Съемку животных можно условно разделить на три вида:
1. cъемка в зоопарке,
2. cъемка на природе,
3. cъемка домашних животных (на улице и в студии).
Съемка в зоопарке
Не слушайте тех, кто говорит, что это недостойно настоящего анималиста – снимать животных в зоопарке, и что «настоящие» фотографы (а бывают искусственные?) отправляются за «настоящими» кадрами по болотам и лесам в самое сердце дикой природы.
Во-первых, множество прекрасных снимков – и для рекламы, и для международных выставок – было снято разными известными фотографами именно в зоопарках.
Во-вторых, снимать в зоопарке не всегда проще, чем на природе. Иногда в разы сложнее. Кроме того, не все те, кто снимает на природе, в самом деле ходят по пояс в болоте и отбиваются от москитов в джунглях. Ездить на джипе по заповеднику с опытным проводником, хорошей камерой и прекрасным телеобъективом иногда бывает не так уж и сложно.
Чтобы «зоопарковое» фото получилось не хуже, чем природное, нужно учитывать некоторые аспекты.
Итак, вам понадобятся:
1. камера с полностью заряженным аккумулятором,
2. телеобъектив,
3. запасной аккумулятор (желательно),
4. несколько запасных карт памяти большого объема,
5. защитный фильтр,
6. поляризационный фильтр.
Запасные карты памяти нужны для того чтобы не ограничивать себя в серийной съемке. Еще лучше дополнительно запастись цифровым фотоальбомом, куда можно оперативно переписывать отснятый материал.
Защитный фильтр всегда должен быть на объективе. Многие пернатые и хвостатые модели ухитряются лизнуть, а то и куснуть аппаратуру. Кроме того, в зоопарке при съемке через сетку лучше всего прислонить объектив к сетке плотно, тогда ничто не будет мешаться на переднем плане. К сожалению, защитные фильтры – расходный материал.
Поляризационный фильтр, напротив, атакам не подвергается. Он нужен при съемке через стекло, помогает избавиться от бликов и отражений. Есть еще одна маленькая хитрость – можно взять с собой на съемку ассистента и попросить его подержать за вами темную ткань, например, куртку. При этом «полярик» должен быть надет на объектив – это убирает почти все блики и отражения. В иностранных зоопарках снимать через стекла проще – там их моют чаще, чем у нас.
Как сделать удачное фото в зоопарке?
Есть несколько правил, которые стоит соблюдать.
1. Правильно выбирайте ракурс и точку съемки
Выбирайте ракурс и точку съемки так, чтобы на заднем плане или где-то еще в кадре не было видно решеток, сеток, людей. Ничто в фотографии не должно говорить о том, что съемка велась в зоопарке. Исключение составляют только те случаи, когда сам интерьер играет роль в сюжете будущей фотографии. Например, вы решили создать снимок грустного животного, смотрящего из-за металлических решеток.
2. Правильно выбирайте объекты съемки
Если в одном вольере содержат несколько видов животных и птиц, узнайте, обитают ли они вместе и в природных условиях. Если нет, то не располагайте их в одном кадре. Иногда, конечно, кадр только выиграет от совмещения в нем нескольких разных животных, но в большинстве случаев данного правила лучше придерживаться.
3. Избегайте избитых ракурсов и сюжетов
Тут все как в съемке городских достопримечательностей: чем более избитым является сюжет, тем оригинальнее должна быть подача. Пеликан во весь кадр, даже если он снят в самом хорошем качестве, скучен. Наблюдайте, как животные взаимодействуют. Ловите момент, сюжет, ракурс.
4. Снимайте животных в их брачный период
Лучше всего снимать зверей и птиц в их брачный период. Интересные сценки гарантированы. Например, именно в это время павлины красиво раскрывают свои хвосты, чтобы понравиться самке. Обязательно узнайте, когда у вашей будущей модели начинается брачный период (вся необходимая информация есть в Интернете). Ошибочно полагать, что период влюбленности наступает у всех животных в одно и то же время.
5. Решите, какое животное будете фотографировать, и снимайте только его
Не стоит пытаться за один визит навестить всех зверей. Лучше заранее решить, кого вы сегодня идете фотографировать. От этого будет зависеть время похода в зоопарк.
Стоит учесть и ритмы жизни животных. Например, растормошить гиену в дневное время практически нереально. Кроме того, стоит учитывать свет. В каком вольере живет ваша будущая модель? В какое время суток там освещение лучше?
6. Выделите для съемки достаточно времени
Выделяйте на съемку не менее двух-трех часов. Надо набраться терпения и ждать интересный момент.
7. Старайтесь передать характер животного
Простое изображение енота или совы никого не удивит. Даже у обыкновенной курицы могут быть интересные позы и выражение «лица».
Советы, касающиеся технической стороны съемки
1. Не опускайте ISO слишком низко
Старайтесь не бояться шумов. Шум не так страшен, как многие думают. Во-первых, с шумом можно бороться при помощи обработки снимка в редакторах. Во-вторых, уж лучше шумы, чем смаз. В-третьих, иногда шум даже придает кадру особый колорит и живость, особенно если фотография черно-белая.
2. Снимайте сериями
Серийная съемка не даст упустить момент. Конечно, речь не идет о случаях, когда в роли модели выступает черепаха.
3.Не используйте вспышку
Во-первых, это пугает животных. Во-вторых, чаще всего вспышка, особенно встроенная, портит кадр.
4. Снимайте в ручном режиме
Я советую снимать в ручном режиме. На автомате у большинства телеобъективов могут получаться кадры с недостаточной глубиной резкости. Конечно, если вы снимаете воробья, то проблем нет. А вот кто-то с большим клювом может и не влезть в зону резкости. Тогда придется немного ужать диафрагму.
5. Наводите на резкость правильно
Старайтесь наводить резкость на глаза животного. Снимок с нерезкими глазами получается удачным крайне редко.
Съемка на природе
Съемка на природе потребует гораздо большего терпения и знания повадок животных. Фотоохотнику приходится выслеживать, выискивать, ловить момент. С какими-то птицами и животными это нетрудно, например, чайки и бакланы охотно позируют за булку с кунжутом. Другие же звери будут всячески прятаться. Иногда приходится долгое время ждать около жилища животного или птицы, чтобы поймать нужный момент. Тут главное – не сдаваться. Иногда удачный кадр можно сделать только на пятый день попыток. А порой и еще позже.
Самое главное – заранее изучить повадки и особенности того животного, которое вы будете снимать. В случае съемки хищных или опасных животных надо заранее позаботиться о собственной безопасности.
Также важно выбрать подходящее оборудование. Если для съемки в зоопарке хватит обычного телевика 70–200 мм, то для съемки на природе объективы понадобятся иные, например, 400, 600 мм и т. д. Ограничиваться одним объективом тоже не стоит. Да, купить такое оборудование не всем по карману, а вот арендовать на время поездки можно.
На природе стоит не только снимать животных крупным планом, но и захватывать в кадр части пейзажа.
Съемка домашних животных
Съемка домашних животных – отдельный и очень специфический жанр. Он не похож ни на один другой, так как правила и принципы тут крайне своеобразны.
Проще или сложнее снимать питомцев по сравнению с дикими животными? С одной стороны, конечно, проще. И по лесам их искать не надо, и около решетки зоопарка сидеть не приходится, и даже можно с «моделью» договориться, дав пару-тройку команд или кусочек лакомства. С другой стороны, не всякая модель идет на контакт. В отличие от зверей в зоопарке, которые за всю свою жизнь привыкли к толпам посетителей, домашний зверек может быть абсолютно не готовым к фотосессии и к чрезмерному вниманию. Да и принципы съемки домашних животных совсем другие. Девиз фотографа, снимающего «дичь» – «Лови момент!». Девиз того, кто снимает домашних питомцев, – «Знай правила!».
Как снимать?
Съемку домашних любимцев можно разделить на три основных типа.
1. Выставочное фото (оно же рекламное).
2. Портфолио.
3. Репортаж.
Выставочное фото – это не только репортаж со всевозможных выставок собак и кошек. Это также рекламное фото для сайтов и каталогов, показывающих представителя породы с лучшей стороны. Может сниматься как в студии, так и на природе.
Выставочные фотографии домашних животных
Главная задача выставочной съемки – показать животное во всей красе, продемонстрировать идеальное соответствие стандартам. Поэтому перед съемкой обязательно прочитайте стандарт породы животного, которого будете снимать, изучите его вдоль и поперек.
Поговорите с заводчиком или клиентом, узнайте его пожелания относительно съемки. Если речь идет о собаке, то, как правило, необходимо будет сделать кадр в выставочной стойке. Выставочная стойка снимается в профиль – голова гордо поднята, передние лапы расположены ровно, прямо, параллельно друг другу, одна задняя нога стоит ровно, вторая (ближняя к фотографу) чуть отведена назад. Также, скорее всего, необходима будет фотография сидящего животного анфас, крупный план и выставочная стойка, снятая не четко в профиль, а чуть с разворотом.
Старайтесь подчеркивать достоинства животного и скрывать недостатки. Лапы коротковаты? Присядьте пониже. Окрас не слишком насыщенный? Выбирайте цвет фона, который подчеркнет оттенок шерсти.
Не пытайтесь понять личность и характер животного. Для выставочной съемки это не требуется. Тут все, как в фэшн-съемке девушек для модных журналов: акцент на внешность, тело, одежду (в нашем случае на пятна, лапы, хвосты). Характер оставим для другой фотосессии.
Портфолио домашнего питомца
Пожалуй, самый интересный жанр. На съемку приводят очаровательное (хотя порой и кусачее) существо и просят «сделать красиво». Вот тут уже стоит понять характер модели и отразить его на фотографиях. Какое животное перед вами? Доброе, улыбчивое, игривое, скромное? Все это надо показать, чтобы хозяин «узнал» своего питомца. На снимках должен быть именно его любимый Тузик, а не просто терьер, каких много!
Съемка портфолио может проходить в студии, на природе или дома у заказчика. Самый большой недостаток фотосессий такого типа – ограничения на распространение фотографий. Чаще всего хозяева просят не размещать изображения своих любимцев ни на персональных фотостраницах, ни на прочих сайтах. Поэтому набрать материал для своего собственного портфолио фотографу бывает крайне сложно.
Репортажная съемка
Репортаж при съемке домашних питомцев больше всего напоминает съемку диких животных. Репортаж – это просто ловля момента на собачьих площадках, в парках и даже подворотнях. Стоит помнить три основных нюанса.
• Бойтесь агрессивных животных.
• Бойтесь еще более агрессивных хозяев, вопящих «Какого… ты снимаешь моего Шарика??». Лучше заранее спросить разрешения.
• Если есть возможность снять животное вместе с хозяином, показав их взаимоотношения, сделайте это.
Где снимать?
Съемка на природе
1. Никогда не начинайте снимать животное сразу. Если вы с первой же секунды рухнете на траву и будете тыкать объективом в нос бедной модели, то в лучшем случае она спрячется за хозяина. В худшем случае прятаться придется уже вам! Дайте животному время поиграть, погулять, обнюхать вас. Сделайте вид, что вам модель совершенно не интересна. Потом можете попросить хозяина поиграть с питомцем, а сами в это время фотографируйте. Хорошо попробовать снимать из-за укрытия (кусты и скамейки вполне подойдут). Если пес вас не видит, то он не будет постоянно следить за вашими действиями. Но! Такой вариант исключен, если в роли модели – крупная собака, прошедшая курс защитно-караульной службы (ЗКС). Она вполне может принять фотохудожника за «дразнилу».
2. Обязательно выбирайте правильное место для съемки, красивые фоны. Продумайте эти вопросы заранее, попросите заказчика показать несколько фотографий питомца до съемки. Лучше снимать в те часы, когда солнце не слишком яркое. Если модель спокойна и послушна, то на помощь может прийти ассистент с отражателем.
3. Выбирайте тихие, уединенные места. Толпа других собак, детей, велосипедистов может испортить съемку.
4. Если собаку не спускают с поводка, попросите хозяина взять ошейник, а не шлейку. Любые привязи на фото выглядят почти всегда плохо, но ошейник «зашопить» проще, чем шлейки.
Съемка в студии
1. Обязательно узнайте заранее, пускают ли в студию животных и на каких условиях.
2. Попросите хозяина сначала выгулять модель. Пусть зверек отдохнет, сделает свои «дела», придет в себя после дороги. Только потом его можно вести на съемку.
3. Никогда не начинайте снимать сразу. Дайте зверушке привыкнуть к обстановке, ассистентам. Пусть модель спокойно побегает, пока вы выставляете свет.
4. Попросите хозяина взять с собой несколько игрушек, мисочку для воды, лакомство. Также надо иметь при себе расчески, спрей для грумминга (для длинношерстных моделей). Многие материалы и фоны в студиях сильно электризуются. Чтобы собака или кошка не превратились в шерстяной шар, лучше их немного опрыскать. Себе всегда покупаю вот такое средство:
5. Если животное испугалось вспышек и запаниковало, никогда не ругайте его и не позволяйте это делать хозяину. Пусть хозяин вынесет модель на улицу, даст немного прийти в себя, потом вернет обратно и угостит лакомством. Если же снова началась паника, то лучше перенести съемку и не травмировать зверю психику. Возможно, для такой модели больше подойдет съемка на дому.
Домашняя съемка
Домашняя съемка – это, пожалуй, самое сложное. Приходится приспосабливаться к естественным фонам и интерьерам чужой квартиры, ставить более простой свет и т. д. Общие рекомендации давать сложно, так как все зависит от квартиры/дома, где вы будете снимать, и от того оборудования, которое у вас есть.
Если нет совсем ничего, а снимать надо (хотя я бы на такой вариант не пошла), возьмите самый необходимый минимум:
• отражатель,
• вспышку (не встроенную!),
• лист бумаги (из которого сделаете бокс для смягчения света от вспышки),
• кусок качественной ткани благородного оттенка, который послужит фоном в том случае, если в квартире заказчика не найдете подходящего элемента интерьера.
Лучше снимать в дневное время, когда достаточно света из окон. Тогда можно будет обойтись этим светом и отражателем.
Общие советы
1. Узнайте у заказчика заранее о характере животного, особенностях его поведения. В какое время суток зверь наиболее активен?
2. Узнайте о специфических особенностях будущей модели. Например, многие собаки не выносят сильного запаха парфюма. Лучше духами не пользоваться.
3. Заранее посмотрите несколько фотографий животного. Пусть хозяин пришлет их вам. Это поможет придумать образы.
4. Узнайте у заказчика, что именно он хочет получить в результате.
5. Наберитесь терпения. Съемка животных – это не тот жанр, где все получается с одного дубля. Зато успешные кадры стоят всех затраченных усилий.
ИСТОЧНИК: http://rosphoto.com/a_kak_snimat_zhivotnuh
Комментарии: