error
Регистрация

Студийная съемка портрета с жестким светом

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Фото Идея
Опубликовано: 03.03.2014 в 14:49:38

Самое сложное в фотографии - это выработать свой алгоритм поведения во время съемки. Ведь учат всех одному и тому же, но результат получается разный. И получается он разным в первую очередь из-за различных решений, которые принимаются разными людьми, помещенными в одинаковые условия.

Я считаю, что главная ценность любого фотографа - это не просто набор знаний, а набор знаний, которым он может правильно распорядиться.

На мастер-классах, которые я провожу, меня часто спрашивают: почему я выбрал именно это направление света, почему именно этот источник света, почему именно эту мощность. На большинство вопросов я отвечаю: не знаю. Это подсказывает мне сделать интуиция, а интуиция - это есть набор знаний, систематизированный внутри человека. И все! Пробуйте, ищите, спорьте с собой и находите те уникальные решения и алгоритмы, которые будут делать вашу фотографию, тот продукт, который вы отдаете заказчику и зрителю, лучше и лучше.

Алгоритм невозможно где-то сразу получить, его нужно собирать, накапливать, формировать длительное время. 

Поэтому, движимый идеей дать вам возможность это сделать, я начинаю серию уроков, которые будут очень понятны и доходчивы, но в которых я постараюсь не просто дать вам информацию, как это сделано, а попробую вам дать в своем повествовании именно последовательность принятия решении, т.е. свой собственный алгоритм.

Итак, начнем с простого портрета. Я не устаю писать, что самое большое удовольствие я испытываю, когда снимаю портреты жестким светом. Возможность наслаждаться формами, вытаскивать и усиливать красоту, создавать поистине объемные и эффектные фотографии - все это дарит использование жесткого света...

 

РИСУЮЩИЙ СВЕТ

Итак, я взял рефлектор и направил его на модель. Получилось вот что:

Техника съемки портрета, урок по студийной съемке

Вы видите очень контрастный рисунок, совершенно проваленные тени, черный фон вокруг модели. Я использовал рефлектор с сотами и диффузным фильтром, который расположил на расстоянии чуть больше полуметра от модели. Поэтому, даже если не следовать главному принципу построения световой схемы в портрете (рисующий свет не должен освещать фон), при таком решении вы получите очень контрастный рисунок, ведь пучок света не попадает ни на что, кроме модели. Однако, вы помните из моих предыдущих уроков, что если бы я начал отодвигать этот рефлектор от модели, заменил или совсем убрал соты, то через какое-то время я получил бы менее контрастный рисунок - свет от рефлектора попадал бы и на фон, отражался от стен и пола, и не смотря на то, что жесткость света росла бы с каждым сантиметром, рисунок бы становился менее контрастным, более "мягким", как сказал бы сторонний наблюдатель. Однако, нам это не нужно. Свою задачу, сформировать основной рисунок, рефлектор выполнил, поэтому сразу переходим к решению других вопросов.  

 

ФОНОВЫЙ СВЕТ

В студии мы не можем использовать ГРИП (глубину резкости изображаемого пространства), в подавляющем случае размывать нечего - за моделью серый или белый фон. Снимай хоть на диафрагме 1.2, рисунок не изменится, только на модели такое решение оставит непростительно мало резких деталей. В студии обычно мы формируем объем светом, в первую очередь освещением фона, вот почему я столь трепетно и скрупулезно отношусь к освещению фона. Это и объем, это и композиционная завершенность, это просто ваша эстетика. Учитывая довольно драматичный характер предполагаемой картинки, мне кажется, что здесь необходимо пятно света за моделью, но не за головой, а немного ниже, на уровне шеи, в том месте, где меньше всего световых пятен, которые формирует рисующий свет. Примерно вот так:

Техника съемки портрета, урок по студийной съемке

Месторасположение светового пятна выбрано верно, но вот количества света не достаточно. Фоновый свет едва виден и на фоне довольно яркого света на моделе просто теряется. Поэтому, увеличиваем его мощность:

Техника съемки портрета, урок по студийной съемке

Однако здесь фонового света уже много, за счет своей мощности пятно не только стало ярче, но и увеличилось в размере. Фоновый свет уже начинает доминировать, переносит внимание на себя, делает фотографи. более светлой, чем она задумавалясь. Поэтому должен быть промежуточный вариант. Наверное, как здесь:

Техника съемки портрета, урок по студийной съемке

Да, идеальный баланс между рисующим и фоновым светом для того стиля фотографии, который я выбрал.

 

ЗАПОЛНЯЮЩИЙ СВЕТ

Практически во всех случаях, кроме разве что совсем радикальных, когда нужны только абсолютно черные и светлые участки,  в студийной фотографии используется заполняющий свет. Его задача - это немного вытащить детали на фотографии, осветив теневые участки. Ни в коем случае не пересветить, а именно немного дать информацию в тенях. Когда случается ситуация, что заполняющий свет становится мощнее рисующего, то можно говорить, что они поменялись местами, теперь бывший заполняющий наносит основной рисунок, тогда как бывший рисующий лишь немного освещает детали в тенях. Я использую в качестве заполняющего света рефлектор, направленный в стену за моей спиной. Это хороший способ получить мягкий свет, идущий от объектива камеры - самое лучшее его свойство и расположение. 

Техника съемки портрета, урок по студийной съемке

На рисунке, расположенном выше, заполняющий прибор работает на уровне -3 ступени от максимума. Вы видите, что его присутствие едва заметно - рисунок почти не изменился. Однако это "почти" весьма существенно отличается от того, что было на рисунке без использования заполнения. Теперь мы имеем хоть небольшую, но информацию в тенях, что весьма благосклонно отразится на возможностях последующего постпроцессинга фотографии - теперь в тенях не просто черные пятна, а информация - детали, фактура, световые переходы. Однако мне такого количества света для того снимка, который я хочу сделать - мало. 

Техника съемки портрета, урок по студийной съемке

студийная съемка

Прибор работает на -2 ступени от максимума. Вы видите, что при сохранении общего драматизма и контраста тени стали немного светлее.

Техника съемки портрета, урок по студийной съемке

Еще светлее - 1 от максимума. 

Техника съемки портрета, урок по студийной съемке

студийная съемка

И наконец, максимальное значение заполняющего света. Фотография стала похожа на снимок, сделанный в высоком ключе. Здесь уже не идет речи о драматизме - заполняющий свет по своей мощности приблизился к рисующему, световой рисунок которого уже едва различим. Еще немного, и он совсем исчезнет, относительная мощность заполняющего света сравняется с относительной мощностью рисующего. Не лишним стоит напомнить, что перед вами образец фотографии, сделанной только жесткими источниками света, однако посмотрите, какой объемный и проработанный снимок получился - сразу и не скажешь что он сделан только рефлекторами. Однако по своему соотношению рисующего и заполняющего света это несколько больше моих ожиданий. 

Техника съемки портрета, урок по студийной съемке

студийная съемка

Я останавливаю свой выбор на значении между 6 и 7. - 1.5 от максимума заполнения. Именно отакое значение стоит на снимаке, кторый вы видите выше. Однако еще раз повторюсь, что мой выбор был обусловлен не какими-то правилами, а просто теми ожиданиями от этой фотографии, которые присутсвуют у меня - мне нужна драматичная картинка с проработанными тенями. 

 

ФИЛЬТР НА РИСУЮЩИЙ ИСТОЧНИК

Теперь давайте сделаем фотографию немного более теплой. Мне не очень нравится, когда нейтральный фон контрастирует с телесным оттенком кожи модели. И я хочу его сделать немного теплее. Кроме того, не лишним будет сделать немного теплее и заполняющий свет - более теплый оттенок сделает фотографию более насыщенной, позволит получить более естественный оттенки в тенях при последующей обработке.  Однако мне надо сделать это очень деликатно, мне нужны едва уловимые изменения. Для этого я использую несколько необычное решение - я надеваю 203 холодный конверсионный фильтр на рисующий свет. Это очень слабый конверсионный фильтр, который создан для тонкой корреции цветовой температуры. Однако в данном случае - это то, что нам нужно!

Техника съемки портрета, урок по студийной съемке

студийная съемка свет

Вы видите, что оттенок кожи в тех местах, где ее освещает рисующий источник стал немного холоднее - ожидаемый эффект, который мы обратим в нашу пользу. 

Я сдвигаю цветовую температуру в raw-конвертере с 5600K до 6200K, примерно на ту разницу, чтобы компенсировать применение холодного фильтра на рисующем источнике света. Надо понимать, что и все остальные, открытые источники света, сразу станут теплее.

Техника съемки портрета, урок по студийной съемке

Посмотрите на снимок выше. Он показан уже с коррекцией цветовой температуры до 6200K. Теперь кожа модели выглядит также, как и раньше, а вот фон и тени стали заметно теплее - эффект, который я ожидал и столь легко использовал в своей фотографии.

 

КОНТРОВЫЙ ОТРАЖАТЕЛЬ

Теперь давайте добавим отражатель. Здесь я использую отражатель не как источник заполняющего света (в виде чего его чаще всего используют начинающие фотографы), а как источник контрового света. Я всегда располагаю отражатель немного за моделью, пытаясь поймать такие отражения от рисующего света, чтобы придать объем теневой стороне. Вообще,  применение отражателя - это не обязательное условие хорошего портрета. Более того, в большинстве случаев он даже больше портит, чем помогает. И каждый фотограф должен решать в каждом снимке - а нужен ли он здесь вообще. Ведь не всегда то, что мы вытаскиваем отражателем, улучшает снимок - иногда там лучше просто оставить тени. 

Техника съемки портрета, урок по студийной съемке

студийная съемка свет

Посмотрите на снимок выше. Совсем нет объема. Тут не видно рисунка света от отражателя, он больше работает как дополнительное заполнение, чем контровый источник света. 

Техника съемки портрета, урок по студийной съемке

студийная съемка свет

Смещаю отражатель назад, чтобы сделать его контровым источником, но при этом его мощность упала настолько, что он едва заметен. Напомню, что я использую рефлектор с сотами, который расположен довольно близко к лицу модели - не самый лучший вариант, для того чтобы он эффективно работал в паре с отражателем.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК СВЕТА

Для того, чтобы справиться с этой ситуацией,  добавляю четвертый рефлектор с сотами в свою схему. От будет светить только на отражатель и буквально развяжет мне руки - теперь я смогу выбирать его месторасположение и мощность так, как хочу.

Техника съемки портрета, урок по студийной съемке

студийная съемка фото

На снимке выше вы видите, что относительная мощность этого источника света просто чрезмерна - мы сделали не просто изящную линию на теневой стороне лица модели, а положили мощное, сильное, режущее глаз, и отвлекающее внимание от основного объема световое пятно.

Техника съемки портрета, урок по студийной съемке

студийная съемка фото

Немного повозившись с мощностью этого источника. я останавливаюсь на этом значении. То, как он работает на этом снимке, мне кажется идеальным и я останавливаюсь на этом. 

 

СЪЕМКА

Ну а теперь начинаем набивать кадры. Сколько бы ты не поставил правильно свет, сколь бы не провозился с настройками каждого источника света, сколько бы ты не понимал, что "жесткие" схемы "разлетаются" даже от незначительного поворота головы модели - не надо забывать, что любая фотография - это движение.

Я всегда делаю три этапа в потрете: первый, когда я прошу модель немного подвигаться в том диапазоне, который я определил для данного положения источником света,

Второй, когда я даю модели выйти за рамки "правильности" - часто такое умышленное нарушение собственных же границ - это возможность получить необычное световое решение.

И наконец третий, когда я еще больше даю модели возможность двигаться, но уже начинаю с ней двигать приборы, стараясь найти идеальное решение в каждом ее положении. Именно на этой стадии скорее всего и получится та идеальная фотография, которую вы отдадите модели и положите себе в портфолио.

Иногда получается так, что остановившись в новом положении, ты начинаешь все снова, и порой не один раз. Бывает, я набиваю по паре-тройке сотен снимков только на одной световой схеме.

Посмотрите на фотографии ниже, здесь движения модели не приводит к чему-то интересному, в каждом снимке вылезает множество недостатков и я возвращаюсь к прежднему решению, тому положению головы модели, с которого начал построение световой схемы.

Техника съемки портрета, урок по студийной съемке

Наклон головы вниз. Провалились глаза, надо перестраивать рисующий свет.

Техника съемки портрета, урок по студийной съемке

студийная съемка фото

Поворот головы в нашу сторону. Не лучший ее ракурс, хотя если немного переставить рисующий свет и снизить количество контрового, либо совсем его убрать, может получиться что-то интересное.

Техника съемки портрета, урок по студийной съемке

Все таки, это лучший ее ракурс. Естественно, вы видите совершенно неотретушированную фотографию. Но еще раз напомню: она сделана жесткими источниками света, она драматична, но все детали на ней проработаны. И я думаю, это вполне достойный результат для последующего постпроцессинга. Но это уже совсем другая история.  

Удачи!!!

Источник:photoindustria.ru
 
 
Смотрите также:
 
Просмотры: 8730
 

Комментарии: