Студийное оборудование своими руками
В этой статье речь пойдет о способах, с помощью которых можно добиться интересных световых решений. Изначально было интересно сделать что-то простое и не требующее большого количества дензнаков. Идея масок (трафаретов) не нова – достаточно много примеров их использования в студийных условиях. Для всех нижеприведенных примеров использовался серый фон: черный слишком много поглощает, а белый – слишком много отражает. Серый фон позволяет добиваться и глубоких, почти черных областей, и практически совершенно светлых.
Принципиально задача была таковой – минимум источников света и минимум простых средств, которые бы дали большое количество вариантов по цветовым решениям.
Первое и самое простое – маски (трафареты) можно использовать и без применения цветных фильтров – тогда на фоне будет световой рисунок в градациях серого:
студийное оборудование своими руками 1
студийное оборудование своими руками 2
фон – серый. Основной источник света – софтбокс в левом диагональном положении. Справа располагалась вспышка со шторками, перед ней на расстоянии примерно 50 см – была размещена маска:
студийное оборудование своими руками 3
Маски можно сделать из любого картона (часто использую картон от выброшенных на помойку упаковочных коробок). В среднем размеры масок (трафаретов) примерно такие – 40х60 см, 50х70 см. Размер масок (трафаретов) принципиален только в одном – когда маска (трафарет) меньших размеров – ее придется располагать к вспышке (источнику света) очень близко, что приводит к слишком «размытому» световому рисунку. Желательно, чтобы маска (трафарет) располагалась на расстоянии около полуметра от вспышки:
студийное оборудование своими руками 4
Крепить маску (трафарет) перед вспышкой можно на свободную стойку с помощью клипсы.
Но можно придумать и другое крепление. Пользуюсь этим, поскольку есть такая возможность.
И еще – маска (трафарет) в данной схеме расположена под углом к плоскости фона, что и дает эффект расходящихся из одной точки световых полос на фоне. Если маску (трафарет) располагать параллельно фону – то и геометрия маски (трафарета) будет отражаться на фоне без искажений. Если же располагать маску (трафарет) под углом к фону – то можно кроме светового рисунка получить еще и эффект перспективы.
Маски (трафареты) можно покрасить черной краской для того, чтобы свет вспышки проходящей через маску (трафарет) не слишком сильно отражался от нее. В тех случаях, когда маску (трафарет) ставят очень близко от модели, можно получить блики на объекте съемки, отражающиеся от маски (трафарета).
Для следующей фотографии
студийное оборудование своими руками 5
Была использована схема с 3-мя источниками света:
студийное оборудование своими руками 6
Снова – серый фон. Софтбокс в левом диагональном положении. Вспышка с маской (трафаретом) перед ней слева:
студийное оборудование своими руками 7
Источник света в заднедиагональном правом положении дает световой блик на волосах модели. Для таких случаев была изготовлена следующая самоделка:
студийное оборудование своими руками 8
Так это выглядит на вспышке.
Такое приспособление позволяет получать узкий световой поток, который не оставит ненужных паразитных засветок на фоне, чего трудно добиться, используя обычные шторки на вспышках. Сделана, кстати, из коробки из-под клавиатуры. Маска (трафарет) и в этом случае была расположена под углом к фону, что дает световой эффект глубины и перспективы пространства за моделью.
Теперь о том, что можно сделать при съемке на сером фоне, если использовать цветные фильтры: самый простой способ – с помощью цветных фильтров можно придавать любой цветовой оттенок серому фону. Еще раз повторюсь – серый в этих случаях наиболее выгодный вариант, поскольку черный очень хорошо поглощает свет, а белый – слишком сильно отражает.
Цветные фильтры для импульсных и постоянных источников света конечно же производятся и продаются различными фирмами - http://www.trade-light.ru/e-store/books/482/777/ Здесь, к примеру, представлен набор фолиевых цветных фильтров для «Hensel». Цена пусть не большая, но можно обойтись гораздо меньшей суммой - для самодельных фильтров очень не плохо подходит такая вещь:
студийное оборудование своими руками 9
Это цветной пластик формата А4, который используют копировальных салонах. Чаще всего из такого цветного пластика делают обложки. В среднем один лист А4 формата стоит 20-ть рублей. Четыре цвета в ассортименте есть почти всегда – это красный, желтый, зеленый и синий. Немного работы с ножницами, скотчем и степлером – в результате будет пусть не совсем презентабельное изделие, но по эффекту не уступающее фирменным:
студийное оборудование своими руками 10
Вот пример, снятый с двумя такими фильтрами, установленными на вспышки, которые работали на серый фон:
студийное оборудование своими руками 11
А световая схема в данном случае была такой:
студийное оборудование своими руками 12
Соответственно, использовался серый фон, софтбокс в диагональном положении, и две вспышки направленные на фон. На одной был синий светофильтр, на другой – красный. Вспышка с синим светофильтром была направлена чуть вверх, а вспышка с красным – чуть вниз. В конечном итоге получился фон с градиентным переходом.
Но, кроме варианта со сплошным светофильтром, есть и другой – можно сделать светофильтры комбинированными.
Установленный на вспышку фильтр выглядит так:
студийное оборудование своими руками 13
Сдвоенные светофильтры позволяют окрашивать фон не в основные цвета, а в их сумму.
В этом снимке был использован красно-синий светофильтр:
студийное оборудование своими руками 14
Вот световая схема, которая была применена:
студийное оборудование своими руками 15
Серый фон, софтбокс в диагональном положении и одна вспышка, направленная на фон со сдвоенным красно-синим фильтром.
Ну а если сдвоенные фильтры использовать в паре с масками (трафаретами), то результат будет следующим:
студийное оборудование своими руками 16
Здесь применена такая маска (трафарет):
студийное оборудование своими руками 17
студийное оборудование своими руками 18
Серый фон, софтбокс в диагональном положении. На вспышке, направленной на фон, - сдвоенный желто-синий фильтр, маска (трафарет) – под небольшим углом к фону.
Или другой пример:
студийное оборудование своими руками 19
В данном случае все практически то же самое, что и в предыдущей схеме (кроме сдвоенного светофильтра – здесь он красно-синий). И маска (трафарет) расположена параллельно фону, чтобы рисунок не искажался:
студийное оборудование своими руками 20
студийное оборудование своими руками 21
Самое главное преимущество использования фильтров (как сплошных, так и сдвоенных) вкупе с масками (трафаретами) – это достаточно большое количество вариантов при минимуме источников света и затраченных средств.
Для нижеприведенной фотографии
студийное оборудование своими руками 22
была использована такая вещь:
студийное оборудование своими руками 23
студийное оборудование своими руками 24
Сделано из фанеры с примерными размерами – 20х20 см. В фанере просверлены отверстия диаметром 5 мм. Так приспособление для крепления выглядит на вспышке:
студийное оборудование своими руками 25
Такая вещь дает эффект размытых световых пятен на фоне – в частности неплохо имитирует облака, если дополнительным источником света (с синим фильтром) подсветить серый фон:
студийное оборудование своими руками 26
Соответственно использовался серый фон, софтбокс в диагональном положении, слева располагался источник света с синим фильтром, который придает цвет фону, а справа – вспышка с фанерным листом:
студийное оборудование своими руками 27
Следующие вещи сделаны из того, чего в любой фотостудии рано или поздно накапливается в избытке, а то есть – из коробок из под фонов (неплохо по размерам подходят для «Falcon»). В частности на их основе можно сделать большое количество насадок с фильтрами, которые быстро и легко можно менять в процессе съемки. В данном случае с помощью скотча к коробке прикреплен синий светофильтр. Так он выглядит на вспышке:
студийное оборудование своими руками 28
студийное оборудование своими руками 29
Использовался серый фон, софтбокс в диагональном положении и вспышка с синим светофильтром справа – направленная на фон, она дает насыщенный синий цвет:
студийное оборудование своими руками 30
студийное оборудование своими руками 31
для эффекта на фоне использовался такой фильтр:
студийное оборудование своими руками 32
Кроме цветного зеленого пластика, (описанного в 1-й части) использующийся в копировальных салонах в качестве обложек при переплете добавлена часть хрустальной подвески от старой люстры. Ее огранка и дает интересный эффект «разводов» на фоне. Схема такова:
студийное оборудование своими руками 33
Снова – серый фон, софтбокс в диагональном положении и вспышка с фильтром, направленная на фон:
студийное оборудование своими руками 34
В следующем случае были использованы два самодельных приспособления:
студийное оборудование своими руками 35
Продается в любом магазине строительных материалов – это переходник, который используется при монтаже вентиляции. Небольшая доработка – покраска и обмотка черной изолетной и приклеенная на клей пергаментная бумага. Результат – почти портретная тарелка: свет не слишком резкий и не слишком рассеянный. Огромный плюс – малые размеры, что позволяет снимать с практически идеальным фронтальным положением источника света. Другое же приспособление:
студийное оборудование своими руками 36
тоже сделано из части коробки от фона и картонной гильзы от одноразовых полотенец, плюс лупа небольшого диаметра.
Так же немного скотча, краски и изоленты, а в результате – насадка, дающая достаточно яркое пятно на фоне:
студийное оборудование своими руками 37
Имитация портретной тарелки на вспышке:
студийное оборудование своими руками 38
И вот так выглядит насадка с линзой на вспышке:
студийное оборудование своими руками 39
студийное оборудование своими руками 40
Серый фон, софтбокс, вспышка с насадкой, имитирующей освещение портретной тарелки во фронтальном положении сверху вниз, и вспышка с насадкой для создания пятна направленная на фон.
И еще про то, что все новое – хорошо забытое старое: в нижеприведенной фотографии было использовано стекло:
студийное оборудование своими руками 41
Размер – 40х50см. По сути – большой эффектный фильтр, с помощью которого можно сделать много разных вещей. В данном случае –
студийное оборудование своими руками 42
на стекло был нанесен вазелин. Это можно делать широкой кистью. В центре стекла оставляется нетронутое мазками место (на фотографии – это будет наиболее четкое изображение), а остальная площадь покрывается вазелином. Но и это не принципиально – можно использовать любой крем. На серый фон направлена вспышка с зеленым фильтром:
студийное оборудование своими руками 43
Крепление цветных фильтров для «Hensel».
Всего лишь картон c отверстием, который можно надеть на рефлектор, а уже к нему канцелярскими прищепками крепить фильтры:
студийное оборудование своими руками 44
Оправа для фильтров – накладки для вентиляции – куплены в магазине хозтоваров.
Ну и световая схема, которая здесь использовалась:
студийное оборудование своими руками 45
Серый фон, софтбокс в диагональном положении, источник света с зеленым фильтром направлен на фон. И стекло, которое закреплено на стойке с помощью клипсы, располагается перед фотоаппаратом.
А в этом примере:
студийное оборудование своими руками 46
была использована пленка.
Световая схема такая:
студийное оборудование своими руками 47
Пленка (размер 4х5 метров) расположена перед моделью. Одна вспышка в боковом положении и одна – в контровом, прямо за моделью. Снова - серый фон.Получился эффект портрета в силуэте.
И еще один способ для создания рисунка на фоне:
студийное оборудование своими руками 48
В картонной коробке (размер 40х60 см) вырезано отверстие под А4 формат. В качестве своеобразных «слайдов» взят опять же пластик, который используют в переплетных салонах (только на этот раз – прозрачный). Масляной черной краской наносится рисунок.
Световая схема:
студийное оборудование своими руками 49
Где вновь серый фон, коробка со «слайдом» располагается перед вспышкой, направленной на фон и вспышка в боковом положении. А эффект такой:
студийное оборудование своими руками 50
Все приспособления делаются достаточно легко: скотч, картон, степлер и краска – основные материалы. В принципе – любой материал, который пропускает свет, может играть роль эффектного фильтра и совсем не обязательно тратить на это средства, покупая изделия от крупных производителей.
Источник:http://hv.ucoz.ru/
Комментарии:
Пожелание к автору быть осторожнее с соотношением линейных размеров источников света, работающих на объект съемки ("имитация портретной тарелки") и самого объекта съемки и не забывать о том, что любой источник света при удалении от освещаемого объекта по своим свойства приближается к точечным, со всеми вытекающими последствиями.
Ну и свои пять копеек: очень занятно "ломают" фоновый свет фужеры с граненым орнаментом.