Цейтраферная съемка или таймлапс (time-lapse) - это разновидность замедленной съемки, когда экспозиция осуществляется покадрово с большими интервалами. Очень часто такая съемка выполняется при помощи фотоаппарата. Если после из этих кадров сделать видеоряд, в фильме будет создаваться иллюзия сильно ускоренных процессов.
В последнее время таймлапс-технология стала очень популярной благодаря широкому распространению фототехники и доступности программного обеспечения для создания соответствующих видеороликов. Даже можно сказать, что многим эта технология уже порядком надоела, так как Интернет просто переполнен простенькими роликами такого рода, которые не имеют никакой идеи и выполнены на низком техническом уровне.
Но в то же время даже в жанре таймлапса можно придумать интересные сюжеты и идеи, которые не так часто бросаются в глаза и могут впечатлить зрителей. Одно из таких направлений - ночная цейтраферная съемка, которая показывает вращение звездного неба над нашей головой. Действительно, на Земле трудно найти человека, который бы не был впечатлен красотой по-настоящему темного звездного неба. Но оно начинает выглядеть еще более величественно и загадочно, если зритель может почувствовать, как оно вращается над нами, как обычные земные пейзажи медленно проплывают под крыльями Космоса. Такие ролики снимают реже из-за большого количества технических нюансов и из-за невозможности снимать звезды в городской черте. Цель этой небольшой статьи - познакомить читателей с основами и нюансами цейтраферной съемки астрономических пейзажей.
Оборудование
Камера
Наиболее простое и практичное решение - снимать фотоаппаратом. Наилучший вариант - это зеркальная камера или некоторые из беззеркальных моделей. Основные критерии при выборе - большая матрица, низкий шум при высоких ISO, возможность делать выдержки 30 секунд и более. При выборе камеры смотрите также на доступность оптики и аксессуаров. Например, некоторые беззеркальные камеры имеют очень неплохие матрицы, пригодные для ночных съемок, но не имеют в линейке сверхширокоугольной оптики, пультов-интервалометров и т.д.
Хорошим выбором могут стать зеркальные камеры Canon, поскольку для многих моделей доступны альтернативные прошивки (например, Magic Lantern), которые дают камере широкие возможности снимать с заданным интервалом и экспозицией.
Если вы приобретаете подержанный фотоаппарат, то помните, что технологии не стоят на месте, и матрица в новом бюджетном Canon 700D может оказаться в плане шума лучше, чем в профессиональном Canon 1DMarkII, который будет стоить столько же. Для астрофото же самая важная часть фотоаппарата - именно матрица, остальные недостатки (например, слабая батарея или плохая эргономика у бюджетных камер) всегда можно решить.
Современные компактные камеры (в том числе и дорогие "суперзумы") пока непригодны для ночных съемок, в первую очередь, из-за крошечных шумных матриц. Однако их можно успешно использовать днем, в сумерках и т.д. Главное, чтобы камера имела ручные настройки режимов, могла выключать автофокус, поддерживала управление с пульта или компьютера.
Все дальнейшие советы будут даваться на примере зеркальных камер фирмы Canon.
Оптика
В большинстве случаев необходим объектив с максимально возможным полем зрения и максимальной светосилой. Тут чаще всего встает дилемма - или такой объектив будет космически дорог, или на открытой диафрагме будет показывать все возможные аберрации. Но качество изображения на 100% увеличении и отсутствие аберраций для тайлапса не являются существенными требованиями, так как даже для видео FullHD изображение приходится сильно уменьшать. Кроме того, в кадре будет происходить какое-то движение, которое также отвлечет внимание от дефектов изображения.
Небо просто огромное, и чтобы захватить хоть немного неба и не забыть про землю, необходимы сверхширокоугольные объективы с полем зрения 90-120°. Однако порой интересные сюжеты получаются и с более длинным фокусом. С одной стороны, в этом случае придется делать меньшие выдержки, с другой - более длиннофокусные объективы могут иметь и огромную светосилу (диафрагму 1.4 или 1.8), что позволит накопить достаточно света.
Большинство новичков имеют в своем распоряжении лишь "кит" 18-55/3.5, который является слишком длиннофокусным для "кропа" и слишком "темным". Однако первые эксперименты можно делать и с использованием этого объектива. Сделанные с ним ролики смотреть в FullHD, конечно, невозможно, но в меньшем размере они выглядят вполне прилично. Для дневных же съемок этот объектив и вовсе очень хорош, и я никогда не понимал людей, называющих его "пластиковой заглушкой". Главный недостаток штатного объектива - небольшое поле зрения. Фокус в 18 мм дает на "кропе" поле зрения около 70° по диагонали. А по вертикали и вовсе около 40°. В эти 40 градусов необходимо вместить передний план, линию горизонта или здания и еще оставить место для звезд. Поэтому лучше использовать широкоугольную оптику вроде Canon 10-22, правда, цены на такие объективы сравнимые со стоимостью самой камеры, а светосила у них не такая уж и большая.
На фото: не обязательно иметь такой арсенал железа и стекла, чтобы начать снимать ночные таймлапсы:)
Комментарии: