error
Регистрация

Третье правило фотографа

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Дмитрий Кораблев
Опубликовано: 05.09.2012 в 13:47:02
Оценить освещенность объекта съемки

Глаз человека и матрица фотоаппарата воспринимают окружающий мир совсем по-разному. Поэтому тут надо быть очень внимательным.

Объект съемки должен быть освещен красиво. Не сильно, не равномерно, а именно красиво. Поэтому следует посмотреть на него внимательно.
На модели не должно лежать никаких лишних теней, никаких бликов, отражений источников света и самих осветителей, «бьющих» прямо в объектив…


 
Самый распространенный случай -  когда нижняя часть объекта находится на фоне земли, а верхняя – на фоне неба. В этом случае верхняя часть всегда засвечивается и получается как бы в дымке.



Чтобы исправить такую ситуацию, можно использовать вспышку, о чем речь пойдет дальше.
Конечно, паразитные засветки можно использовать в качестве художественного приема. Тем более, что они отлично видно в видоискатель и ими можно управлять.



Солнечный блик на воде, «пойманный» между ног модели, используется как художественный прием.


 
А здесь солнце светило прямо в объектив, получился очень интересный результат.







Множество кадров также идет в брак из-за игнорирования реальной освещенности объекта.

Если съемка происходит  в помещении,  фотограф может хоть как-то влиять на освещенность, а вот двигать по небу солнце или перемещать уличные фонари не всегда удается. Здесь-то и начинается  тот процесс, который мы называем творчеством, а оно строится именно на выборе компромисса между светом и тенью, резкостью и размытостью, различными оптическими эффектами, техническими возможностями и… невозможностями аппаратуры.
Изменить освещенность можно, переместив объект съемки в другое место,  либо изменив расположение источников света, либо изменив освещенность на снимке за счет экспозиции, то есть выдержки и диафрагмы.
Можно подсветить объект любыми подручными средствами: попросить пробегающего мимо пенсионера подержать рядом с моделью развернутую газету в качестве отражателя; остановить проезжающую  машину и попросить водителя подсветить  фарами, причем у Вас будет довольно богатый выбор: ближний, дальний свет или противотуманки. Вариантов множество…

Чтобы сфотографировать здание кинотеатра, автору пришлось  ждать, пока сквозь тучи пробьется солнце, и под буквами  образуются тени, которые делают снимок гораздо интереснее, а сами буквы окажутся на фоне грозовой тучи, чтобы не сливались с небом.


 
На что следует обращать внимание в первую очередь? -  На равномерность освещения объекта.

Если Вы будете фотографировать человека, освещенного солнцем сквозь листву, то ничего хорошего не получится. Череда светлых и темных пятен не украсит Вашу модель. Но почему-то половина фотографий, привезенных из отпуска, выглядят  именно так. Разумеется, если  фотографировать «солдата удачи» в маскхалате,  такой прием только приветствуется, в других же случаях его надо избегать. Тень не всегда украшает снимок





Задание.
Выйдите со своим знакомым в солнечный день. Возьмите с собой кусочек тюля. Сфотографируйте  лицо приятеля так, чтобы оно было равномерно освещено солнцем. Затем поместите между лицом модели и солнцем принесенную с собой ткань. Сделайте снимок. В случае отсутствия солнца можно воспользоваться вспышкой на фотоаппарате. Сравните фотографии.

Объект должен быть освещен равномерно. Если образуются резкие тени, например, от вспышки или солнечного света,  надо анализировать освещение объекта съемки и, в зависимости от ситуации, принимать меры. Самое простое – это попросить модель повертеть головой, чтобы найти положение, когда тень от носа не будет закрывать пол-лица, а Вы сможете разглядеть, наконец, глаза в тени надбровных дуг.



А еще лучше -  не снимать при жестком освещении, когда образуются резкие, контрастные тени. Такой вид освещения должен быть полностью оправдан. При солнечном освещении, применении вспышки или других жестких источников света надо очень внимательно следить за тенями на объекте съемки. В солнечный полдень глаза обычно скрываются в темных глазных впадинах, а на лице образуются резкие некрасивые тени.





Но при этом, например, хорошо получаются на снимке блики на воде.


 
Но в солнечный день лучше взять модель под ручку и увести ее в равномерную тень кустов, домов или деревьев или фотографировать против солнца.



При съемке на природе можно подчеркнуть линии силуэта за счет светового силуэта.



Задание.
Выйдите на улицу в солнечную погоду  и сфотографируйте  модель так, чтобы солнце находилось сбоку от ее лица. Затем пригласите девушку в густые придорожные кусты и сделайте фото там, в тени. Сравните снимки.

В принципе, при съемке на улице есть всего два периода, когда желательно фотографировать -  восход и закат. Разумеется, в ясную погоду.  А в середине дня лучшая для фотографа погода – пасмурная.

При серьезной подготовке сеанса съемки на природе всегда учитывают стороны света, чтобы знать, где находится солнце на восходе и закате. Например, на Карельском перешейке под Питером восход лучше снимать на Ладожском озере, а закат – на Финском заливе, при этом есть целый день, чтобы пересечь перешеек. Всего каких-то шестьдесят километров...



Если вы снимаете при   контрастном освещении, то рискуете получить только   силуэт    объекта съемки или наоборот, объект   будет на снимке полностью, а вот фон уйдет в светлое марево. Но силуэтные снимки всегда очень выразительны.







Задание.
Поставьте человека днем на фоне окна. Отойдите   метра на два. Сфотографируйте. Потом сделайте такой же снимок с использованием вспышки. Сравните снимки.  

При съемке зданий или пейзажа в солнечную погоду также надо помнить, что у Вас есть всего два варианта -  либо все находящееся в тени окажется в полной темноте, либо все освещенное солнцем будет в светлой размытой дымке. Тут уж -  как сработает непредсказуемая автоматика Вашего фотоаппарата. Чтобы снимать в таких условиях, необходимо в совершенстве владеть экспозицией, особенно принципами ее преднамеренного нарушения.  

Этот снимок предназначался для каталога фирмы, устанавливающей   котельные. Фасад гостиницы темный, надпись не читается. Но главное – дымок от котельной – получилось.



Может возникнуть ситуация, когда оказывается освещенной только какая-либо часть объекта съемки, либо сюжет съемки освещен очень контрастным светом. Здесь надо исходить из местных условий. Но ни в коем случае не пренебрегать этим обстоятельством. Особо это касается съемки портрета. За тенями и ненужными бликами надо следить особо тщательно





Порой есть смысл вовсе отказаться от съемки, потому что ничего хорошего получиться не может. Но это уже признак мастерства фотографа, который смог оценить последствия нажатия на затвор, не нажимая на него.

При съемке в помещении лучше использовать равномерное рассеянное освещение, желательно, идущее сверху. Очень распространенный вариант – любой рассеянный свет через любой проем, при этом модель должна находиться на темном фоне.



Правило:
Не доверяйте автоматике камеры. При съемкой пользуйтесь в основном ручным режимом, который позволит вам быстро и адекватно отреагировать на любую ситуацию с изменившимся освещением. Особенно избегайте слишком светлых кадров, на которых цветовая информация в светлых полутонах потеряна навсегда.


Вот снимки, сделанные "на автомате":





Итак, подведем маленький итог.
Вы посмотрели в видоискатель, оценили фон, границы кадра и освещенность объекта. Для хорошей любительской съемки этого вполне достаточно.
Чтобы применить эти знания во время фотосъемки, придется первое время не расслабляться, а концентрироваться каждый раз, поднося видоискатель к глазу. Но зато потом все станет получаться мгновенно и автоматически - на уровне условных рефлексов.

Бездумно нажимать на затвор фотоаппарата нельзя, если хотите стать фотографом.

Фото и текст © Кораблев Д.В.
 
Просмотры: 1424
 

Комментарии: