Фотография. Чего здесь больше: воплощения ремесленнических навыков или творчески выстраданного художественно завершенного произведения Искусства с большой буквы?
Или того и другого в равной мере или ,решительно, это только техника или, безусловно, искусство. Очевидно, что технически освоить все секреты современной камеры и снимать в свое удовольствие в ручном режиме, когда нет спешки, можно за не столь уж большое время. И будут получаться технически грамотные фотографии. Но холодные, безликие и пустые. Зачем это снято, кому это адресовано, что за этим стоит? Нет ответа. Но есть вопрос и есть у большинства увлеченных фотографией стремление развиваться дальше, научиться видеть Нечто другое, другой мир , другую реальность. Видели же художники средних веков, например, Босх, Кранах тот, другой мир. Более современные- Дали, Ван Гог, Моне. Да, примеры не совсем ординарные, но очевидные. И фотография имеет замечательное свойство заставлять испытывать жажду познания, саморазвития технических навыков освоения как электронных устройств, так и инженерных приспособлений и изобретений, но что более, как мне кажется, значимым- жажду художнического роста и развития., жажду самовыражения личности творческой. Этот вывод можно сделать, конечно, и по поводу какой-то иной творческой профессии или увлечения. Да, это так. Но такой сплав современных технических знаний и навыков с багажом знаний в области тонкой материи искусства для фотографии- естественная среда. Для фотографии в высоком понимании этого слова.
Теперь о багаже. Здорово, когда ты обладаешь уникальным зрением, сравнимым с уникальностью слуха музыканта. Тебе тогда вдвойне или, вообще , намного легче построить верную на плоскости композицию. Любую- тональную, линейную, свето-тональную. Выбрать колористическую доминанту своего творения. Про верную композицию я погорячился, так как нет, конечно, незыблемого правила построения картины, есть композиционные правила, которые тоже часто нарушают во имя ЕЕ Величества Композиции. К некоторым фотографиям хочется возвращаться и возвращаться, смотреть и смотреть на них, а о других забываешь тут же. Немного отвлеклись. Что же делать, если природа наделила тебя не ярким зрительным чутьем, но что-то же в тебе есть, несомненно, раз ты взялся за фотоаппарат и не хочешь выпускать его из рук не смотря ни на какие уговоры. Больше снимай, больше смотри. Ходи в музеи, на выставки, просматривай альбомы выдающихся художников, фотографов( Avidon, Lindberhg, SteveMcCurry, AnnieLeibovitz, Анри Картье Брюссон, Г. Колосов, М.Наппельбаум, А.Чежин, А. Слюсарев…..) Это замечательно, что на свете так много хороших фотографов.
Мне кажется замечательным пособием в этом смысле могут стать и фильмы таких режиссеров, как А. Тарковский ( красота мира вещей и красота мира души как единое неразрывное, через окружающее материальное, через предметы мы видим все муки души, все смятение духа), П. Гринуэй ( фактура предметов, их ощутимая глубина, выразительность через свет и тени, через цвет, колористические приемы, портреты..), Д. Аронофски ( его замечательный «Фонтан»), А Иньяриту («21 грамм») Это небольшая часть того, что наверняка поможет и не оставит равнодушным.
Из книг не будут лишними «Искусство и визуальное восприятие» Р.Арнхейма, «Поэтика фотографии» В.Стигнеева. Можно привести в качестве побудителей ото сна и творческого застоя еще достаточно произведений из области кинематографа, назвать еще много имен фотографических гуру, вспомнить о музыке и театре.
Просто не следует останавливаться на достигнутом техническом совершенстве даже в том случае если кажется, что это- твоя планка и выше незачем и выше ни к чему.
Занимайтесь фотографией, любите фотографию, верьте в нее- это искусство.
Комментарии:
Особенно для новичков отличная книга, жестковатая но хотя бы понимать начинаешь что к чему. А не только то что экран делится на трети горизонт на горизонтальных объект в пересечении.