Очень часто, помимо популярных нынче портретных съёмок, возникает желание пофотографировать что-нибудь еще. Данная статья поможет вам расширить горизонты свих знаний и направит в нужное русло на примере съемки спортивного репортажа.
Мои занятия фотографией начинались именно с этого вида фотографии, и в этом деле я продвинулся от соревнований краевого уровня до съемки этапа чемпионата мира, поэтому есть чем с вами поделиться на примере съемок мотогонок на льду.
Разрешение на съемку
Для начала, вам нужно каким-то образом получить разрешение на съемку. На региональные соревнованиях это сделать не так уж и сложно. Спортсмены и спортивные функционеры сами заинтересованы в том, чтоб получить фотографии. Если на мероприятии не предусмотрена аккредитация фотографов, то можно позвонить в местную спортивную федерацию и предложить свои услуги. Либо же узнать, где проходит подготовка техники (обычно это бокс или гараж), прийти туда и предложить себя в качестве фотографа. Третий вариант, попробовать договориться о разрешении или пропуске на специализированном форуме в интернете (у каждой спортивной федерации есть свой сайт или форум). Опять же, от фотографий мероприятия никто и никогда просто так не откажется. В конце концов можно воспользоваться социальными сетями и обратиться к кому-либо из спортсменов или функционеров. В данном случае все будет зависеть от вашего желания и умения общаться.
Если же на соревнования требуется аккредитация, что на краевом уровне я пока еще не встречал (но вдруг!), тогда вам нужно будет обратиться в какое-либо печатное издание или редакцию новостей, либо последовать первым путем и получить аккредитацию при помощи спортсменов или функционеров.
Если все совсем плохо и перед вами везде закрыли дверь, то вам не остается ничего иного, как снимать с трибуны. И пусть в этом случае общее количество снимков не будет большим, но добротные кадры при грамотном владении камерой можно получить и оттуда. Но это маловероятно, потому что при вашем желании и вежливом общении шанс вам всегда предоставят, можете поверить мне на слово.
Обмундирование и оборудование
После решения вопроса о разрешении на съемку встает вопрос о необходимых аксессуарах и традиционное “какой же камерой снимать и какой же объектив использовать”
Если вы идёте фотографировать зимний вид спорта, то и одеться вам стоит подобающим образом. При этом стоит уделить внимание тому, чтобы одежда не стесняла движений. По возможности, лучше запастись специальными перчатками для фотографов, охотников или биатлонистов, в которых удобно нажимать на кнопку спуска. В противном случае надо приготовиться к тому, что будет либо неудобно, либо будут мёрзнуть руки.
В приципе, фотографировать спорт можно на любую камеру, в которой есть возможность использовать автоматические и полуавтоматические режимы съемки и возможность снимать со следящим автофокусом. Вопрос лишь в удобстве и нужности некоторых функий. Например, кроп-камера чаще будет даже более выгодна нежели полный формат, так как позволяет увеличить Эффективное фокусное расстояние объектива: при кроп- факторе в 1,5 объектив 300 мм превращется в 450мм. В таком опасном виде спорта как мотогонки на льду очень полезно иметь возможность снимать на отдалении. Более важно в случае спортивной съемки – это не размер матрицы, а хороший автофокус и возможность как можно более скоростной серийной съемки, увеличению которой может помочь установка на камеру батарейной ручки. Ну и, если у вас есть возможность взять с собой 2 фотоаппарата, то это поможет не возиться со сменой объективов на морозе.
Что касается объективов, то в идеале это пара зум объективов со светосилой 2.8. Один объектив - от широкого до штатного (17-40, 24-70,17-55), второй - телевик (70-200 с конвертором или без, 70-300, 80-400), чем больше ФР, тем лучше. Дополнительно иметь с собй вспышку для съемки спортивных мероприятий с небольшим количеством доступного света.
Если все сразу купить нет возможности, то можно обойтись и тем что есть. Сам я начинал с комплекта Nikon D7000 + китовый объектив 18-105 и бюджетный зум 70-300. Только имейте в виду, что в случае спорта наличие телевика более приоритетно перед широким углом, хотя и тут все будет зависеть от вашей манеры съемки. Но моё мнение таково, что при съемке таких опасных видов спорта как моотогонки на льду, лезть с шириком под колеса мотоцикла с железными шипами — это верх авантюризма.
Не забудьте запастись запасным аккумулятором, флешками и прочими мелочами, без которых не обойтись на любой съемке.
Подготовка
Итак, вы получили разрешение на съемку, приготовили оборудование и что же теперь делать? Прежде всего хотелось бы вам посоветовать не рассчитывать на спонтанность и мимолетность. “А как же иначе?” — скажите вы – “ведь это репортаж" .
Запомните, что самый лучший репортаж — это подготовленный репортаж, независимо от того, какая у вас техника и какой опыт съемок.
Ничто не поможет вам сделать более удачные кадры, чем собственная подготовка к съемке спортивного мероприятия. Для этого вы можете почитать специальные форумы, посвященные данному виду спорта , посмотреть в интернете информацию об участвующих спортсменах и просто сходить посмотреть данное соревнование на трибуне. В будущем знания особенностей данного вида спорта, либо особенности поведения какого либо спортсмена будет огромным подспорьем в получении отличных кадров. Вы сможете лучше планировать точку съемки и предугадывать ключевые моменты соревнований.
Например, я знал о том, что один из спортсменов любит праздновать свои победы эффектным проездом на колесе. Это-то и помогло мне моментально после финиша переключиться на данное действие. Большинство же фотографов, которые этого не знали, просто начали рассматривать фотографии на экране камеры, ведь в 90: случаев после окончания заезда ничего необычного не происходит. В итоге у меня получилась карточка, которая позволит отличаться от других, а разве не этого мы все хотим?
И не забудьте прийти на стадион до соревнований: посмотрите как падает свет, какие поправки в настройки экспозиции нужно вносить на разных участках трассы или стадиона, чтобы не пришлось в этом разбираться на месте. Да и в день гонки рекомендую прийти заранее — это поможет вам войти в съемочный ритм, освоиться и не пропустить интересные события, которые до стартов тоже случаются. Обычно спортсмены люди суеверные и не пускают фотографов в боксы, но иногда исключения случаются, так почему же не воспользоваться этой возможностью и поснимать закулисье большого спорта.
Концепция съемки спортивного репортажа
Ну вот вы и на стадионе, уже получили необходимые инструкции по безопасности от судей, возможно вам даже выдали специальную жилетку с надписью Foto. И теперь столкнулись с вопросом “что и как снимать?” или решили действовать по принципу “что вижу, то и пою”.
Настоящая репортажная фотография — это прежде всего четко подготовленный план съемки, при помощи которого разнопланово и разносторонне показывается мероприятие.
И только во вторую очередь это отличная импровизация и техника съемки. Очень хорошо, если вы включаете в свой репортаж кадры о том, как зрители стягиваются к стадиону, либо стоят за билетами или просто ожидают гонку. Эти фотографии станут завязкой вашей истории, и ваш репортаж от этого только выиграет.
Как только вы оказались внутри стадиона, пора подумать о концепции съемки (но еще лучше, если вы подумали о ней заранее). Что же здесь продумывать? Да абсолютно все от начала и до конца. Начиная с того, что вы должны четко спланировать свои перемещения во время съемки, ведь возможность глобальных передвижений будет предоставлена вам лишь в перерывах между заездами, когда будет происходить чистка льда. В остальное время, быстротечные заезды будут сменять друг друга, а перемещаясь с одного виража на другой, вы рискуете не только пропустить какой-то интересный момент, но и весь заезд. При этом вы должны заранее узнать о том, в каком заезде (или заездах) будут встречаться непримиримые противники и к кульминации их соперничества должны быть во всеоружии, чтоб показать борьбу на треке в максимально интересном свете.
Для мотогонок на льду характерно представление участников соревнований и чем круче старты, тем круче это самое представление. Не забывайте и про него: тут вам и атмосфера и портреты каждого из гонщиков в момент его представления зрителям и общий строй всех участников соревнований. Кадры с представления участников могут задать отличное начало всей серии. Или же удачно её продолжить, если вам до стартов удалось попасть в боксы.
Третий пункт - это как можно более разнопланово и с разных сторон показать ход развития событий на гонках.
В идеале каждый следующий кадр должен быть скадрирован по-другому и снят с разной степенью приближения.
Это не значит, что после каждого нажатия на спуск нужно менять обьектив с телевика на ширик. Но и большое количество одинаковых кадров не прибавит поклонников вашим фотографиям. Поэтому в какой-то момент следует сосредоточиться, к примеру, не на лидере заезда, который оторвавшись от соперников, мчится к победе в гордом одиночестве, а на завязывающейся борьбе между отстающими.
Представьте, что ваш репортаж — это фильм, в котором общие планы стадиона сочетаются с крупными планами борьбы на виражах, а эмоциональный накал на старте - с эмоциями болельщиков от победы их кумира на финише. Точно также не забывайте уделить внимание атмосфере соревнования, эмоциональным портретам зрителей, судей и самих спортсменов. Понятно, что идеально уместить все кадры в разные планы не получится и будут и повторы и дубли, но данный план на съемку поможет вам как в отборе кадров после съемки, так и в составлении цельного рассказа о событии.
Не каждый день случаются интересные гонки, но будьте уверены, что если вы попадете на ту самую полную событий гонку, и подготовитесь к ней от и до, то все интересные моменты уложатся в отлично продуманную раскадровку, а впечатление от соревнования только усилится. Будьте своего рода режиссером и постарайтесь уложить события в четко продуманный сценарий.
Для примера могу привести собственную простейшую концепцию, по которой я начинаю в первой серии заездов снимать от линии старта, и по ходу гонки меняю точку съемки, перемещаясь по овалу стадиона. К последней серии заездов я оказываюсь снова на стартовой линии, где уже уделяю больше внимания финишным “разборкам” гонщиков. Получается эдакий рассказ от старта и до финиша.
Не стоит уходить от съемочного процесса в перерывах между заездами, ведь очень часто для развлечения зрителей во время чистки льда проводятся какие-то выступления. А пока вы перемещаетесь на новое место съемки, всегда можно поймать интересный кадр с участием зрителей. Перерыв между заездами — это как раз то самое время для импровизации и съёмки того, что попалось по пути.
Фотографируйте не только саму гонку, но и то, что происходит после.
Возможно спортсмены благодарят друг друга за отличную борьбу, либо наоборот высказывают друг другу недовольство, ведь всё это и передаёт неповторимую атмосферу соревнования. Ну и конечно не забудьте про церемонию награждения и реакцию стадиона на просмотренное и пережитое зрелище. Вновь напоминаю про разнообразие в кадрировании (разноплановость — крупный, средний, общий план). Можно к примеру сфотографирвать средний план эмоции спортсменов на пьедестале почета, вторым кадром крупно кубок, а третьим кадром общий план того, как гонщики фотографируются со своими болельщиками на фоне уже опустевших трибун.
Еще одним советом с моей стороны будет фотографировать не только гонку, но и некую жанровую зарисовку о ней. Что это такое? Далеко не всем зрителям будет интересен ваш личный взгляд, поэтому основную съемку вы делаете более технической и выстроенной. Но где-то между этими нужными кадрами возникает тот, который вроде бы в концепцию и не вписывается, но будет очень интересен с точки зрения отдельной истории, которая рассказывает не про само событие, а про отдельных персонажей и где сам кадр — это уже и есть история. Делайте два вида репортажной съемки — ту, которая будет интересна большинству зрителей, и ту, что близка именно вам. Они в конечном счете и станут для вас своеобразной обязательной и произвольной программой, если переходить на термины фигуристов.
Технические моменты и советы по съемке
Ну вот и добрались мы до того места, где все начинают спрашивать “А какую ставить выдержку, диафрагму и светочувствительность (ISO)? “ Ответ на этот вопрос зависит от многих факторов, в частности от того, какая у вас техника и какая задача.
Но если взять лично мой опыт и мои предпочтения, то начинается все с выбора полуавтоматических режимов съемки (режим приоритета диафрагмы и приоритета выдержки) и выбора следящей фокусировки по нескольким точка (чем больше точек, тем лучше) и режима серийной съемки с приоритетом спуска.
Объясню свою позицию. Освещение на стадионе обычно не совсем равномерное, к тому же мотогонщики движутся очень быстро. Поэтому оперативно среагировать на изменения освещения в ручном режиме вряд ли получится. Если не хочется потом сидеть в конверторе и исправлять огрехи съемки, то стоит довериться полуавтоматическим режимам.
При этом нужно учитывать, что в случае с мотогонками следить за одним параметром (а именно выдержкой) нам все таки придется. Для того чтобы изображение не смазывалось, я бы рекомендовал держать выдержку в районе не менее 1/250 а в идеале 1/500.
Если у вас в камере поддерживается и адекватно работает функция автоматического выставления светочуствительности, то можно воспользоваться этой опцией. Ну и тонкое управление экспозицией осуществлять за счет внесения в неё плюсовых и минусовых поправок (настройка эспокоррекции). Чтобы вычислить поправки (значение экспокррекции) я порекомендовал бы вам прийти на стадион заранее и пристреляться по свету. Если этого совсем не получилось, то придется находить время, и жертвуя интересными кадрами, делать это в перерывах между заездами, пользуясь экранчиком камеры и гистограммой.
Диафрагму во время съемки предпочитаю ставить более закрытую (от 5.6 и выше), потому как не так часто нужно дополнительное размытие на фоне. К тому же большая часть сюжета про мотоциклистов должна быть в резкости, а на таких скоростях некогда выставлять точки и примеряться. Поэтому сьемка зачастую идет средней точкой, а выставив открытую диафрагму, наподобие 1.4 или 2.0, мы получим в резкости только номер гонщика, все остальное уйдет в так любимое начинающими фотографами боке.
Связка следящей фокусировки и скоростного режима съемки с приоритетом спуска даёт нам отличное подспорье для хорошего технического получения кадров. Совет: чем больше точек для слежения может позволить поставить ваша камера, тем лучше, так что не пренебрегайте этой возможностью. Серийная же съемка с приоритетом спуска позволит вам не ждать, пока объекты попадут в фокус, и поэтому вы не упустите важные моменты.
Как это все работает? В фотоаппарате у вас выставлена точка фокусировки, при движении гонщиков вы ждете, пока точка фокусировки совпадет в одним из гонщиков и делаете полунажатие кнопки спуска. В этот момент включается следящий режим фокусировки, который ведет попавшийся обьект по тому количеству точек, которое вы задали (вот почему я рекомендую выставить максимально возможное). В видоискателе это никак не отражается, но процесс идет. Если объект съемки выпадет из этих точек, то фотоаппарат автоматически перефокусируется по выставленной точке, поэтому сам фотоаппарат рекомендуется вести по ходу движения гонщиков и ждать момента.
Как только этот момент наступил, мы нажимаем на спуск и в данном случае срабатывает уже скоростная съемка. Работать рекомендую сугубо сериями по 3 “выстрела”, иначе буфер в фотоаппарате переполнится. Камера будет перегружена, и в можете потерять важные кадры. Данную рекомендацию можете пропустить мимо ушей, если у вас топовая камера с огромной емкостью буфера
Приоритет спуска (ставится в меню камеры) поможет нам в том случае, если что-то пошло не так, и гонщики выпали из фокуса объектива. Первым кадром вы не поймаете резкость, но если вы будете перемещать камеру синхронно с движущимися гонщиками, то за 2 следующих автофокус успеет зацепиться за них. В реультате из 3 кадров хоть один, но будет в фокусе. Даже на Nikon D7000 это всегда работает. Работа сериями по 3 выстрела при включенном приоритете спуска очень хорошо страхует нас от нерезких кадров, а лишние кадры мы всегда можем удалить при отборе.
Теперь про режимы. В 90 процентах случаев вас вполне устроит режим приоритета диафрагмы (A на Nikon и Sony, Av на Canon). Режим же приоритета выдержки вам понадобится для такого метода как “съемка с проводкой”. Что же это такое?
Съемка с проводкой — это такая техники съемки, при которой сам объект остается в резкости, при этом фон размывается по ходу движения.
Достигается это за счет длинной выдержки, следящей фокусировки и собственно ведении камеры за объектом по ходу его движения. Выставить выдержку вам и поможет режим приоритета выдержки (S на никон и сони, Tv — на кэнон). Следящая фокусировка при полунажатии кнопки спуска вкупе с серийной съемкой помогут поймать наиболее подходящий момент. Какая выдержка будет удобна именно вам, должно определиться в ходе ваших экспериментов вне гонок. Обычно это диапазон от 1/30 до 1/80.
Происходит это так. Увидев движущийся объект, вы при помощи полунажатия ловите его в видоискателе, и не отпуская кнопку спуска, некоторое время движетесь камерой за ним. Затем плавно, продолжая движение за объектом, нажимайте на спуск и сделайте серию из нескольких кадров. Естественно, при быстром движении мотоцикла и короткой выдержке разные факторы будут вам мешать, и абсолютно все кадры не получатся идеальными. Но при должной тренировке и сноровке со временем это умение станет для вас совершенно будничным. Не забывайте, что снимаете зимой (на светлом фоне), а это значит, что в полуавтоматических режимах фотоаппарат будет стремиться затемнить уже и так светлую картинку (в кадре много снега и льда светлых тонов). Поэтому скорее всего вам понадобится плюсовая поправка к экспозиции (экспокоррекция + 1/3 — 1 1/3 ступени).
Очень часто фотографы при съемке динамичных мероприятий пользуются только лишь центральной точкой фокусировки, и чаще всего это оправданно. Но иногда бывают такие случаи, когда борьба происходит скраю кадра, и при перекадрировании важная часть композиции отрежется, да и следящая фокусировка может перескочить на другой объект. Поэтому не пренебрегайте перемещением точки фокусировки в крайнее положение, количество следящих точек это не изменит, зато позволит захватить в кадр более полную картину действий. При этом зажатая диафрагма (напоминаю, что я рекомендую снимать большинство сюжетов на диафрагме от 5.6 и выше) не позволит выйти объекту съемки из глубины резкости, чем часто страдают крайние точки на открытых диафрагмах.
Также советую при наблюдении за ситуацией в заезде через видоискатель, другой глаз не закрывать, а следить им за происходящим вне рамки кадра.
Поначалу это будет трудно, но при некоторой тренировке в несоревновательных условиях к этому быстро привыкаешь. Большинство известных спортивных репортеров так и поступают — это помогает не ограничивать своё поле зрения лишь видоискателем.
Снимать рекомендую все-таки в RAW , потому как на начальном этапе очень часто будут случаться промахи в экспозиции. Если позволяет фотоаппарат, то можно снимать RAW+JPEG, но при этом необходимо учитывать, что скорость записи этих файлов камерой (особенно на морозе) будет более низкой, а буфер во время серийной съемки будет заполняться быстрее.
Не забывайте, что при съемке на морозе быстро садятся батарейки, поэтому если они у вас не держат заряд, то вынимайте их и кладите в карман, не позволяя замерзнуть и сесть окончательно. При перемещении из холодной улицы в помещение, обязятельно уберите камеру в кофр, иначе есть шанс, что влага может попасть внутрь объектива или фотоаппарата. Когда придете домой камеру из кофра сразу не доставайте, приоткройте кофр немного и оставьте в таком положении на час-полтора, чтобы выровнялась температура. Аккумулятор из фотоаппарата желательно вынуть и положить отдельно.
Что дальше?
Дальше все зависит от вас. Тщательно отбирайте фотографии, наиболее интересные обрабатывайте, создавайте свою историю, формируйте свой репортерский вкус, набирайте портфолио, и после съемки региональных соревнований стремитесь попасть выше. Но самое главное снимайте и эксперементируйте, и всё у вас получится!
Автор статьи Анатолий Захарчук
Комментарии: