В южной части озера Маджоре (Lago Maggiore), на высоком известняковом холме возле небольшого поселения Анджера (Angera), возвышается величественный замок Рокка ди Анджера (Rocca Borromeo Di Angera) — старинная ломбардийская крепость, представляющая собой хорошо сохранившийся образец средневекового укрепленного сооружения. Стены замка в их самых древних частях восходят к XII веку, в XIII столетии строение было значительно расширено стараниями правящего дома Висконти, а в 1449 году крепость вместе с приходом Анджера приобрел герцогский казначей Виталиано Борромео (Vitaliano Borromeo), чья семья до сих пор является ее собственником.
http://fotokto.ru/id78147/photo#photo5911727
Среди комнат замка отличается Зал Справедливости, стены которого украшены фресками XII столетия.
Висконти (Visconti, от vescomes – виконты), итальянский аристократический дом. Первый исторически известный деятель из этого дома был Элипрандо, назначенный в 1037 году миланским вице-графом (vice-comes или visconte); сын его, рыцарь Оттоне, принял отцовский титул как прозвище и назвался Висконти. При поддержке папы Урбана IV Оттон Висконти II (1207-1295), будучи архиепископом Милана, вступил в противоборство с фамилией Делла Торре, в то время правившей Миланом. В 1277 в битве при Дезио войска Делла Торре потерпели поражение, и Оттон стал править единолично, ссылаясь на старинные права миланских архиепископов на светскую власть. В 1287 он передал власть внучатому племяннику Маттео (1250-1332).
13 июля 1311 г. Маттео под стенами Брешии получил от Генриха VII имперский викариат на Милан с уплатой крупной суммы. Он стал одним из сильнейших представителей итальянских гибеллинов. Однако радость Висконти была недолгой. Император умер в августе 1313 г., слишком рано, чтобы он мог почувствовать себя уверенно.
Маттео нашёл выход, организовав своё признание синьором Милана органами городского управления. Висконти занял Анжеру – резиденцию архиепископа Оттоне. Находившуюся в ней Залу Справедливости он приказал расписать сценами, прославляющими возвышение его рода. Неизвестный художник опирался на апологетическую поэму Стефанардо да Вимеркате (ум. в 1297) «Подвиги в государстве Миланском». Автор был другом архиепископа Оттоне и настоятелем Сан Эусторжио.
Одна из фресок в Зале Справедливости, сохранившаяся до наших дней (ниже - IMGP8604фк), изображает Оттоне, который, сидя верхом на коне, удерживает свои войска от расправы над Напо делла Торре. Архиепископ выезжает с левой стороны один. Стоящие за ним войска обозначены сомкнутыми рядами мечей, вырастающими из-за его спины. Правую часть фрески занимают яростные солдаты, лица которых отражают ожидание и предвкушение расправы. Их поднятые под разными углами мечи составляют траекторию как бы единого рубящего удара. Кленопреклонный Напо делла Торре, одетый в шлем и кольчугу, со сложенными в мольбе руками в одиночестве стоит на первом плане. Толпа солдат «наезжает» на него из глубины фрески как ощетинившееся иглами чудовище. Передние ноги коня Оттоне, показанные в поступательном шаге, создают иллюзию горизонтального, разрезающего движения. Оттоне торопится, чтобы разделить пространство на две части, на одной стороне которого останется разъярённое воинство, а на другой – его жертва. Ранее фреску сопровождала латинская надпись о том, что Напо был пощажён от отлучения, сохранил жизнь и получил прощение.
Маттео слишком близко находился к церковной «кухне», а потому не слишком почитал её представителей. Он спокойно перенёс отлучение от церкви со стороны Миланского архиепископа за присвоение Анжеры. 7 августа 1316 г. папой был избран Иоанн XX (1316 – 1334), враг Маттео. Видя в нём опасного для себя вождя гибеллинов, 31 марта папа выпустил буллу, запрещавшую носить Висконти титул имперского викария. Маттео отказался от него, а заодно отправил в отставку миланского архиепископа, заменив его своим сыном Джованни. Папа не признал выборы и назначил своего кандидата. 4 января 1318 г. Маттео был отлучён от церкви за лишение свободы делла Торре и других гвельфов. Новые отлучения последовали 10 февраля и 6 апреля. В 1320 г. на основании показаний Бартоломео Каньолати, миланского священника, был начат процесс против синьора Милана по обвинению в некромантии с целью убийства папы. Маттео был вызван для объяснений в Авиньон, но не явился туда, сказавшись больным. В декабре начался новый процесс не только против Маттео, но и против его старшего сына Галеаццо: они были обвинены в ереси, использовании магии, содержании на службе дьяволов, сочувствии фра Дольчино. В список еретиков попали также архиепископ Оттоне и вся женская линия семьи, так как одна из родственниц матери Маттео была сожжена на костре по обвинению в ереси. 14 марта 1321 г. Маттео был заочно осуждён, а его имущество объявлено конфискованным. Его подданные также попали под интердикт. В начале лета того же года синьор Милана умер и был тайно похоронен в неизвестном месте.
Источники:
http://www.italia-mia.globalfolio.net/storia/visconti.htm
Комментарии: