Очень часто в разговорах на форумах и встречах, посвященных фотографии, я слышу лестные отзывы о своих коллегах: "Это талант!", "Ему дано от природы!", "Ну, конечно же, это опыт и стаж!"...
Безусловно, все это верные высказывания, однако я готов утверждать, что талант – это не дар от рождения и его можно в себе развить. На это могут уйти годы упорного труда, но секрет освоения искусства художественной фотографии действительно существует и раскрыть его под силу обычному смертному, было бы желание.
Итак, вот он "философский камень" фотографии: "виденье фотографа". Обычный человек в силу своих иллюзий относительно устройства собственных органов зрения многого просто не понимает. Опытный фотограф, наоборот, создает свои работы, опираясь в первую очередь на знания о человеческом зрении и на те отличия, которые он вынужденно получит, используя оптику и матрицу (или пленку) камеры. Давайте разберемся со всем по порядку.
Как видит человек
Один из мифов, тщательно культивируемых в литературе и на просторах интернета, что человеческий взгляд идентичен углу поля зрения 35 мм или 50 мм объектива. Это абсолютно неверное представление. Дело в том, что наш зрачок вообще не может видеть углом поля зрения более чем 2 градуса. Все остальное воспринимается нами периферийной нерезкой зоной зрения, а объектив, обладая значительным углом поля изображения, представляет нам картинку полностью резкой. В реальности мы видим не глазом, а сознанием, т.к. зрачок только собирает информацию, а сознание записывает и представляет нам образ, который воспринимается человеком, как обобщенный продукт зрения.
Мы можем разглядывать маленький объект на большом расстоянии, игнорируя информацию периферийного нерезкого зрения, и тогда глаз выполняет роль мощного телеобъектива (например, аналог 200 или даже 300 мм объектива). А можем оглядываться и совмещать образы, полученные от периферийного зрения и отдельно взятые резкие картинки от бегающих по области внимания зрачков. Тогда глаза превращаются в фишай со 180-градусным углом поля зрения, и мы реально думаем, что видим все пространство одновременно и абсолютно резко.
И это только в первом приближении, а ведь каждый человек еще по-своему воспринимает контраст и цветность. При контрастном полуденном освещении радужки глаз работают, как регулятор яркости (аналог диафрагмы объектива). Человек посмотрел на свет и его зрачки сузились, посмотрел в тень, и они расширились, позволяя рассмотреть и запомнить детали на свету и в тенях.
Наше сознание показывает общую картину, сшитую из множества маленьких картинок, и в таком свете мы представляем себе окружающее нас освещение не столь и контрастным. У объектива же на все получаемое изображение только одна диафрагма, и полученный снимок кажется нам не естественно контрастным по сравнению с нашим восприятием.
Цвета, воспринимаемые человеком, тоже нередко искажены собственным сознанием. Например, вы читаете письмо, написанное синими чернилами на белой бумаге, при этом в качестве основного освещения используете напольный торшер с вкрученной в него лампой накаливания. Такой источник света дает желтое освещение, что превращает белую бумагу в желтую, а синие чернила в зеленые, однако мы продолжаем видеть белую бумагу и натуральный цвет чернил.
Мозг, обладая информацией о том, что эта бумага белая, вносит коррективы в восприятие – что-то типа автоматического баланса белого, и мы даже не замечаем, что это произошло. Камера не обладает интеллектом и не может анализировать самостоятельно окружающую ее обстановку, с учетом того, что матрица камеры подготовлена по своему цветовому балансу для правильного восприятия в первую очередь дневного света, ей необходимо помогать. Фотограф вынужден пользоваться функцией баланса белого камеры, корректируя ее цветовосприятие для получения правильной цветопередачи (соответствующей восприятию человека), учитывая цветность окружающего освещения.
Ну и напоследок, самая критичная ошибка, совершаемая начинающим фотографом, – это использование функции зуммирования объектива для визуального "приближения и удаления" объекта съемки в кадре. Конечно, это удобно, зачем бегать взад и вперед, сбивая ноги, когда можно повернуть кольцо зума и сделать кадр с нужным тебе масштабом. Разве не для этого отдают деньги за хороший десятикратный зумм? Не все так просто, как хотелось бы.
Дело в том, что зуммируя, вы в первую очередь меняете угол обзора объектива, а именно от этой характеристики зависит такой параметр изображения, создаваемого на плоскости как линейная перспектива.
Линейная перспектива – это уменьшение видимых размеров объекта наблюдения (съемки) по мере увеличения дистанции до этого объекта. Чем меньше фокусное расстояние, которое устанавливается на зумм-объективе, тем шире угол обзора объектива (вы как бы больше видите, но объекты становятся меньше размером: удаляются от вас), вместе с этим сильно возрастает влияние линейной перспективы. В таком случае на получаемом изображении мы хорошо чувствуем дистанцию между объектами (объекты переднего плана становятся значительно больше идентичных объектов заднего плана).
Выбирая большее фокусное расстояние, мы визуально приближаем снимаемый объект, но при этом полностью исчезнувшая линейная перспектива приводит к созданию плоского (необъемного) изображения, объекты как бы липнут друг к другу.
Получается, что для съемки качественного изображения, соответствующего вашему восприятию окружающей обстановки, необходимо сначала установить самое подходящее фокусное расстояние. А вопрос масштаба снимаемого изображения приходится уже решать путем перемещения камеры относительно объекта съемки. Если вам кажется, что здание, которое вы хотите снять, достаточно высокое, то для передачи этого ощущения на снимке необходимо будет установить самый короткофокусный объектив, в таком случае линейная перспектива максимально уменьшит крышу здания, подсознательно удаляя ее от зрителя.
Итак, давайте подведем итог. Для того, чтобы создать "реалистичное и красивое" изображение, необходимо учитывать:
- разный угол поля зрения (а значит и степень линейной перспективы на получаемом изображении) человеческого глаза и объектива;
- разность восприятия контраста снимаемого изображения человеческим сознанием, использующим целый поток трансформируемой визуально информации (практически HDR-эффект) и кадром камеры, обладающим чрезвычайно малым динамическим диапазоном восприятия яркости;
- разность цветовой температуры различного освещения и возможность зрения беспрепятственно адаптироваться, незаметно для человека.
Перечисленные выше факторы – только начало для построения совершенного плоского изображения, это основы фотографического видения, позволяющие вам перейти на новый уровень мастерства и "создать свой талант светописца".
Для любого художника не секрет, что существует целый свод правил, посвященных композиции изображения в изобразительной плоскости. Именно в этом и кроется последняя ошибка начинающих фотографов на пути к званию талантливого профессионала. Многие "творческие личности" считают, что правила композиции слишком расчетливы и однозначны, они мешают и ограничивают гений настоящего таланта. Это не так.
Правила композиции – это психофизические особенности восприятия плоского изображения человеческим сознанием.
Другими словами, правила композиции – это научно обоснованный визуальный язык, позволяющий передавать нужную вам информацию даже неподготовленному зрителю.
В доказательство всего вышесказанного, я призываю вас задуматься над тем фактом, что в музыке всего семь нот (музыкальная грамота – аналогия визуального языка композиции), но использование нотной грамоты никак не ограничивало гения Вивальди, Бетховена, Штрауса и подобных им выдающихся композиторов.
Учитесь, и вы станете талантливым фотографом. Удачи вам в творческих поисках.
Илья Лукьянов, профессиональный фотограф.
Источник fotogora.ru
ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ
- 10 убеждений, которые способны отравить жизнь любому фотографу
- Что такое воркшоп, мастер-класс и другие премудрости обучения профессии фотографа
- Как не упустить свой шанс?
Комментарии: