error
Регистрация

Современная система светописи

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Дмитрий Кораблев
Опубликовано: 05.09.2012 в 13:42:07

Современная Система Светописи

Освещение в студии всегда было неким таинством фотографии, которое как считалось, было доступно лишь избранным. Хотя ничего сложного здесь и нет, это очередной стереотип. Единственное чем должен владеть в совершенстве фотограф - это управление студийным оборудованием.

Действительно, если почитать фотолитературу, то в определениях видов света можно «сломать голову». Чего только не придумали фотографы за всю историю фотографии? Вот далеко не полный перечень видов света:
Простой
Сложный
Косой
Прямой
Скользящий
Основной
Рисующий
Ключевой
Эффектный
Заполняющий
Общий
Рассеянный
Выравнивающий  
Фоновый
Моделирующий
Бликовой
Контровой  
Контражур
Контурный  
Рефлексный

При всей внушительности этого списка его отличает одна общая особенность: ни один из приведенных видов освещения не применяется фотографами на практике. То есть фотограф, снимая, например, человека, прежде всего освещает его в зависимости от конкретной внешности, но никогда не думает, что он ставит сложно-скользящий-ключевой-контражур.

Вся эта классификация нужна только для того, чтобы по уже готовой фотографии описать, как был освещен объект съемки. Но это уже творчество искусствоведов и фотокритиков, но никак не фотографа. Такой чисто технократический подход не отражает не только самой творческой сути фотосъемки, но и полностью игнорирует природу нашего восприятия изображений.

Освещая модель, фотографу нет смысла размышлять, какой именно свет он ставит - рисующий, моделирующий или какой-либо другой. Как правило, на практике этим не занимается никто. Есть перед фотоаппаратом конкретный человек с конкретной внешностью и характером, есть задумка фотографа, что должно получиться на снимке, и в соответствии с этим выставляется освещение.

К тому же освещение в студии по своей сути практически ничем не отличается от естественного. Многие профессиональные фотографы, не мудрствуя лукаво, в студии просто выставляют аналог солнечного освещения.

Освещая объекта съемки, необходимо отталкиваться от природы нашего зрения. Как уже говорилось, у нас одновременно работают два механизма зрения: мы видим линии и пятна: свет, полутона, фактуру, цвет. Каждый из этих элементов может выступать на снимке самостоятельно. То есть градация на две основные категории – линии и фактура (цвет и полутона) – остаются постоянными. Поэтому при съемке конкретного объекта, фотографу надо для себя решить, на чем делать акцент, и только потом приступать к освещению объекта съемки или модели.

Жесткое освещение, если учитывать физиологию человеческого зрения, используется для выделения линий на внешности модели, которые будут главными на снимке. Образующиеся при этом резкие тени, прорисовка ярко выраженных градаций контрастных полутонов, тоже можно использовать и как художественный прием, и как съемку в «низком ключе», и для создания дополнительных линий на снимке.

Рассеянный источник света универсален и применяется довольно часто (софт, отражатель). Для съемки вне студии ему соответствуют естественное освещение в пасмурную погоду или в плотной тени в солнечную. Боковое освещение обычно идет от обычного окна или дверного проема, при этом объект съемки или модель находятся на темном фоне.

Мягкий свет в помещении в большинстве случаев аналогичен естественному освещению, имитация которого широко распространена при фотосъемке. Он является заполняющим и выявляет структуру кожи и волос модели, фактуру объекта. Причем для создания художественной фотографии моделей одного источника бывает достаточно. Для подсветки теней достаточно любого отражателя. Это может быть софт, зонтик или развернутая газета.

При фотосъемке решающее значение имеет не сила света и его свойства, а только его направление в соответствии с закономерностями восприятия.

Вспомним физиологию зрения: мы «рисуем» окружающий мир именно линиями. Для чего и носим очки. Поэтому свет, создающий линии на объекте съемки, всегда расположен расположенный позади него. Он создает световую линию или выделяет объект съемки на фоне. Учитывая это, такой свет можно назвать ЛИНЕЙНЫМ©.









Так же он «просвечивает» разные полупрозрачные детали: волосы, ткань и тому подобное.



При этом надо четко различать естественные для объекта съемки линии, которые образуют сам вид объекта, и линии, образующиеся при разности полутонов между объектом и фоном. Освещение в этом случае играет вспомогательную роль, за исключением функции подсветки объекта съемки.
При этом никакой разницы в свете от профессионального осветителя в студии, галогенной или любой другой лампы, или того же солнца или искусственного света на улице - нет. При использовании одного линейного источника освещения, располагая его сзади, мы «рисуем» форму объекта съемки или модели.


Если свет расположен перед объектом съемки, то одна из его задач - уменьшить общий контраст между полутонами на фотографии, привести его в соответствие с возможностями фотоматериалов: фотопленки, матрицы, фотобумаги. Последние далеко не так совершенны, как наш глаз, и часто не способны передать контрастные перепады тонов и полутонов на снимке. Другая задача – подсветить какую-либо часть объекта съемки или модели. При этом мы начинаем видеть детали объекта, но светового рисунка в виде линий не возникает, если не считать глубокие тени от жесткого освещения.

Силуэт модели или объекта фотосъемки прорисовывается за счет его полутонового выделения на фоне, и освещение в этом случае играет далеко не решающую роль. Главное в этой ситуации – четкое выделение объекта на фоне. Поэтому свет всегда расположен спереди и сбоку от модели или объекта съемки, т.е. в передней полусфере, и применяется довольно часто. Он образуется при помощи любых источников света или отражателей в виде экранов и других отражающих свет поверхностей.

Такой вид освещения служит для освещения фактуры, структуры и цвета. Поэтому назовем его ФАКТУРНЫМ© светом.










В принципе этот свет по своей сути ничем не отличается от обычного дневного освещения.





Боковой свет делает рисунок светового силуэта более «толстым» и частично, но при этом очень четко, проявляет фактуру, не переставая оставаться линейным.
Источник света, расположенный сбоку, наиболее универсален, так как он рисует, выделяет фактуру объекта съемки и создает свой светотеневой рисунок. Его можно назвать ЛИНЕЙНО-ФАКТУРНЫМ©.







Этот же вариант широко применяется и в условиях естественного освещения.









В чем же все-таки заключатся процесс освещения модели или объекта съемки?

Количество источников как линейного, так и фактурного света ничем не ограничено. Решающее значение имеет направление света на объект съемки. Все другие источники света носят вспомогательный характер: подсветить часть объекта съемки, сделать блик на фоне или осветить его. Называть их можно по-разному, но функции у них будут все те же - источники линейного или фактурного света.

Фотографу важно решить, на чем сделать акцент. При помощи освещения его можно сделать на двух вещах: красивой линии или фактуре кожи, волос или одежды, их цвете или подчеркнуть то или другое. Ярко выраженная эмоция является самым мощным акцентом, но с точки зрения освещения, здесь, в зависимости от эмоции, можно только усилить мимические складки на лице и теле, морщины, или наоборот, смягчить или полностью убрать их. Это делается за счет мягкого или жесткого освещения и его направления.

Выделяя на снимке линию силуэта, фотографу в большинстве случаев надо максимально выделить ее на фоне. Обычно для этого используют линейное освещение, расположенное с одной или с двух сторон. Во втором случае фигуру модели визуально можно сделать гораздо стройнее, используя контраст освещения и по-разному осветив модель и фон, или не осветив их вообще.

Выделяя фактуру кожи или ткани, рекомендуется использовать наиболее подходящий линейно-фактурный свет, то есть боковое освещение.

Если сделать еще более общий вывод, то если вы не хотите «возиться» с освещением, а просто снимать эмоции и позы модели – используйте фактурный свет. Если хотите сделать фотографии более выразительными – подключайте линейный свет. Но в этом случае со светом уже надо будет работать, внимательно наблюдая за линиями, тенями и бликами на фигуре фотомодели или объекте съемки.

Таким образом, в арсенале фотографа есть только две разновидности типов освещения: линейный и фактурный.

Все остальные виды – дело вкуса и творческой фантазии.

 
Просмотры: 1573
 

Комментарии: