В уроке 4, раздел 1, на стр. 60 есть параграф "Сотрясение фотокамеры или плохая фокусировка?". По содержанию предыдущего текста читателю ясно, что избежать подобных неприятностей можно используя штатив и правильные методы фокусировки. Возражений нет. Есть дополнения.
Даже при неспешной съёмке "болевой точкой" является смаз, его причины дрожание рук и "тыкание" в кн. "Спуск", плюс случайные смещения камеры. Сочетать плавный спус с удержанием полутора, а то и двух килограммового комплекта (если со вспышкой) в одной рке... тут и поддержка левой руки не поможет. При неспешной штатив.
Правильно, но штатив не всегда лучшее решение. Более того, я чеще использую штатив как подствавку для камры, что бы отдохнули руки и сохранять готовность к съёмке. Камера на штативе всегда под рукой и в рабочем состоянии, не грех и несколько фото сделать с безучастным видом. Это равно как, пришёл, включил камеру и не выключаешь до конца съёмки.
Однако. Событие разворачивается в пространстве и во времени, его решающие моменты возникают незапланировано и они просто неповторимы. Находясь внутри действа вы осваиваетесь, и понемногу начинаете предвосхищать эти решающие моменты. Тут на первое место выходят не просто ваша наблюдательность, предвосхищение или ваша реакция. На первое место выходит ваша способность быстро и точно производить технически грамотных изображений своей камерой. вы должны настолько быстро срабатывать, что бы оставались ещё мгновения на творческий компонент!
Иными словами: решающие моменты на спортивном соревновании, свадьбе, концерте и пр. не всегда спланированы по времени и возникают на разных участкая площадки события, на разных удалениях от фотографа. Задача фотографа не упустить ничего, т.е. снять все решающие моменты где и когда бы они не происходили. Заметьте, снять резко главный объект, выделить его, отсечь ненужное... и при этом желательно не создавать возмущений в событии и оставаться "невидимым". Вы перемещаетесь по полю события, вертите головой и камерой порой почище чем за рулём. И вы надеетесь на штатив? Поверьте; он вам будет мешать.
Вам поможет описываемый мною стиль работы.
Как преодолеть эти ситуативные трудности? Во-первых, освободим себя от напряжения связанного с плавным спуском и целой причины возможных смазов. Мы используем дистанционку. Берём её в левую руку и "тыканием" когда и как хотим.
Но теперь левой рукой не удобно поддерживать камеру. Зафиксируем камеру на правой руке кистевым ремнём. правильно подогнаный кистевой ремень не может быть тугим, рука начнёт уставать и мёрзнуть, он не может быть слабым - жаль камеру, если соскользьнёт. Хватом держим камеру, ремень облегает запястье, но ослаблен. Длинна нижней лямки позволяет правой руке менять объектив при поддержке камеры левой рукой. Ремень, имеет надёжную защёлку, в том числе и на морозе. Я свой настроил и намертво прошил суровыми нитками протёртыми канифолью. В нижнее гнездо камеры закрепил быстросъёмную площадку, для её стыковки с ремнём прорезал нужные отверстия и посадил на собачий карабин.
Итак, камера в правой руке, на кистевом ремне.В левой руке дистанционка, для отдыха штатив. Дело за настройками и "хорошим" поведением. Теперь мы готовы в любой кульминационный/решающий момент реагировать мгновенно. Тыкай в дистанционку как хочешь и сколько хочешь, хочешь в перчатках, хочешь в варежках... Главное, не упустить момент! Расслабь правую руку, тоже в варежке и камера вместе с ней будет гарантированно неподвижной. Думай о режимах съёмки и съёмочных задачах.
Ремень придаёт устойчивость камере на выдержках до 1/30с (прижми локоть или обопрись и снимай с секундными выдержками). В левой руке дистанционка. Теперь мы готовы в любой кульминационный/решающий момент реагировать мгновенно. Мы не нервируем себя "хорошими манерами" в роде плавного нажатия на "Спуск" и гарантировано избавляемся от смазов. Более того, получаем новые возможности!
Об экспозиии поговорим в другой раз. Сегодня о фокусировке.
На Nikon D300 это просто: выбираем режим непрерывной следящей автофокусироки AF-C. Выбираем зону фокусировки "Точечная". Это позволяет, при необходимости, перемещать прицельную марку (точку фокусировки) по видоискателю, Например, мы снимаем с проводкой и хотим оставить пространство перед объектом, марку видоискателе смещаем немного в сторону, увеличиваем пространство перед объектом. как бы создаём необходимое упреждение.
Очень важная настройка, это пункт "а:1" в подменю Автофокусировка. а:1 "Выбор приоритета для режима AF-C", т.е. что делать камере, когда нажата кнопка "Спуск" - снимать как есть или сфокусироваться, а потом снимать? У меня стоит приоритет "Спуск", т.е. "снимай как есть".
И вот тут вся соль! У Nikon в этом режиме такой алгоритм, что если вы нажимаете "Спуск" сразу и до конца, камера снимет независимо от того, в фокусе или нет объект съёмки. Но если вы ведёте/удерживаете объект в фокусе, для чего большим пальцем правой руки нажали кнопку на задней панели камеры под названием AF-ON (на моей камере она просто чёрненькая) или наполовину "Спуск", камера фокусируется непрерывно. Мы слышим как она "жужукает" автофокусом. Соль? Вот она: во время непрерывной работы следящего автофокуса, прежде чем сработает затвор, камера сфокусируется!!! И продолжит фокусироваться ожидая очередного "тычка".
Так я и ловлю когда вратарь Дырка пропускает голы и у меня получается снимок с мячиком в "девятке". Главное, чтобы камера "жужукала" (работал следящий автофокус), а если вы ткнёте дистанционку и будете удерживать еЯйную кнопку в нажатом состоянии, то камера начнёт снимать серию, например 5 кадров в секунду, перефокусируясь перед каждым кадром. Получить это удерживая кнопку "Спуск" можно только предварительно перенастроив камеру. На что нет ни времени, ни возможности находясь в гуще события.
С мячиком понятно, его движение предсказуемо, но вот воробьи дерутся в воздухе и мне никак не угадать "ход их мыслей", а задача осталась прежней: создать технически грамотное изображение... Что я делаю в подобных случаях?
Не отрывая глаз от видоискателя, на ощупь, большим пальцем правой руки флажком выбора зоны фокусировки переключаю точечный режим фокусировки на автофокус с динамическим выбором зоны фокусировки (горизонтальное положение флажка). При этом в пункте меню a:3 "Динамический выбор зоны авутофокусировки" я предварительно установил зону 51 точка (правда обычно 21 или 9 от размера воробья, ну да ладно). Опять же, я хочу, чтобы воробьиная драка была в кадре слева. Я джойстиком перегоняю точку фокусировки на нужное место, и флажком блокировки зоны фокусировки (второй рычажок) блокирую точку и зону фокусировки на нужной территории кадра. Флажок на литеру "L". Теперь любое моё случайное касание к джойстику не приведёт к смещению точки фокусировки.
Что же я вижу в видоискателе? По-прежнему, одну свою точку (прицельную марку). Остальные точки, включённой мною зоны фокусировки, так и остались невидимыми. Я навожу прицельную марку на воробья, и, о чудо! Моя точка фокусировки саомостоятельно, без моего участия начинает бегать по видоискателю, отслеживая местоположение воробья в кадре и каждый раз перефокусирует камеру! Мне же остаётся только щёлкать клювом, дистанционкой! Теперь я должен следить за сектором обстрела, который я активировал (21 точка) и удерживать воробья в секторе, как на калиматорном прицеле или прицеле зенитки, а не на отдельной точке фокусировки/прицеливания (прицельной планке АКМ). Что бы было, что выбирать я колочу серию 5 к/с до 100 кадров!
Но тут происходит ещё одно чудо! камера изучила поведение этого дуралея и перешла в режим прогнозирующей фокусировки.Т.е. она стала фокусироваться с упреждением! Фокусируется на точку пространства, куда он прилетит к моменту готовности камеры к съёмке. Это обеспечивает 100% резкость в 10ти из 10ти случаев!
В этом эргономичность камеры D300, чему на сегодняшний день нет альтернативы.
P.S. У D300 есть ещё банки (список действующих настроек), которые тоже можно переключать одним движением. Поработав в банке "Спорт" вы переключились в "Портрет", сняли мордашки и снова вернулись в "Спорт". Три движения вместо хорошей полусотни перенастроек с потерей до 10ти минут...
P.P.S. Может быть, что у вас и не D300. Но я описал что делать и как настраивать. Пусть попроще, но подобное есть и на вашей камере. Кистевой ремень, дистанционка, правильно подобранные режимы съёмки далают вас "непотопляемым" в любой ситуации.
Комментарии: