если вы увлекаетесь репортажами, лучше возьмите сразу хороший, потому что потом все равно придется менять.

Это именно тот случай, когда стоит подождать и подкопить, если нет возможности взять его сразу. Даже «тушка» не так важна, не говоря уже о сопутствующих товарах вроде сумки, штатива и пультиков дистанционного управления. Разумеется, в идеале все должно быть наилучшего качества, но в суровой реальности не все так богаты.

Пробуйте технику до того, как её покупать, чтобы не купить то, что лично вам не нужно и не удобно, для этого сейчас существует множество сервисов, где вы можете арендовать оборудование на определенное время. Не поддавайтесь массовой истерии относительно новинок, далеко не всегда новое значит лучшее, а уж тем более нужное. Мне в понимании этого помог студенческий бюджет.

Если вы можете себе позволить хорошую, качественную и новую вещь, чудесно, если нет – проверьте ebay, и возьмите хорошую, качественную, но подержанную.  Только, держа это все в уме, помните, что в конце концов, лучше снимать на плохую камеру, чем вообще не снимать.

 
уроки художественной фотографии
уроки художественной фотографии

Будьте разборчивы, не делайте того, за что потом будет стыдно, не работайте с теми, кого будет неприятно вспоминать.

На начальном этапе не принято отказываться от проектов и предложений. Оглядываясь назад, я не могу сказать, что о чем-то жалею, но считаю, что стоило быть более разборчивой в том, на что я соглашаюсь. Если вы чувствуете, что ваш уровень объективно недостаточен для выполнения проекта – не соглашайтесь.

В данном случае лучше не сделать, чем сделать плохо, потому что на этапе, когда ваш имидж как фотографа только формируется, вы умудритесь его разрушить, восстановить его будет сложно. По крайней мере предупреждайте людей о том, что вы новичок, и даже если им страшно хочется сэкономить на свадебном фотографе, вы согласны им немного помочь, но не берите за себя ответственность за всю съемку, можете просто испортить отношения с людьми.

Также если вы чувствуете, что ваш клиент вам изначально неприятен, лучше не беритесь, потому что процесс съемки, обработки и лицезрения результата обещает быть пыткой. Впрочем, возможно это только я такая чувствительная. Главное помнить, чтобы вы ни делали, вы в ответе за результат.

 
уроки художественной фотографии
уроки художественной фотографии

Изучите законодательную базу

Вне зависимости от того, в каком жанре вы снимаете, изучите законодательную базу, чтобы знать, что вам делать можно, а что нельзя. Скольких из вас останавливали в метро или на улице стражи правопорядка, утверждая, что вы не можете здесь снимать? Эта тема крайне активно обсуждается в интернете в последние годы, поэтому я не буду подробно на ней останавливаться.

Хочу заметить только, что в случае с портретами определенная юридическая подготовка может быть просто необходима. Это то, на чем я лично обжигалась бессчётное количество раз. Учитывая, что мои клиенты обычно либо друзья, либо пришли от друзей, я всегда склонна им доверять и считать, что все будет хорошо. Только вы никогда не можете знать личных ограничений, существующих в мозгу вашей модели.

Может возникнуть такая ситуация, что человек просто заставит вас удалить его снимки из интернета или портфолио, потому что у него что-то в голове переменилось, а вы ему слишком доверяли, чтобы подписать договор. Это не значит, что нужно перестать доверять людям, совсем нет. Просто лучше сделать шаблон договора, вносить корректировки по необходимости, знать, на какие уступки вы готовы или не готовы пойти, и скрепить вашу наикрепчайшую дружбу подписями. 

Этот вопрос серьезнее, чем кажется, и о нем нельзя забывать. Мне везло непростительно долго, но любое везение может рано или поздно закончиться, так что полагаться на него не стоит. Мое закончилось тогда и там, где я этого меньше всего ожидала.

 
уроки художественной фотографии
уроки художественной фотографии

Вместо заключения

Один из моих преподавателей по предмету, никак не связанному с фотографией, заметил, что интуиция – не то, с чем ты рождаешься, это то, что произрастает из опыта и анализа этого опыта, сознательного или бессознательного.

На мой взгляд, то же самое правило применимо к вашему фотографическому видению и стилю. Это то, что нужно развивать, над чем нужно думать, стараясь сохранять баланс между откровенно скучным и безвкусно вульгарным. Пробуйте себя во всех жанрах, прежде чем отказываться от какого-то из них. Вы никогда не узнаете, в чем вы хороши, пока не попробуете. Не останавливайтесь, когда думаете, что чего-то добились.

Процесс развития бесконечен, и не стоит обманываться общественным признанием, думая, что достигли вершин. Мне кажется, это как раз тут случай, когда перфекционизм можно считать достоинством, и я все время стараюсь себе об этом напоминать, потому что я лентяйка, а в этом деле остановиться значит…

Ничего хорошего не значит, чтобы уж не ударяться в высокопарные определения. Я желаю нам всем удачи и надеюсь, что мои наблюдения окажутся для вас полезными и застанут вас там, где не застали 7 лет назад меня.

Источник: http://photo-monster.ru

 

Смотрите еще:

Урок фотографии. 7 советов как фотографировать птиц

 
Просмотры: 7270
 

Комментарии:

Иван Матейко
Отличная статья!
07.10.2013 - 22:41:04
 
Maverica Мария Козлова
жизненно так)
08.10.2013 - 10:58:49
 
Валерий Левичев
Автора, пожалуйста!
09.10.2013 - 17:00:49