error
Регистрация

Снимаем пейзаж: рекомендации

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Оксана А.
Опубликовано: 18.01.2014 в 12:36:03

Техническая сторона пейзажа

С технической точки зрения пейзаж, как и любой другой сюжет для съемки, можно разделить на две большие части: свет и цвет. Под светом мы понимаем экспозицию или просто то, насколько светлым будет наш снимок. Цвет зависит как от экспозиции, так и от точной настройки баланса белого.

ISO

В большинстве случаев съемка пейзажей не требует высоких значений чувствительности. Лучше всего подойдет минимальное значение ISO, у разных камер оно варьируется от 50 до 200. Смысл в том, что пейзаж обычно статичен — можно компенсировать малое значение ISO более длинной выдержкой. При использовании упора или штатива это позволяет добиться максимального качества изображения.

 

Диафрагма (F)

Так как в пейзаже нам важно добиться максимальной реалистичности, то мы стараемся показать резкими большинство объектов. А значит, диафрагму надо закрывать, т.е. значение F должно быть больше обычного. Чаще всего пейзаж снимают на диафрагме F/8. Для большинства объективов оно дает максимально возможную резкость картинки.

 

Выдержка (S)

Так как чувствительность и диафрагма у нас фиксированные, то количество света мы регулируем только выдержкой. И, как вы уже можете догадаться, выдержки будут достаточно длинными, потому что ISO мы ставим минимально возможное, а диафрагму закрываем (света становится очень мало). Какую ставить выдержку, придется определять вам самим или автоматике камеры, в зависимости от условий съемки. Главное, следите за ее значением, чтобы не пропустить тот момент, когда камеру нельзя будет ровно держать в руках (и поэтому использовать какой-то упор или штатив). Условно пороговым значением можно назвать выдержку, равную 1/60 с. Если выдержка длиннее (1/50, 1/30 и до нескольких секунд), то снимки могут получиться смазанными. Чтобы избежать этого, надо упереть камеру во что-то неподвижное: ограду, скамейку, подоконник или даже стену — не важно; главное — зафиксировать камеру. Если есть возможность, то лучший вариант — воспользоваться штативом.

 

Баланс белого (WB)

Баланс белого определяет точность цветов на наших снимках. Почему этот параметр важен при фотографировании пейзажа? Мы хотим, чтобы закат у нас на снимках сохранял оранжевые оттенки, утренний туман был чуть холодным, голубоватым и, конечно, чтобы на наших фотографиях не появлялись непонятные сиреневые или зеленоватые оттенки. Натуральность цветов будет влиять на то, насколько точно передастся атмосфера, окружающая вас, через фотографию. 

На передачу цветов, на их насыщенность, будет влиять и экспозиция. В слишком светлых кадрах цвета будут бледные, выжженные. Если только вы не хотите передать на снимке губительную жару, то это будет, скорее, недостатком. В некоторых ситуациях бывает полезным сделать снимок чуть темнее обычного, чтобы получить более насыщенные оттенки и полутона.

 

Точка съёмки

Выбор точки съемки будет определять не только то, какие объекты попадут в кадр, но и то, как они будут выглядеть. Поднимая или опуская камеру, перемещаясь с ней из стороны в сторону, можно не только показывать и скрывать разные объекты в кадре, но и регулировать объем кадра. Как правило, более высокая точка съемки лучше передает объем. Объемными можно сделать кадры и за счет линий, уходящих вдаль. Например, дорога, расположенная в кадре по диагонали, отлично покажет перспективу, поможет создать эффект глубины.

Но не только точка съемки определяет вид объектов на снимке. Выбор фокусного расстояния, проще говоря, зум, также влияет на восприятие пространства. В большинстве ситуаций лучше всего подойдет самое маленькое фокусное расстояние. Т.е. такое положение зума, когда мы максимально отдалили все объекты, получили самый общий вид. В таком широкоугольном положении зума проще всего добиться большой глубины резкости, т.е. все объекты на снимке будут четкими. Кроме того, в широкоугольном положении зума лучше видна разница в размерах объектов, находящихся на разном расстоянии от камеры. Это позволяет лучше передать объем.

Но пейзаж не обязательно снимать с минимальным фокусным расстоянием. Часто нас интересует не общий вид, а только его часть. И для таких случаев мы используем зум, приближаем интересующие нас объекты. Зумом надо пользоваться осторожно. Во-первых, большое увеличение имеет свойство «сжимать» пространство, объекты на снимке становятся плоскими. Во-вторых, чем больше увеличение, тем более короткая выдержка или более надежный упор нужен для того, чтобы снимки оставались четкими. В некоторых случаях без штатива не обойтись.

Композиция

Напомним: в большинстве случаев горизонт, расположенный посередине кадра, визуально делит его пополам, что рассеивает внимание зрителя и оставляет ощущение незавершенности. Поэтому горизонт надо располагать либо чуть выше, либо ниже середины. Где именно, подскажет правило третей: надо отступить примерно на треть сверху или снизу от края кадра.

Правило третей работает не только для линии горизонта, но и для других объектов в кадре. В точки пересечения линий, делящих кадр на трети, можно поместить наиболее важные объекты в пейзаже (обычно они самые крупные).

Не забывайте про  использование линий, ритма и т.д. — все эти элементы часто используют в пейзажах. Например, деревья могут служить основой для создания ритма; в качестве же линии часто используют уходящую вдаль дорогу, кромку леса или береговую линию и т.д.

Время съемки

Часто пейзажи, снятые днем, получаются скучными. Так происходит потому, что солнце в зените практически не дает тени — объекты съемки кажутся плоскими. Кроме того, экспозиция из-за слишком яркого света часто выставляется неправильно.

Длинные тени и мягкий теплый свет — признаки закатного освещения.

Как известно, оттенок света меняется в зависимости от времени суток: до восхода солнца преобладают светлые и холодные — голубые тона, в вечерние часы — теплые, то есть розовые, оранжевые, желтые. В ясный день свет ближе к синему, а в пасмурную погоду — к серо-голубому. И, конечно, туман и дымка смягчает краски, яркость и контраст, что делает снимок более объемным. Все эти особенности можно учитывать при съемке пейзажей, чтобы достичь желаемого эффекта.

Один секрет пейзажистов — съемка со вспышкой. Конечно, если затемненная область находится очень далеко, никакая вспышка осветить ее не сможет, однако ближние объекты или слишком глубокие тени вполне можно «исправить» с ее помощью, чтобы избежать слишком резкого контраста на снимке.

Наклон камеры

Горизонт и другие объекты, снятые с наклоном в сторону, смотрятся неестественно. Наверное, не нужно говорить, что во избежание завала горизонта достаточно просто следить за расположением фотокамеры или пользоваться штативом. Иногда достаточно сложно определить, насколько ровно вы расположили камеру, например, когда линия горизонта не видна. Тогда можно ориентироваться на вертикальные линии в середине кадра. Следите за тем, чтобы деревья, столбы, здания и другие объекты в центре кадра не наклонялись.

(с) взято с онлайн-фотокурсов http://fotoshkola.net/

 
Просмотры: 1805
 

Комментарии:

Andrei Dolzhenko
Несколько замечаний.

ISO - Минимальное значение нужно выставлять потому, что увеличение ISO на каждый стоп влечет за собой падение динамического диапазона (ДД) снимка. ДД для пейзажа - один из важнейших параметров, наряду с детализацией.

Диафрагма (f) - Необходимо пользоваться калькулятором ГРИП, чтобы выяснить оптимальное значение диафрагмы для достижения гиперфокала для каждого конкретного фокусного расстояния. Например, (снимаем на кроп) при фокусном расстоянии 18мм. и диафрагме f/5.6 гиперфокал можно получить уже с 1,5 метров, в этом случае зажимать диафрагму до f/8 не нужно. А вот при фокусном 35мм. и диафрагме f/8 гиперфокал, уже, можно получить только с 4 метров. Также нужно помнить о пределе дифракции матрицы и оптики, если вы используете экстремально узкую диафрагму (значения от f/11 до f/22), т.к. можно получить существенное падение детализации на снимке.

Выдержка (S) - Снимать пейзаж лучше всегда со штатива. Необходимо помнить, что длинные выдержки могут привести к эффектам смаза подвижных объектов на снимке (облака, вода и т.п.), иногда таких эффектов добиваются умышленно. Также важно помнить, что пейзажный снимок всегда лучше немного недодержать, чтобы не потерять детали в светах. Еще момент - длинные выдержки ведут к появлению лишнего шума на снимках, об этом нужно помнить.

Баланс белого - Если вы снимаете в RAW, то этот параметр не важен. ББ на пейзажном снимке вещь вообще субъективная и определяется видением автора при обработке.

По композиции комментировать нечего - это дело сугубо индивидуальное и очень объемное по описанию.

Наклон камеры - Есть простой и дешевый инструмент для выравнивания камеры - пузырьковый уровень. Если вы снимаете со штатива, то он, обычно, там встроен (и не один). Если штатива у вас нет, то купите накамерный уровень (вставляется в разъем вспышки), он стоит 1-2 доллара и размером с треть спичечного коробка.

Надеюсь, мои дополнения и советы кому-нибудь пригодятся... :)
20.01.2014 - 11:11:13
 
Оксана А.
Однозначно пригодятся! Спасибо!
20.01.2014 - 17:05:01