Опытом съёмки спортивных событий на широкоугольный объектив с трансмиттером делится Роберт Максимов. Он является спортивным фоторепортёром и амбассадором Nikon.
Съёмка спортивных событий
Как правило, спортивный репортаж – это съёмка с телеобъектива (преимущественно). Но зачастую снимки на один лишь «телевик» дают однообразную картину. Поэтому «дальнобойный» репортаж я разбавляю кадрами с широкоугольного объектива. Это, кстати, вечная тема моих споров с фотографами из агентств: они работают только, например, с AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR, другие объективы даже не рассматривают. Объясняют это тем, что возьмут у них только крупные планы, остальное никому не нужно. Однако сам я часто сталкиваюсь с требованием получать разноплановые кадры, так что для раскрытия темы один-два снимка обязательно делаю на широкий угол.
Действительно, в классической спортивной съёмке широкоугольники используются крайне редко. Всё-таки у нас в приоритете крупные планы, эмоции, динамика. А это, как правило, работа для таких линз, как AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR и AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II. Признаюсь, со съёмкой на широкий угол на крупных состязаниях не всё так просто. Да, на маленьких соревнованиях такая съёмка доступна практически каждому желающему. Но на крупных чемпионатах, таких как Олимпийские игры, например, получить допуск на установку камеры с широкоугольным объективом непосредственно на «поле битвы» крайне проблематично. На соревнованиях по лёгкой атлетике использовать этот приём очень сложно, его мало где разрешают. А применять ближние ракурсы на баскетбольных матчах или, скажем, под водой во время соревнований по плаванию позволяют только избранным профессионалам из ведущих агентств либо своим клубным фотографам. Тем не менее я беру широкоугольники на большие турниры, если хочу поставить камеру на трансмиттере. И совершенно точно без такого объектива не обойтись, когда нужно сделать панорамный кадр, например, с церемонии открытия Олимпийских игр – к подобному снимку вообще все готовятся заранее и очень серьёзно!
Тандем из широкоугольного объектива с трансмиттером на соревнованиях по лёгкой атлетике позволяет получить эффектные кадры, которые иначе не снимешь – так близко к объекту съёмки на соревнованиях попросту не подберёшься. С разрешения шеф-фотографа камеры ставятся на специальных точках. Например, метание молота: тут всё действие происходит за сеткой, а через неё снимать плохо. Установка камеры с широкоугольным объективом на нижнюю точку позволяет показать совсем другой план, делающий снимок интересным. Очень люблю использовать этот приём и на прыжках в длину, и на низких стартах – камеру можно установить там, куда фотографов вообще не допускают. Тут есть интересный нюанс: снимать до выстрела старта запрещено. Если нажать на кнопку спуска раньше, звук затвора заставит спортсменов рвануть вперёд. Так же, как и в гольфе, нельзя снимать во время замаха, а только в момент удара.
Как это работает?
Трансмиттер-приёмник установлен на камере, второй передатчик, который даёт команду снимать, – либо на второй камере, либо на пульте в руках фотографа.
Стоит учесть несколько важных нюансов, если вы планируете съёмку с трансмиттером:
- Запрещено использование американских и японских передатчиков (только европейские и китайские системы). При нарушении этого правила службы безопасности либо конфискуют аппаратуру, либо удалят виновника.
- На крупных соревнованиях фотограф обязан перед съёмкой регистрировать передатчики, чтобы их рабочие частоты не совпадали с частотами спецслужб. Часто перед мероприятием приносят список разрешённых частот, и это примиряет все заинтересованные стороны. Дальность работы трансмиттеров – не более 100 метров.
- Помимо частот, на трансмиттере есть диапазоны «подчастот», или раздельные каналы. Эти каналы нужно выбрать так, чтобы они отличались от настроек других фотографов, иначе при нажатии на спуск будут срабатывать и фотоаппараты других фотографов.
Иногда разрешают использовать камеры с трансмиттерами на хоккее под крышей над воротами. Но в таком случае на камеру устанавливаются длиннофокусные объективы – минимум 70–200 мм., а то и вовсе 300 мм. Меньше нельзя – очень высоко. Там есть специальный мощный кронштейн со страховочным тросом. Этот трос одним концом должен быть закреплён на камере и объективе, а другим – на месте крепления кронштейна, чтобы в случае падения камеры она повисла и не рухнула на лёд. Как правило, вся конструкция устанавливается за пару часов до начала матча. На состязаниях по лёгкой атлетике камеру можно поставить на позицию за час до старта соревнований.
Как выставить кадр?
Сначала надо решить, какой именно кадр хочется сделать. Только определившись с этим, нужно подать заявку на съёмку с трансмиттером, указать в форме камеру, вид трансмиттера. Ещё понадобится маленький крепкий штатив – около 20 см. в высоту, большой не допустят. Далее следует получить разрешение шеф-фотографа или главного судьи и, наконец, установить камеру в нужном месте.
Фокус на таких снимках выставляется в ручном режиме. Можно сделать это в момент настройки, попросить кого-либо встать на нужную вам точку либо самому рассчитать по глубине резкости, где будет находиться объект съёмки.
Самое главное – правильно предсказать нужный план с низкой точки, чтобы и спортсмен не выпрыгнул, и лишнего не захватить. Это достаточно сложно, нужно хорошо представлять себе, что предстоит снимать. Для таких задач по отстройке плана, чтобы не ползать на коленях, пригодится камера с поворотным дисплеем.
Какие объективы выбрать?
Для «широких» кадров я использую «классический» набор: либо AF-S NIKKOR 14–24mm f/2.8G ED, либо AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED.
Современная техника позволяет работать в любых условиях и получать великолепные кадры. Но не забывайте, что кое-что по-прежнему зависит от самого фотографа. Просто так нажимать на кнопку трансмиттера бесполезно, всё равно нужно ловить именно тот кадр, который задуман изначально. Представьте себе «идеальный» снимок и то, что вы хотите на нём увидеть. Спортсмен в полёте или уже в приземлении? Как он расположен на низком старте? В какой части кадра находится главное? Чёткое понимание конечного результата повышает шансы на успех.
Техника – лишь инструмент, ведь сильный кадр зарождается не в видоискателе, а в голове. Помните об этом, наблюдайте, анализируйте. Ведь только так можно добиться успеха в этом непростом деле.
Комментарии:
Иногда фотограф запаздывает с нажатием кнопки, но кадр остается не пропущенным во времени из буфера обмена или
ОЗУ. Как отрегулировать скоростную сьемку?