Закон обратных квадратов понадобится, если вы планируете что-то снять в студии. Когда вы занимаетесь постановкой, то должны понимать, что и как увеличит освещенность вашей модели, а что наоборот уменьшит ее.
Если вы задаетесь вопросом, почему от площади фотостудии зависит мощность студийного света, который вам необходим, то частично вы получите ответ на свой вопрос в этой статье.
Сам закон в фотографии относится к освещению. Причем, к любому виду освещения. В двух словах: закон обратных квадратов учит нас, как свет работает на расстоянии и почему расстояние между источником света и объектом съемки настолько важно.
Скажем, у нас есть источник света, который работает на полной мощности и объект съемки на расстоянии 1 метр от источника. Если фотограф отодвинет объект, скажем, на расстояние в два метра и более, – как будет освещена наша модель, какое количество света будет в таком случае попадать на нее? Естественной реакцией большинства подумать, что света будет половина мощности, раз расстояние увеличилось в два раза. Но, к сожалению, свет так не работает. Он следует закону обратных квадратов.
Итак! В соответствии с законом, сила света будет обратно пропорциональна квадрату расстояния. Если мы возьмем расстояние 2 м, квадрат его будет равен 4. Обратная величина которого соответственно – 1/4, т.е. до объекта съемки дойдет лишь четверть мощности освещения от источника света, а совсем не половина, как кажется изначально.
Перемещение модели на 3 метра от источника света вычисляется по следующей формуле: 3х3=9, обратная величина составляет 1/9, а это значит, что сила источника света будет составлять 1/9 от того, какой она была изначально.
С помощью закона обратных квадратов легко объясняется то резкое снижение мощности света при увеличении расстояния. Фотограф должен использовать эту информацию, чтобы лучше понять, как источники света освещают предмет на том или ином расстоянии и как лучше ими управлять.
Как работает данная теория
Итак, зная теперь о том, что света, попадающего на объект, становится все меньше и меньше по мере отодвигания этого самого объекта от источника, как нужно пользоваться данной информацией на практике? Ведь к тому же следует учитывать, что если изначально идет быстрый и резкий спад света, но чем дальше отодвинут объект, тем свет начинает меньше распыляться и постепенно его интенсивность сходит на нет.
Если посмотреть распределение интенсивности света на нашем примере от 1 метра до 10 метров в процентах до ближайшего целого числа, это будет выглядеть так:
Визуально видно, что происходит до 75% падения света на площади от 1 метра до 2 метров и будет лишь 5% падения – от 4 метров до 10 м.
Таким образом нужно понимать, что только находясь в непосредственной близости от источника света, можно получить максимально возможное количество энергии. Исходя из этого, чтобы экспозиция была правильной (при условии, что используется постоянная скорость затвора), при размещении предмета очень близко к свету, необходимо устанавливать диафрагму около F16, чтобы блокировать все излишки света.
С другой стороны, если объект съемки находится на более значительном расстоянии от света, то диафрагму следует открывать порядка F4, чтобы позволить большему количеству света попасть на чувствительный элемент. При этом оба варианта фотографии должны выглядеть одинаково по экспозиции, так как она была скорректирована относительного того количества света, которое требовалось для правильной передачи изображения.
На основе этих знаний можно построить приблизительную оценку, какие использовать значения диафрагмы, чтобы получить правильный уровень экспозиции.
Запомните: потеря света происходит интенсивнее при первоначальном удалении объекта от источника света. С увеличением расстояния до вспышки, потери света замедляются. Изменяйте значение диафрагмы интенсивнее, если ваш объект съемки находится в непосредственной близости от светового источника и медленней по мере его удаления.
Освещение одного объекта
Когда предмет не двигается, с ним проще работать, потому что это означает, что как только фотограф поместит его на определенное расстояние от источника света и выставит в соответствии с этим правильную экспозицию, считайте, дело останется ха малым.
Но если приходится снимать живого человека, особенно стоящего или непоседливого ребенка, это означает, что он может сдвинуться с нужной точки. Буквально полшага в любом направлении станут критичными для вашей экспозиции.
Выход можно найти, не обязательно привязывая модель к стулу. Достаточно отодвинуть источник света чуть дальше, чтобы перемещение человека было не столь критично для выбранной рабочей экспозиции.
Освещение группы
Предыдущее правило работает очень похожим образом и с группой объектов. Если ваши портретируемые находятся очень близко к свету, то изображение каждого, кто располагается чуть дальше от источника света, будет «недодержанным» по сравнению с тем, кто стоит ближе к нему.
Ведь мы помним про диапазон покрытия и рабочие диафрагмы в F22 и F11, которые находятся достаточно близко друг от друга, если модели стоят на расстоянии 1-2 метра от вспышки.
Но если группу расположить подальше от источника света, то все объекты будут освещены достаточно равномерно и можно использовать диафрагму порядка F4.
Освещение фона
Если перед фотографом стоит задача, чтобы один элемент снимка был освещен намного интенсивнее, чем другой, следует вовсю использовать закон обратных квадратов. Например, отодвиньте студийный фон на достаточное расстояние от источника света и выставляйте экспозицию по модели, которая располагается, например, порядка 1 метра от вспышки. В результате вы получите хорошо освещенный объект съемки с темным фоном позади нее.
Естественно, работает и обратное правило – для хорошего и равнозначного освещения фона и модели, нужно располагать их рядом друг с другом на одинаковом расстоянии от источника света.
Делаем выводы
Мы рассказали вкратце о том, как можно и нужно использовать закон обратных квадратов в фотографии. Безусловно, еще нужно принимать во внимание такие немаловажные переменные, как скорость затвора, яркость источника света или наличие несколько вспышек. И все-таки очень надеемся, что данная информация поможет сделать новый и значительный шаг в развитии собственных навыков и умений и выведет ваши фотоснимки на более высокий уровень.
Источник fotogora.ru
ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ
- 10 факторов, которые помогут вам создать портрет
- Шесть вещей, которые вы обязаны знать о диафрагме
- Каждый фотограф желает знать про 6 основных режимов освещения портрета
Комментарии: