"Должен признаться – я не являюсь членом уродливой школы. Я очень хорошо отношусь к определенным представлениям о красоте, хотя для кого-то эта идея устарела. Некоторые фотографы думают, что снимая человеческие страдания, они решают серьезные проблемы. Я не думаю, что нищета глубже, чем счастье"
"Я снимаю рядом с домом. Мне кажется, самые загадочные вещи случаются в знакомых местах. В поисках необычного необязательно отправляться на другой конец света. В фотографии мне нравится двусмысленность. Мне нравится, когда зритель не уверен, что именно он видит. Когда мы не знаем, почему фотограф сделал снимок, и не ожидаем увидеть что-то конкретное, мы просто смотрим, и внезапно нас что-то цепляет. Я ценю именно этот момент замешательства. "
Сол Лейтер (Saul Leiter) родился в Питтсбурге в 1923 году и уже в подростковом возрасте стал приобщаться к искусству через занятия живописью. Он в самом начале своих творческих исканий пытался создавать художественные работы, а его последующая дружба с профессиональным фотографом Уильямом Юджином Смитом (W.Eugene Smith) и Ричардом Пусетт-Дартом (Richard Pousette-Dart) вовлекли его в фотографическое искусство.
Он был востребованным модным фотографом в течение двух десятилетий (с середины 1950-х до середины 1970-х), затем его карьера пошла на спад, и в 1980-х он уже вынужден был продавать книги, чтобы оплачивать счета за электричество. Ситуация изменилась в 1990-х, когда Лейтер свел дружбу с издателем Мартином Харрисоном и галеристом Говардом Гринбергом.
"Я не любитель перфекционизма. Немного сложностей, неудобства — вот необходимые ингредиенты творчества."
Будучи успешным фэшн-фотографом, все свое свободное время Лейтер посвящал рисованию или бродил, вооружившись камерой, по улицам Нью-Йорка. Именно благодаря этим, сделанным для собственного удовольствия цветным снимкам имя Сола Лейтера навсегда вписано в историю мировой фотографии. Работы, сделанные Лейтером «для себя», долгое время были неизвестны. Созданные в 1950-60-х годах, они увидели свет чуть более десятилетия назад, и сразу же произвели эффект разорвавшейся бомбы.
Уникальные «лейтеровские» цвет и композиция кадра, берущие начало в живописном опыте (любимые художники — французские символисты Боннер и Вюйар) и выделяющие Лейтера из числа современников, ставят его фотографии в совершенно иной, вневременной художественный контекст и сообщают им особую притягательность для современного зрителя. «Чувствительность Лейтера позволила ему избежать внутреннего конфликта с городским окружением, характерного для таких мастеров уличной съемки, как Роберт Франк и Уильям Кляйн. Его камера предлагает альтернативный способ видения. Он находит островки тихой человечности посреди манхэттенских штормов, вылавливает уникальные урбанистические пасторали из, казалось бы, наименее располагающих к ним обстоятельств», — пишет Мартин Харрисон в монографии о Лейтере «Ранний цвет».
Работы Лейтера находятся в крупнейших музеях мира, в том числе, в Альбертине (Вена), в музее Виктории и Альберта (Лондон), в Берлинских государственных музеях, Национальной галерее Австралии (Канберра), в Национальной художественной галерее (Вашингтон), Музее современного искусства (Нью-Йорк), во многих других престижных публичных и частных коллекциях.
Сол Лейтер
Популярные статьи:
Комментарии: