Как сделать большую панораму из фото, которых много? Легко!
Начало
Собираем и компонуем необходимые фотографии
Как сделать большую панораму из фото, которых много? Легко!
Собираем и компонуем необходимые фотографии
Итак, у меня есть три кадра снятые с рук без помощи панорамной головки. Попробую склеить из них панораму. Секрет удачной сборки такой панорамы заключается в её относительной простоте, а также в том, что она снята длиннофокусным объективом, что избавляет меня от необходимости бороться с искажениями, которые дают все широкоугольные объективы.
Поскольку панорама снималась с рук, то для начала мне просто необходимо выровнять линию горизонта на всех кадрах. Что я и делаю с помощью Measure Tool (Линейки) и команды Rotate Canvas » Arbitrary (Повернуть Холст » Произвольно).
После того как у всех картинок линия горизонта выровнена, выбираю одну из них (обычно крайнюю - в этом примере я выбрал левую) и увеличиваю размер холста, так чтобы он вместил всю панораму. У нас три фотографии - значит в три раз больше мне хватит точно. Но поскольку у меня уже есть опыт - я делаю гораздо меньше (ведь кадры будут значительно перекрывать друг друга). Увеличить размер холста можно либо с помощью команды Canvas Size (Размер Холста), либо с помощью инструмента Crop (Кадрирование). В последнем случае нужно просто растянуть размеры рамки кадрирования за границы изображения.
Теперь последовательно добавляю остальные фотографии в окно с увеличенным размером холста. После добавления фотографии на новый слой изменяю режим смешивания на Difference (Разница) и выравниваю изображения относительно друг друга, стараясь добиться максимального совпадения. При полном совпадении область пересечения станет абсолютно черной. Но этого я точно не добьюсь, поскольку кадры сняты без штатива и вращение происходило не вокруг нодальной точки объектива. Поэтому мне достаточно добиться совпадения в какой-то небольшой области. По ней я и буду впоследствии склеивать.
Так выглядит моя панорама, после того как я добавил на холст все три фотографии и выровнял их относительно друг друга. Первый этап завершен.
Сейчас мне нужно создать маски слоев. Буду делать это последовательно. Отключаю верхний слой и делаю средний слой активным. Потом используя Lasso Tool (Лассо) рисую линию стыка между первой фотографией и второй. Обратите внимание, что на небе я сделал эту линию зубчатой, а в городе провел ее по границам зданий - так проще будет потом "заметать" следы склейки. Всегда выбирайте для склейки такие места, где проще всего маскировать следы соединения - это могут быть тени, естественные линии ландшафта или обширные плоские поверхности, где нет мелких деталей.
Теперь нажимаю иконку добавления маски внизу палитры слоев (кружок наполовину черный, а наполовину белый) и сделанное выделение превращается в маску.
Повторяю ту же операцию для верхнего слоя. У меня получился файл содержащий три слоя, два из которых имеют маски. Это пригодится мне позднее.
Вот как выглядит результат моих манипуляций с масками. Не обращайте пока внимание на то, что границы между кадрами видны даже невооруженным глазом - сейчас мы этот "глаз" будем мистифицировать...
Первое, что мне предстоит сделать - это выровнять соседние изображения по яркости и цвету. Для этого мне понадобится Color Sampler Tool (Пробник Цвета). Операцию надо производить последовательно, поэтому начинаю с первой пары изображений. Ставлю пробником две точки по краям будущего стыка между этими кадрами. Для размещения пробников я выбрал небо, поскольку оно достаточно однородно и на нем довольно легко найти участки где цвет и яркость, по идее, должны быть идентичны.
Обратите внимание на палитру Info (Информационную Панель). Там теперь видны цифровые RGB-значения поставленных мною точек-пробников. Именно это мне и понадобится для последующих манипуляций.
Затем я добавляю корректирующий слой Curves (Кривые). Корректирующий слой должен оказаться НАД слоями с которыми я сейчас работаю. А дальше все довольно просто - выбираю нужный канал (например, Red), ставлю точку (в любом месте), а потом вношу в поля Input и Output значения канала Red для точек отображаемых на информационной панели. Что и куда вносить? Хороший вопрос. Смотря какая фотография у нас будет неизменна, а какая должна стать на нее похожей... В нашем случае я привожу среднее изображение к левому, поэтому в поле Input я вношу значение второй точки (поскольку она лежит поверх этой фотографии), а в поле Output значение красного канала для первой точки. Теперь осталось лишь повторить это для остальных каналов.
Нажимаю OK. Чуда не произошло? Ах, да... Нужно сделать так, чтобы созданный корректирующий слой действовал только на среднее изображение. Для этого достаточно нажать комбинацию Alt-Ctrl-G (для Mac Option-Command-G). Обратите внимание, что эта клавиатурная команда работает только в версии CS2. Какой она была раньше я точно уже не помню, но можно сделать это и через меню: Layer » Create Clipping Mask (Создать Маску Отсечения).
О чудо! О Великий Маниту! Они стали одинаковыми. Ну или почти одинаковыми. В любом случае следов склейки теперь почти незаметно. Особенно если не рассматривать фотографию с лупой. Но мы найдем управу и на специалистов с лупой. Всему свое время...
Теперь без суеты и спешки повторяю всю процедуру для второй пары изображений. Я могу не торопиться - это вторая и последняя пара в моей панораме. Но представьте теперь, что вам необходимо склеить панораму из 20 (двадцати) кадров. А если из сорока? Тут можно мышку стереть по самые уши...
Выбираю мягкую кисть и начинаю рисовать по маске на границе склеивания. Хотя рисовать - это громко сказано. Я просто растушевываю эту границу и наблюдаю результат своих действий на изображении. Иногда полезно переключиться на режим отображения самой маски (кликаю по маске удерживая Alt). В этом режиме видны огрехи растушевки, которые незаметны при включенном изображении. Зато в этом режиме также легко перестараться и растушевать лишнего. Поэтому возвращаюсь к изображению опять кликнув по маске удерживая клавишу Alt.
Вот выглядит обработанная мною маска после усиленной брашо-терапии (браш - это кисть по-аглицки). Обратите внимание, что на участке неба я старательно растушевывал место склейки, а в районе зданий практически не трогал маску. Дело в том, что линия склейки проходит по границам зданий и практически незаметна. А её растушевка только ухудшит ситуацию размыв четки границы между домами. Какой вывод? По Сеньке и шапка - то есть подход к растушёвке должен быть избирательный.
Для начала я просто копирую небольшими кусочками изображение с соседних участков неба. Для этого выделяю небольшую область на небе, применяю к выделению небольшую растушевку (Select » Feather ) с радиусом 2-4 пиксела. А затем удерживая одновременно клавиши Alt-Ctrl (для Mac Option-Command) кликаю на выделенный участок неба и перетаскиваю его на пустую область. И так еще несколько раз. Можно, конечно, это было сделать за один раз, но вряд ли вы найдете подходящий кусок нужного размера.
Теперь когда дырка заполнена "чем-то напоминающим небо" осталось только удалить следы клонирования. Для этого я чаще всего использую Patch Tool (Заплатку). Иногда хорошо работает Clone Stamp (Клонирующий Штамп) с непрозрачностью 40-50%. Одним словом, немного терпения и дырки нет.
Комментарии:
вопрос - а зачем столько всего, если специализированные программы сборки панорам это делают автоматом?
это панорама на 24 кадра
сколько потребуется для ее создания времени при помощи описанного метода?
Да и вообще - получится ли она без смартбленда?