error
Регистрация

Синдром поиска глубинного смысла или "что значит это фото?"

Рубрика: «Личное»
Автор: Наталья Иванчикова
Опубликовано: 17.08.2012 в 10:38:43

    Я пытаюсь и учусь фотографировать уже где-то три года... Учусь, в основном, благодаря просмотру действительно хороших фотографий, стараюсь прислушиваться к критике... Прочитала очень много советов для начинающих фотографов... но в моей голове никак не укладывается одно - почему ВСЕ фотографии, по мнению других фотографов, должны нести какой-то смысл? Почему нельзя просто стараться передать мгновение или красоту объекта своей фотографией?

    Такой вопрос у меня возник потому, что люди в комментариях к моим фотографиям пишут что-то типа: "смысла не улавливается" или "что вы хотели показать этой фотографией?" Думаю, вопрос имеет место быть, понимаю, что если возникают такие вопросы, значит фотография неудачна... Или неудачна по мнению критикующего. Но, все-таки, мне непонятно: какой же такой смысл заключается в фотографии какого-нибудь цветочка (или, например, винограда: 

 

виноград
виноград

К этой фотграфии нет ни одного комментария с вопросом "где смысл?" Я понимаю, что эта фотография просто лучше, чем вот эта:

рыбка
рыбка

но все же, смысла у винограда не больше. И там и там я просто хотела показать кусочек мира вокруг... Просто иногда получается лучше, иногда - хуже.

     Больше всего я была удивлена, когда увидела к фотографии пейзажа комментарий со словами, вроде "чувствуется смысл" или "есть идея". Это была просто красивая закатная фотография. Объясните мне, какой смысл может быть в пейзаже, кроме передачи красоты? Нет, я не говорю о фотографиях, которые затрагивают вопросы экологии, я о тех фото, на которых мы видим обычную природную красоту!

    Я прекрасно понимаю, что есть фото, где автор именно хочет передать смысл, донести до зрителя идею. Но ведь не все! Какая идея у картины "Девочка с персиками"? А у "Утра в сосновом бору"? Фотограф - это ведь тот же художник, только приемы и техника у него другие.

   В общем-то, вопросы о смысле мне напоминают школьные уроки литературы, где разбирают стихотворение и говорят, что, мол, тут-то Александр Сергеевич писал ямбом, потому что ямб помогает передать лёгкость, а вот тут-то - хореем, чтобы придать стихотворению маршевый ритм. Но Пушкин-то вряд ли задумывался, что именно он использует - он выражал чувства. А фотография - это разве не выражение чувств?
   Я понимаю, если пишут к фотографии: "не задело", "не вызвало эмоций" или что-то в этом роде... Но комментарии, которые "ищут смысл" в тех фото, где он не предполагается, кажутся мне странными. Давайте не будем заниматься хирургией и поиском глубинного смысла... Давайте будем искать в фотографиях чувства!

 
P.S. что-то мне подсказывает, что если комментарии к этой статье будут, то в основном негативные... ну и ладно...  

 
Просмотры: 9089
 

Комментарии:

Ирина Никифорова
Мне высказывание Рашапа на эту тему понравилось:

>>Слушайте, на вопрос "О чем фото" вообще не нужно ничего отвечать. Это изначально дебильный вопрос, а люди, которые его в такой формулировке задают, просто хотят вас уязвить.

Не понимаешь — вали. Автор не обязан защищаться под собственной фотографией и что-то кому-то доказывать и рассказывать, — это практически всегда выглядит жалко и беспомощно.

Я уже не говорю о том, что смысл некоторых фото возможно вербализировать, а некоторых нет. Причем вторые не становятся от этого менее гармоничными и красивыми.
Фотография есть стихотворение.
Это может быть целая поэма, смысл которой можно долго раскрывать, рассказывать, обсуждать и тд.
А может быть короткое хайку, которое воспринимается на уровне ощущений, интуитивно.
Что красивее — хайку или поэмы? Или сонеты?
17.08.2012 - 11:05:41
 
Наталья Иванчикова
Спасибо за поддержку)
17.08.2012 - 11:12:42
 
Алекс Андр
У Вас просто на редкость ясный и незамутненный взгляд на мир в целом и на фотографию в частности.
Желаю Вам его не растерять.
17.08.2012 - 14:27:03
 
Наталья Иванчикова
Спасибо большое)
17.08.2012 - 14:33:19
 
Илья Покровский
большинство людей предпочитаю видеть на изображениях объекты: людей, животных, машины, дома. если ярко-выраженного объекта на снимке нет они недоумевают.
18.08.2012 - 00:23:03
 
Наталья Иванчикова
Видимо так :)
18.08.2012 - 06:56:24
 
Юлия Холодкова
Передать красоту момента и есть смысл, почувствовать и передать.
нет смысла когда фото не цепляет, вот и вопросы возникают мне кажется.
19.08.2012 - 12:49:32
 
Наталья Иванчикова
Так-то так))) Но разве не логичнее сказать "не цепляет" или что-то в этом роде?
19.08.2012 - 13:58:14
 
IllI Dark
Про смысл - да, странный вопрос... Для просто зрителя, действительно, достаточно сказать нравится\не нравится и цепляет\не цепляет.
А опытные и добрые мастера, если фото не дотягивает, начинают задавать наводящие вопросы. Что конкретно ты снимаешь? Что хочешь показать? и т.д.)))

Виноград здорово получился!
20.08.2012 - 10:37:30
 
Наталья Иванчикова
Все равно странный вопрос, имхо... Ну просто я почти не видела ни одной фотографии, на которой непонятно, что фотографировали :))) Когда называют конкретные ошибки(в освещении, в композиции и т.п.), на мой взгляд, помогают гораздо больше :)))) Тогда человек хотя бы обращает внимание на них :)

Спасибо :))))
20.08.2012 - 12:53:59
 
Эни Цветкова
Наталья, мне кажется вы сами можете придать смысл своей фотографии, запомнив какие чувства у вас были в момент фотографирования....-это в том случае,если мы их не можем увидеть! Бывает и такое, что каждый видит свой смысл и содержание той или иной фотографии...все очень просто.НЕ заморачивайтесь, а больше фотографируйте и экспериментируйте..Желаю удачи!
20.08.2012 - 18:04:40
 
Наталья Иванчикова
Эни, спасибо :)
21.08.2012 - 15:10:03
 
Валерий Попов
Наташа, все это идет от уровня фотографа. Мастера фотографии могут увидеть на снимке то что нам простым смертным не дано. Так же как и квадрат Малевича или Мадонна Леонардо де Винчи, для меня просто "прикольно", ну или типа цепляет. А кто то от этого в восторге. Вот так примерно. Но это сугубо мое мнение.Мне тоже нравится снимать цветочки и букашек просто так, ез смысла. Потому что нравится. Удачи тебе. Мне нравятся твои снимки.
21.08.2012 - 23:20:05
 
Наталья Иванчикова
Валерий, спасибо! :)
22.08.2012 - 04:29:38
 
Never Forever
Смысл... в том, чтобы "поймать душу" того, что снимаешь... Художники подчас настолько правдиво улавливали суть под обличьем человека, что даже после смерти чувствовалось присутствие, влияние портретуемого. Фотограф - не художник, он может уловить практически все, что есть в мире. Может быть, мир не всем и не всегда открывается... Что касается пейзажа... то здесь имеет место быть тонким материям... будто ты застал какую-то силу в кадре, которая притягивает, но не может быть объяснена... Вот что значит смысл - сила "картины".
22.08.2012 - 08:20:33
 
Сергей Анурин
и все же есть исключения: к примеру в свадебном репортаже "автор" помещает хаотичную фотографию разлива водки на фоне мусорного бака - я буду настаивать что это фотография "ни о чем", т.е. маразм такого "автора" не имеет отношения к теме съемки А в остальном соглашусь ... кто снимает чувства, кто-то идеи, кто-то ощущения и т.п. К слову, кроме комментаторов смысла есть комментаторы техники - как правило без собственных работ - с записями типа "горизонт завален"...
25.08.2012 - 22:15:21
 
dphotoworld.net - Мир цифровой фотографии
Подобных говнофото, тиражируемых "гениями" фотографии, кишит миллионами инет. Им место в социальных сетях, для восторженных комментов знакомых, которым жалко обидеть горе-чайника, снявшего подобный "шЫдевер". ИМХО
26.08.2012 - 09:31:57
 
Наталья Иванчикова
Сергей, по этому поводу я не спорю и не пытаюсь - абсолютно солидарна :)))) Меня тоже удивляет такие "маразм" :))) Особенно фотографии невесты и жениха, которые пьют пиво из пластиковых стаканчиков :)))
В общем, Сергей, я с Вами полностью согласна :)
27.08.2012 - 13:23:08
 
Наталья Иванчикова
Дмитрий, извините, Вы на себя намекаете?
27.08.2012 - 13:32:51
 
Максим Ногай
Полностью с Вами согласен. Фото это фото.
28.08.2012 - 23:54:04
 
Артём Тарима
Только что ответил на подобную тему http://fotokto.ru/id9487/blog?view=2001 Сколько людей столько и ИМХО. Тут всё на уровне "нравится" - "не нравится" и каждое складывается из сугубо личного мнения. Вот например захотел наделить "её" (фотографию) смыслом? Ну чтобы она (фотография) была Фотографией, но не подумал, что для кого-то она (фотография) его (этот самый смысл) не будет иметь, сколько бы Ты не старался. Вот просто человек такой не восприимчивый ) Да и обратная ситуация, что кто-то увидит смысл там где его нет ) Но фотография от этого Фотографией не перестанет быть. Это ведь всего-лишь момент постоянно меняющегося мира, что нас окружает ) Запечатлел момент - сделал фотографию ) У любой фотографии найдутся свои сторонники и противники ) Дело не в фотографии, дело в людях )
29.08.2012 - 11:48:23
 
Наталья Иванчикова
Максим, спасибо :)
Артем, согласна)))
30.08.2012 - 10:35:39
 
delete (id9471)
Смотря кто как понимает или не может или не хочет вдаваться в такие мысли.
30.08.2012 - 22:46:02
 
delete (id9471)
Но замечу фотография это искусство,и понимать что снимаешь нужно.
30.08.2012 - 22:47:04
 
delete (id9471)
Согласен с Never Forever.
30.08.2012 - 22:49:07
 
Наталья Иванчикова
Музыка - тоже искусство... Но ведь никто не спрашивает смысл "Лунной сонаты"... :)
31.08.2012 - 00:25:19
 
Олег Смольников
Больше снимайте! Ищущий обретет, обязательно. Все в мире кого то раздражает, кого то умиляет, а кто то вообще деньги готов платить. Снимайте сообразно своему жизненному восприятию и мироощущению, а кому не нравится может тихо выйти и не устраивать скандал. Воспитанные люди обычно так и поступают.
07.09.2012 - 09:19:28
 
Наталья Иванчикова
Олег, спасибо :)
07.09.2012 - 18:48:26
 
Тамара Мадюдина
Наталья, полностью с Вами согласна. Лучше реальная критика, чем поиск смысла там, где его нет!
10.10.2012 - 21:16:06
 
Наталья Иванчикова
Тамара, спасибо за поддержку! :)
11.10.2012 - 17:42:44
 
M Форман
Фото цепляет: есть зритель, появляются вопросы, желание высказаться по этому поводу. Удачи Вам!
12.10.2012 - 17:56:29
 
Наталья Иванчикова
Спасибо)
12.10.2012 - 23:48:54
 
Ольга Цибульская
Прямая обязанность художника - показывать, а не доказывать.
13.10.2012 - 12:29:52
 
Наталья Иванчикова
Ольга, согласна :)
13.10.2012 - 14:17:25
 
Геннадий Меремьянин
Ната, Вы правы на 100%! Те кто задают такие вопросы в "лоб" очень далеки от духовного - это маленький " вампиризм" вгзрызания в собеседника на уровне снобизма....
21.10.2012 - 20:57:33
 
Наталья Иванчикова
Геннадий, спасибо за поддержку)
21.10.2012 - 23:44:00
 
Валентина
Может, всё-таки, не стоит передёргивать ни в одну (обязательно наличие глубокого философского смысла!), ни в другую (смысл не нужен) стороны? Если смысла нет, то зачем делать? Передать красоту - это ведь тоже важно, Вы осмыслили эту красоту, увидели - и решили поделиться с другими. Получилось или нет, смогли передать своё видение или нет - это уже вопрос мастерства и таланта, может быть. Я фотографии только-только учусь. И сталкиваюсь точно с такой проблемой, как и Вы: как сделать то, что значимо для меня (т.е. имеет для меня смысл), таким же значимым и для других... Найду "рецепт" - обязательно расскажу :) А Вам желаю творческих успехов! Не зацикливайтесь на поиске смысла, но и не отрицайте его: следуйте за собственными ощущениями и интуицией - это верный путь, я думаю)))
"Я - соловей, и кроме песен
Нет пользы от меня иной.
Я так бессмысленно чудесен,
Что смысл склонился предо мной..." (И. Северянин)
24.06.2013 - 10:17:18
 
Наталья Иванчикова
Валентина, кажется, Вы меня немножко недопоняли, привожу фразу из моей заметки: "почему ВСЕ фотографии, по мнению других фотографов, должны нести какой-то смысл? Почему нельзя просто стараться передать мгновение или красоту объекта своей фотографией?" - я как раз хотела сказать, что у фотографии может быть глубокий смысл, но он быть совсем не обязан, что смысл некоторых фотографий - передавать красоту. Но, почему-то не все люди готовы принять такое и пытаются докопаться до каких-то подтекстов, которых просто нет. И меня это удручает.

Спасибо, и Вам творческих успехов :)
24.06.2013 - 14:25:00
 
Валентина
Наталья, может и недопоняла. Но хочу сказать спасибо, что Вы затронули тему, которая и для меня является очень актуальной на данный момент. Размышляя над всем, что Вы высказали в своей заметке, я сделала кое-какие выводы для себя. Хотела выразить всё в комментарии, но поняла, что объём слишком большой получится. Мои размышления вылились в статью: http://fotokto.ru/id42086/blog?view=7743
24.06.2013 - 21:14:57