error
Регистрация

Советы по кадрированию, основы композиции от Майкла Фримана

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Фото Идея
Опубликовано: 30.05.2016 в 12:38:05

Кадрированием называют оптимальный выбор точки, ракурса и направления съёмки, при котором внимание акцентируется на самой важной части кадра. Сегодня мы рассмотрим правила кадрирования, которых придерживается известный британский фотограф Майкл Фриман. 

 
Советы по кадрированию, основы композиции от Майкла Фримана - №1

Легендарный фотограф Анри Картье-Брессон был уверен, что кадрировать допускается строго только в процессе съёмки, и уже сделанный кадр никоим образом изменять нельзя. Сегодня, когда многие фотокамеры оснащены ЖК-дисплеями, и практически каждый фотограф владеет программами по обработке изображений, кадрировать изображения стало гораздо проще — не во время съёмки, а преимущественно при постобработке.

 
Советы по кадрированию, основы композиции от Майкла Фримана - №2
Ворота в сад, провинция Цзянсу, Китай.  

 

Многие известные профессионалы солидарны с точкой зрения классика. Путешественник, фотограф, автор большого числа учебных пособий по фотографии Майкл Фриман делится со всеми фотолюбителями следующими советами по кадрированию.

 

Кадрирование в воображении и на мониторе

 

По мнению Фримана, кадрирование цифровой фотографии, предлагает огромный простор для фантазии автора, поскольку позволяет уже созданному изображению придать совершенно новый, незапланированный вид. При съёмке вы могли планировать сделать общий пейзаж, а при просмотре кадров — выделить, например, одиноко стоящий дом с деревом.

 

При кадрировании картинки важно помнить о сжатии: поэтому лучше, если брать за основу снимок высокого разрешения. Увлечение кадрированием готовых изображений может привести к тому, что при съёмке фотограф перестанет думать о расположении объектов съёмки.

 

«Важно не думать о кадрировании как о панацее от недостатков композиции или о поводе быть небрежным при съёмке»

 

На этой фотографии мы видим, что лидирующим объектом является автомобиль. При этом размещение линии подъезда с вывеской отеля очень позволяет удачно выстроить кадр, придав ему объём и глубину.

 
Советы по кадрированию, основы композиции от Майкла Фримана - №3
Rolls Royce у отеля Peninsula, Коулун, Гонконг. 

 

Продумывайте, что вы хотите показать в кадре

 

Возьмём для примера эту фотографию макового поля (поместье Bouches-du-Rhone, Франция). Главный объект кадра здесь — не раскидистое дерево с ярко-зелёной листвой, а именно маки. При этом Майкл посчитал нужны включить в изображение дерево и проглядывающий за ним дом, а не просто поместить в кадр только  маковое поле.

Советы по кадрированию, основы композиции от Майкла Фримана - №4
 

В итоге — перед зрителем предстаёт картина цветущих маков в непосредственной близости от жилья.

 

Вертикальное кадрирование

 

Кадрирование по вертикали, по мнению Майкла Фримана, нуждается ещё в большей внимательности. Чтобы зритель мог наблюдать, как «взаимодействуют» и соотносятся между собой различные элементы композиции, фотограф должен уметь их выделять.

Советы по кадрированию, основы композиции от Майкла Фримана - №5
Замок Bouillon, Бельгия.  

На этом примере мы видим удачное кадрирование как в плане выделения главного объекта — замка, так и в плане представляения местности в целом: два лидирующих цвета - жёлтый и зелёный, дорога в центре кадра, мост, отражение замка в воде, и жилые дома на заднем плане, — всё это создаёт целостное впечатление от увиденного и позволяет автору усилить выразительность пейзажа и показать его одновременно в нескольких ракурсов.

Советы по кадрированию, основы композиции от Майкла Фримана - №6
Дворец Джайсалмер, Раджастан, Индия. 

Как говорит Фриман, даже при съёмке единственного объекта приходится выбирать из двух вариантов: «Нужно немедленно решить: приблизиться ли, чтобы объект заполнил весь кадр, или отдалиться, чтобы стало видно то, что его окружает».

 
Советы по кадрированию, основы композиции от Майкла Фримана - №7
Город Шаспьер, Бельгия. 

Факторы выбора главного объекта в кадре

 

При определении главного объекта съёмки фотограф должен продумать, прежде всего, информационное содержание фотографии.

 
Советы по кадрированию, основы композиции от Майкла Фримана - №8
Античный медный чайник из коллекции Яна Чжэнь Жуна, Дали, Китай.
 

Чем крупнее объект съёмки, тем больше его деталей можно показать. Интересный, необычный объект должен занимать главное место в кадре. Это касается кадров редких животных, растений, сувениров, и, конечно же, портретов. Особенно —  представителей разных национальностей.

 
Советы по кадрированию, основы композиции от Майкла Фримана - №9
72-летний житель провинции Юньнань, Китай. 

 

Мысленно спрашивайте себя: что именно вы намерены показать зрителю? Можете сравнить две похожих фотографии долины Дималу (Китай):

 
Советы по кадрированию, основы композиции от Майкла Фримана - №10

 

Очевидно, что здесь автор хотел обратить внимание на горы и туман.

 
Советы по кадрированию, основы композиции от Майкла Фримана - №11

А в этом кадре присутствуют дома. Что значительно меняет зрительское восприятие.

 

Другой фактор — отношения между объектом и его окружением. При внестудийной съёмке фон очень важен. Именно обстановка указывает на масштаб главного объекта, сообщает дополнительные сведение о его деятельности.

 

Субъективные отношения между зрителем и объектом, которые намерен подчеркнуть фотограф, также имеют большое значение. Если перед фотографом стоит задача произвести особенное впечатление, то следует расположить объект на всей площади снимка.

 
Советы по кадрированию, основы композиции от Майкла Фримана - №12

Грузовик во время дождя на шоссе недалеко от Торонто, Канада. 

 

Здесь на первый план по важности выходят технические нюансы — окончательный размер фотографии, фокусное расстояние объектива. Крупный объект во весь кадр, как правило, всегда оказывает сильное воздействие на зрителя.

 
Советы по кадрированию, основы композиции от Майкла Фримана - №13
Японская макака, Нагано, Япония.  

Важную роль играет соотношение формы объекта и формата кадра. Форма объекта может не совпадать с форматом фотографии. Рискованно размещать края объекта у самых границ фотографии. Небольшая свободная траектория вокруг объекта для свободного движения взглда должна быть всегда. Взгляд зрителя не должен чувствовать ограничения.

 
Советы по кадрированию, основы композиции от Майкла Фримана - №14

Тадж-Махал на восходе Солнца, Индия. 


Ищите оригинальный подход к постановке главного объекта


Советы по кадрированию, основы композиции от Майкла Фримана - №15

 

Известный фотограф Майкл Фриман справедливо замечает: первое, что приходит в голову фотографа — расположить объект посередине кадра. Такой вариант, на его взгляд, предпочтителен по многих случах, однако - слишком предсказуем и лишён авторской индивидуальности.

 
Советы по кадрированию, основы композиции от Майкла Фримана - №16

На этой фотографии, снятой с помощью широкоугольного объектива, расположение главной детали в центре - оправдано.

 

Должно быть, это одна из дилемм, над которой всегда размышляет фотограф: с одной стороны, хочется сделать с дизайном кадра что-то интересное, с другой —  важно не забыть о разумном обосновании своего выбора.

 
Советы по кадрированию, основы композиции от Майкла Фримана - №17

Объект смещён в левую часть кадра, благодаря чему в нём полностью уместился второй план с горным пейзажем. 

 

 

«Если вы поместите объект в углу пустующего кадра, то для этого нужна весомая причина, иначе композиция станет просто уродливой», - советует Фриман. Иначе говоря, кадрирование неразрывно связано с композицией, которая, в свою очередь, определяется задумкой фотографа.

 
Советы по кадрированию, основы композиции от Майкла Фримана - №18

Лодки занимают всю площадь кадра. Внимание зрителя акцентируется на них во многом из-за воды - свободного пространства вокруг основных объектов.

 

  

Проявляйте большую внимательность при работе с небольшими объектами

 

Привлекательность размещения главного объекта в кадре, по мнению Фримана, во многом зависит от его размера.

 
Основы композиции
Основы композиции

На этом снимке, например, фотографу было важно показать в первую очередь необычное положение хижин, стоящих прямо посреди моря Сулу в районе Филиппин. Объект - в центре. Вокруг него - незанятое пространство. Фокусное расстояние выбрано так, что размеры домов для зрителя очевидны.


Основы композиции
Основы композиции

Благодаря постановке фигуры ребенка немного левее центра, кадр вмещает в себя окружающее пространство. Дополнительную выразительность изображению придают блики на воде, едва заметная линия горизонта и туман.

 


Экспериментируйте с разными вариантами деления кадра

 

Деление кадра чаще всего определяет чёткая линия горизонта, как, например, здесь:

 
Основы композиции
Основы композиции

 

Линия горзонта может быть и «завуалированной». В этом случае она способствует концентрации на объекте переднего плана:

 
основы композиции в фотографии
основы композиции в фотографии

На этом кадре интерес представляет в первую очередь корабль. Туманное облако на горизонте и скрытый за ним вид добавляет пейзажу атмосферность, и при этом — не отвлекает внимание.


основы композиции в фотографии
основы композиции в фотографии

 Расположение объектов в очередности слева направо, от более крупного к более мелкому делает восприятие фотографии логичным и последовательно "ведет" взгляд зрителя. 

 


Майкл Фриман убежден, что для фантазии фотографа существует множество способов деления кадра на части. Главное, о чём здесь следует помнить - сохранение взаимосвязи объектов кадра. Неудачное деление планов и объектов может привести к "смысловому хаосу", и, как следствие — маловыразительному кадру.

 

«Любой вариант деления кадра представляет собой решение задачи выбора оптимальных пропорций, занимавшей умы художников в разные периоды истории», - такой вывод делает Майкл Фриман.

 

Беспроигрышный вариант — деление кадра по геометрическим принципам:

 
основы композиции в фотографии
основы композиции в фотографии

Оригинальность кадра — в соотношении геометрических объектов и теней.


основы построения композиции
основы построения композиции

Архитектурные особенности выглядят более выразительно при присутствии в кадре фигуры.


 

Интуитивное кадрирование или правило золотого сечения?

 

По мнению Майкла Фримана, фотографам очень редко и не всегда целесообразно соблюдать принцип «золотого сечения»: когда все части изображения неразрывно взаимосвязаны, а соотношение малой и большой частей — такое же, как и соотношение большой части и всей картины (что обеспечивает пропорциональность, и, как следствие - ощущение гармоничности). По мнению фотографа, правило «золотого» сечения больше актуально для художественного искусства.

 
основы построения композиции
основы построения композиции

 

Фотограф отдаёт большее предпочтение «интуитивному» кадрированию: «Самый действенный подход к делению кадра на части — натренировать глаз, познакомившись с нюансами гармонии в разных пропорциях», - заключает он.

 
основы построения композиции
основы построения композиции

 Майкл Фриман советует полагаться не только на техническое соблюдение пропорций, но и на собственную интуицию.


«Пропорции вызывают определённые реакции у зрителя, независимо от того, соблюдены они или нет», - не раз подчёркивает Фриман в своих пособиях.

 

 

Используйте технику «кадр в кадре»

 

«Кадр в кадре» - своего рода клише, как отмечает Майкл Фриман, которое, если привнести в него долю фантазии, гарантирует удачный кадр. Этот принцип усиливает многомерность фотографии. Зритель наблюдает один план через другой, получая тем самым подробную картину.

 
Советы по кадрированию, основы композиции от Майкла Фримана - №28

«У фотографии — реалистичные корни», - говорит Фриман, поэтому так важна двумерность пространства кадра. Рамки внутри рамок выступают в роли своеобразных окон, в которые заглядывает зритель. Внутреннее обрамление придает фотографии строгость, минимизируя появление вольных трактовок сцены. Не случайно этот принцип востребован в журналистике и фотодокументалистике. Как считает Майкл Фриман, «кадр в кадре» передаёт зрителю чувство контроля над ситуацией, выполняя роль «указателей».

 

Кадрирование — только одна составляющая хорошей фотографии. На результаты также влияют композиция, освещение и авторский стиль.

 

Изучайте правила фотографии, смотрите работы классиков, прислушивайтесь к собственным чувствам, и тогда ваши фотографии наверянка будут удачными — как в техническом, так и смысловом отношении. Успехов!

Источник: rosphoto.com

Смотрите еще:
 
Просмотры: 16196
 

Комментарии:

Vladimir Beloglazov
Спасибо! Познавательно и интересно!
29.01.2014 - 15:06:26
 
Николай Ефремов
В разделе "Проявляйте большую внимательность при работе с небольшими объектами" фраза "Благодаря постановке фигуры ребенка немного левее центра" - а на фото ребёнок правее центра. Это описка или фото перевернулось?
30.01.2014 - 15:35:27
 
Александр Ефименко
Спасибо в целом интересно и поучительно.
30.01.2014 - 22:33:33
 
olli
Хорошо!
25.02.2014 - 12:30:37