Здравствуйте, дорогие любители цифровой фотографии!
Сегодня я постараюсь рассказать об увлечении, которому ранее посвящал довольно много своего свободного времени. Предвижу презрительно сморщенные носы искушённых представителей профессионального сообщества, предпочитающих снимать красоток на диафрагмах 1,2 - 1,8 и владеющих 1001 способом редактирования фото в Adobe Photoshop...
Однако, фототехника продаётся не только для них, тем более доступная классом. Сейчас каждый, приобретя цифрозеркалку начального уровня, хочет почувствовать себя и Ньютоном, и Бальтерманцем в одном флаконе. И во главу угла встаёт творческое самовыражение снимающего индивида. Для него важно не как снимать и даже не что, а сам процесс съёмки. Чем больше, тем лучше. Так думает начинающий фотограф-любитель и снимает всё подряд: пьяных друзей в ночном клубе вспышкой в лоб, раскрепощённых подруг на фоне ковров, всякие там цветочки, да приколы... Наверное, это свойственно всем, кто когда-либо берёт в руки фотоаппарат. И хорошо, конечно, тем, у кого практически не ограничены финансы для технического совершенствования своего мастерства - те и прикупят себе топовых объективов, и посетят престижную фотошколу с выездом на фототуры в различные уголки мира, и фотостудию со светом себе организуют... Разговор сейчас ведём не о них, а об остальной, рядовой армии фотолюбителей, желающих каким-то образом выразить себя в том многообразии окружающего нас прекрасного мира, найти свою нишу, которая бы приносила им радость самовыражения, а иногда и интерес зрителей. И если зрителей в эпоху глобального развития интернета найти не сложно, особенно если фотограф-любитель обладает некоторыми коммуникативными способностями, то вот определяться с темами для самовыражения каждому приходится самому, бывает, что перепробовав несколько жанров. Естественно, хороший фотограф может снимать в любом жанре, даже на спичечный коробок, как говорят некоторые, но мы ведь не из их числа? ;-)
Итак, снимаем поезда! А почему именно эти железные, грохочущие и уродливые махины, как считают многие?
С детства я был неравнодушен к железной дороге. Возможно, этому поспособствовал мой дед, водивший меня, маленького, смотреть на поезда. Наверное и он, смотря на них, вспоминал свою молодость, когда ему приходилось ездить на крышах вагонов и возить в мешках для семьи то, что он сумел обменять или наторговать. Без него двое детей и их мать бы не выжили в голодные военные годы. А потом ему довелось и проводником вагона поработать на Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД), рассказывал даже, как он с напарником дюжего бандита в служебном купе задержал... В общем, смотрел я на эти самые поезда, очевидно впитывая в себя романтику дальних странствий, посещал детский сад при СКЖД, а затем и школу, откуда даже водили на экскурсию в депо и на электровозоремонтный завод. Появилась мысль пойти в железнодорожный техникум, учиться на помощника машиниста, которая потом уступила стремлению просто попасть в железнодорожный ВУЗ с военной кафедрой. Вот и был закончен ВУЗ, работа пару лет в структуре МПС на ниве электроники, переход совсем в другую контору... Казалось, что поезда у меня в душе умерли навсегда, ведь даже когда я учился в институте и посещал станции, нигде в душе ничего не ёкало... Давно умер дед, ещё в 1984 году, когда я только закончил первый курс института. Потом умер и отец, снимавший фотографии очень редко, хотя он технически это прекрасно умел делать - практически всю жизнь работал кинооператором документального кино, а затем и в телестудии, умел ставить свет в любых условиях. Не застал он, к сожалению, наступление эры цифровой фотографии, когда сразу видишь, что и как снял, а многое можешь поправить и позднее, на компьютере, а то точно с удовольствием бы поснимал на ''цифру''.
Вот и подходим к моменту возвращения поездов в мою жизнь. Этот момент пришёл спонтанно, буквально почти сразу после покупки моего первого цифрового фотоаппарата суперзума, летом 2005 года. Надо признать, что выбирал я фотоаппарат тщательно, несколько раз с женой утрясая всё возрастающий бюджет. Начинал с 6000 рублей, в итоге фотоаппарат с доставкой из Москвы обошёлся нам в 10000 рублей. Моим другом на несколько лет стал Fuji FinePix S5500, притом чистый ''японец''. Он и до сих пор у меня - жалко с ним расставаться, полностью рабочий. Снимал цветочки, семью, а потом в кадр попала и железная дорога и пошло-поехало. Не могу сказать, что снимки были классные - то косо, то по композиции неудачные, то по свету, но у меня появилось желание именно снимать железную дорогу и большей частью поезда и локомотивы.
Особо было приятно потом рассматривать их на компьютере и вспоминать переживания, сопутствующие получению фотоснимков. А переживания эти, как потом оказалось, зачастую не положительные, а отрицательные. Это происходило потому, что человек с фотоаппаратом у нас в стране исторически всегда вызывает какое-то подозрение - либо он шпион, либо террорист, фотографирующий место будущего терракта. Милиция, а теперь, полиция всячески подогревает в обывателях эту установку. Полуобразованные ВОХР и рядовые железнодорожники уже совсем не в счёт - эти могут и фотоаппарат пообещать разбить и вызвать на разбор полётов ЛОВД... Другие нехорошие переживания могут быть от встречи фотографа с маргинальными элементами в весьма уединённых местах. Дорогая фототехника привлекает криминал возможностью поправить финансовое положение, даже тех, кто не знает, как её в руках держать. Так, в 2012 году в районе Красноуфимска был убит железнодорожный фотограф из Москвы. Трое местных отморозков, проезжавших мимо него на мотоцикле, просто забили его палками и забрали всё ценное. Оставлю в стороне все эти неприятные моменты, достойные отдельной статьи, кто хочет, может много почерпнуть на эту тему в интернете.
Вернёмся к нашим баранам. Сделав фотографии поездов, я обнаружил, что я не одинок во вселенной, таких, как я - тысячи в мире. Многие ещё более упёртые в этой теме, чем я, переписывают номера локомотивов, ведут базы, где что находится и в какое время проехало то или иное место. Трэйнспоттеры! Многие уделяют всё свободное время изучению малоизвестных железнодорожных веток, а также летают в самые разные уголки мира, чтобы запечатлить грохочущие железяки, пышушие жаром и паром. Даже к нам в Ростов два любителя-трейнспоттера приезжали - один из Швейцарии, другой из Великобритании, чтобы поснимать наши паровозы и узкоколейные раритеты. Интернет - великое дело для общения соратников по интересам и он помогает найти ''рыбаку рыбака''. Наличие сайтов железнодорожной тематики позволяет фотолюбителям обмениваться опытом и показывать свои кадры друг другу. Надо сказать, что и там есть свои профи и начинающие, материальные возможности у людей опять же разные, но тем не менее человек может выразить себя и показать своё видение той или иной железнодорожной железки. Чем более редкая железка или чем более редкий географический регион заснят, тем больше приятностей (луллзов) от этого получает тот, кто выложил снимок. И пусть не каждый сможет себе позволить сделать такой снимок, но теоретически это возможно. Исключением может быть исторический снимок, на котором запечатлена уже утраченная техника или прошлое. Ценность его для понимающего сообщества возрастает многократно.
Для удачной съёмки поездов нужно придерживаться некоторых нехитрых правил, которые выработаны несколькими поколениями трэйнспоттеров и просто фотографами. Попробую кое-что представить из них, на основе моего скромного опыта.
Главный принцип, которому я сам не всегда следую - лучше меньше, да лучше. Лучше построить правильно один кадр, с ручными значениями выдержки и диафрагмы, вручную настроить фокус, чем сыпать серией снимков. При съёмке серией самый выигрышный кадр может быть не снят из-за промахивания автофокуса или заполнения буфера кадров фотоаппарата. Сам так ''попадал'' неоднокартно. Чтобы избежать этого нужен объектив с непромахивающимся ультразвуковым приводом фокусировки и скорострельная тушка, с очередью кадров на 15 в RAW-формате. Если в вашем распоряжении небыстрая цифромыльница, то рассчитывайте на удачу и своевременное нажатие на спуск.
Все эти сложности оттого, что поезда - в своей массе быстродействующие объекты, не дающие возможности для повтора кадра. Если вы стоите недалеко от железной дороги, то скорость приближения поезда может быть достаточной для того, чтобы вы даже не успели поймать поезд в кадр. Хорошо, если у вас телеобъектив на зеркалке или супер-зум. Вы можете успеть сделать несколько кадров, пока поезд будет далеко от вас. Широкоугольные объективы лучше использовать для пейзажных снимков, так как они сильно искажают перспективу.
Старайтесь снимать в любых погодных и световых условиях. Если на улице сильный мороз, камеру до момента съёмки лучше спрятать под просторной курткой. Для съёмки под дождём лучше обзавестись фотоаппаратом и объективом с защитой корпуса от брызг и дождевых капель. Зачастую снимки очень выигрышно выглядят, когда в них элементы пейзажа удачно гармонируют с запечатлённой техникой и рельсами. Съёмки с высокой точки местности всегда интересны, но не всегда могут передать особенности и детали запечатлённой железнодорожной техники. Если проводятся ночные съёмки, необходимо использовать устойчивый штатив. Здания и сооружения станций иногда тоже очень интересно и загадочно получаются в темноте. Ну если вы планируете снимать не на пассажирском перроне и вокзале, а на станции и желательно перегонах, озаботьтесь получением официального разрешения на фотосъёмку в пресс-службе железной дороги, где планируете снимать.
Ещё хочу сказать о технике безопасности при съёмках. Ни в коем случае не рекомендую выходить на пути для съёмки, даже если поезд идёт по другому пути. Вы можете задуматься, засмотреться и не заметить выскочивший поезд сзади. Категорически запрещается использовать наушники при нахождении около путей. Вы вообще не услышите приближающийся поезд и даже его сигналы, а остановить поезд моментально невозможно. Очень много смертельных случаев на железнодорожном транспорте происходит именно из-за того, что люди идут в наушниках по путям и попадают под поезд. Если снимаете недалеко от железнодорожного полотна, старайтесь находиться на безопасном расстоянии. Пусть даже вас не зацепит напрямую локомотив или вагон, но из него вбок может торчать какая-нибудь проволока или выпасть плохо закреплённый груз. В общем - осторожность и ещё раз осторожность!!! Железнодорожный транспорт - источник повышенной опасности. К тому же помните, что у машинистов есть и нервы, и семьи, и не очень большие зарплаты. Зачем им причинять лишние сложности?
Комментарии: