Даже если вы постеснялись при покупке камеры поинтересоваться у продавца по поводу режимов экспозамера и боитесь потонуть в технических подробностях, осваивая мануал фотоаппарата, долго игнорировать данный вопрос у вас не получится, так как без освоения столь ценной информации ни одному фотографу еще не удавалось делать качественные снимки на DSLR. Для этого стоит разобраться в различных типах экспозамера. Но, прежде всего, давайте рассмотрим для чего нужна экспозиция?
Экспозиция в фотографии определяется тем количеством света, который попадает на матрицу или пленку фотоаппарата. Регулировать это количество можно изменением соотношения диафрагмы и выдержки. Определяется соотношение встроенным в камеру экспонометром. А вот помочь непосредственно самому экспонометру правильно оценить количество света – задача фотографа. Ведь камера является продолжением мозга фотографирующего, а не наоборот. Она не умеет считывать мысли, ей нужно четко выставить те настройки, которые требуется для получения качественного снимка.
Основная функция экспонометра заключается в измерении количества света, поступающего в камеру. Более конкретно: он измеряет свет, отраженный от различных объектов в фотографируемой сцене. Но как определить правильную экспозицию, если в объектив попадает несколько различных предметов, которые по определению будут по-разному отражать свет? Все зависит от динамического диапазона камеры и режимов экспозамера.
Каждый из режимов экспозамера камеры (а их обычно четыре) будет обрабатывать сцену по-другому, и фотограф сам решает, какой режим будет лучшим в каждом конкретном случае:
- оценочный замер
- частичный замер
- точечный замер
- центрально-взвешенный усредненный замер
Обратите внимание, что речь идет о цифровых зеркальных камерах двух самых популярных производителей – Canon и Nikon. Другие производители имеют очень похожие режимы замера, доступные функции и, естественно, отвечают за те же самые результаты.
Оценочный (матричный) режим замера
При оценочном замере (Canon) или матричном замере (Nikon) происходит разделение всей фотографической сцены на мелкие зоны. Затем все замеры просчитываются и усредняются для определения оптимальной экспозиции (комбинации выдержки и диафрагмы). Как видно по фотографии, красный квадрат показывает ту область, которая будет оцениваться датчиком. Учитывая «продвинутые» возможности современных зеркальных камер, измеряется уже не только количество света, но также такие вещи, как распределение оттенков, цветов и даже расстояние.
Как правило, оценочный замер стоит по умолчанию в настройках большинства цифровых камер и дает хорошую правильную экспозицию. Оценочный замер подходит для большинства стандартных ситуаций, например, для съемки пейзажей.
Центрально-взвешенный режим замера
Центрально-взвешенный замер пытается также измерить всю сцену в среднем с той лишь разницей, что бо́льший вес отводится для зоны в центре видоискателя. На фото обозначены более зна́чимые места интенсивностью красного цвета. Около 70% учета составляет зона вокруг центра видоискателя. Данный режим замера экспозиции и предполагает усиление интенсивности к центру.
Частичный режим замера
Как можно понять из фотографии выше, частичный замер охватывает около 9% в видоискателе и будет наиболее эффективным, когда фон намного ярче, чем снимаемый объект. В частности, в связи с акцентом на центре видоискателя, этот режим замера экспозиции наиболее эффективен, когда к краям снимаемая сцена значительно светлее или темнее, чем центр, а значит, края могут оказать неправильное влияние на экcпозицию кадра. Но и недостатком данного режима является именно его акцент на центре видоискателя.
Точечный замер
Режим точечного замера дает лучший контроль над тем, где необходимо брать данные измерения света для экспозиции, поскольку она охватывает лишь около 4% от площади, попадающей в видоискатель. Это наименьшая площадь всех режимов экспозамера. Главное преимущество точечного замера исходит из того, что место для замера экспозиции можно выбрать с помощью точек фокусировки и таким образом сделать более точный замер именно в том месте, где необходимо. Точечный замер – то, что требуется для фото портретов, потому что измеряет отраженный от лица свет в диапазоне около 1 метра.
Когда использовать каждый из режимов замера экспозиции?
Так какой из режимов экспозамера и когда необходимо использовать? Следует сказать, что чаще всего применяют оценочный (матричный) или точечный замеры. Реже используют два других вида измерения. В конечном итоге можно сделать вывод, что все сводится к личным предпочтениям. Вы можете выбрать один или два и использовать только их. Единственное, что вы точно должны знать – как при данном режиме камера будет производить замер экспозиции для того, чтобы потом вносить коррективы через компенсацию или брекетинг. Начав с четкого освоения режима работы оценочного экспозамера, можно будет переходить к последующим и лучше узнавать свою камеру и ее возможности.
Источник fotogora.ru
Комментарии:
Большинство начинающих ВСЕГДА используют оценочный замер. Я ВСЕГДА использую точечный.
Как при оценочном, так и при центовзвешенном замере фотоаппарат измеряет яркость ВСЕГО КАДРА, но по разному учитывает яркости различных УЧАСТКОВ КАДРА. Причем алгоритм оценочного замера существенно отличается от алгоритма матричного замера Nikona. Вынужден отметить, что алгоритм у Canon слишком активно учитывает яркость участка кадра в точке фокусировки. Из-за чего экспозиция существенно меняется при наклоне и повороте камеры. Алгоритм Nikona точнее (У меня Canon).
В любом случае, как оценочный, так и центровзвешенный замеры будут давать ОШИБКУ, и соответственно потребуют внести ПОПРАВКУ (экспокоррекцию), которая для центровзвешенного замера скорее всего будет БОЛЬШЕ, но и более ПРЕДСКАЗУЕМА.
Поэтому какой выбрать замер - оценочный или центровзвешенный - дело исключительно ваше.
Точечный замер - совсем другая история. Это другая методика замера. Частичный замер - это тот же точечный, только точка побольше. Кстати, у Canon зона точечного замера всегда по центу, а у Nikon нет частичного замера, а зона точечного замера совмещена с точкой фокусировки.
При точечном замере мы ЗАРАНЕЕ решаем что мерить, света, или тени, или кожу лица, или зеленую травку, или снег. И ЗАРАНЕЕ вносим соответствующую поправку. Например, если мы измеряем белый освещенный предмет, то поправка составит 2 или 2 1/3 ступени, а если ярко-зеленая освещенная трава, то 0 или -1/3 ступени. Это называется МЕТОДИКА ТОЧЕЧНОГО ЗАМЕРА (При оценочном и центровзвешенном нет никакой методики. Просто снимай и исправляй. Методику точечного замера иногда не вполне корректно называют ЗОННОЙ СИСТЕМОЙ АДАМСА. Преимущество этой методики - вы получаете правильную экспозицию сразу, с первой попытки.