Серж Головач – один из самых интересных современных российских фотограф. С ясной головой и светлым взглядом. Снимает в абсолютно разных техниках, посвящая освоению каждой из них многие годы. Исчерпав одно, Серж переходил к новому стилю. Но есть то, чему он остался верен – социальной теме в искусстве. Благотворительность для Головача - не пустой звук. Это образ жизни, естественное состояние каждого человека. Каждая его акция – глубокий художественный проект, заявляющий о проблеме, заставляющий людей задуматься, стремиться внести свой посильный вклад в её решение.
Недавно был выпущен фотоальбом Сержа «Творение Блага». Его презентация прошла 18 апреля (Всемирный День музеев) в Мраморном зале Центрального Дома журналиста.
Нам удалось поговорить с Сержем о его деятельности:
- Смотря на тебя, сложно представить, что когда-то ты тоже был только начинающим фотографом. Расскажи, как все началось?
- Все началось в городе Биробиджан, когда я был маленьким. Мне было 13 лет, и родители подарили мне фотоаппарат «Смена-Символ».
- А первая выставка?
-Она состоялась 13 лет назад в Хабаровске, затем ещё несколько. После чего я принял решение, что нужно развиваться. Развиваться в регионе, конечно, тоже можно. Но тогда интернет ещё не был так распространен. Необходимо было переезжать в Москву, что я и сделал. Переехав в 2001 году, показал свои работы Валерию Ивановичу Никифорову, директору «Фотоцентра на Гоголевском бульваре». В марте 2001 года в «Фотоцентре» и случилась моя первая выставка в Москве. Это был персональный проект, назывался он «Masculin». Это был первый раз, когда я платил деньги за выставочное пространство, аренду. Всего их было два (второй – «Арт Манеж-2001»). Поскольку потом я принял решение для себя, что я не должен этого делать. Художник не должен платить деньги. Больше я не готов. Где брать эти миллионы долларов? Когда фотографы занимаются коммерческой съемкой, они зарабатывают, а творческие cъёмки… 99% из них совершенно бесплатны, и в них нет совершенно никакой коммерческой составляющей. Если есть интерес к работам художника, то платить должны галеристы или заинтересованные стороны.
- А можно подробнее о той выставке в «Фотоцентре на Гоголевском»?
- Это обнаженное мужское тело. Как их описать… Они есть у меня на сайте, их лучше посмотреть.
- А в альбоме «Творение Блага» есть какие-то из работ с этого проекта?
- Здесь есть только одна работа (листаем альбом), которая победила в конкурсе Nikon Photo Contest International 2000-2001… Вот она – это мальчика опускают в прорубь в Крещение в холодную амурскую воду, и он описался.
фото "Катарсис"
- А это автопортрет?
- Да это автопортрет в лазерах. Автопортрет этот находится в коллекции двух российских музеев: Московского музея современного искусства и Дальневосточного художественного музея.
- У тебя очень много фотографий известных персон. Как ты с ними взаимодействуешь? Почему у тебя это так легко получается?
- Взаимодействие с людьми – это обычная человеческая коммуникация. Главное, в момент съёмки – вовлечь модель в творческий процесс. И, конечно, если на съёмку звезда опоздала, а вы ей скажете – «да пошла ты на…», то у вас съёмки не будет. Нужно находить общий язык, корректно себя вести. Звезда, в свою очередь будет вести себя корректно с вами – это же просто. Нужно быть спокойным, взвешенным и грамотно объяснять человеку, что ты от него хочешь.
-Значит, ты всегда четко представляешь, какой в итоге будет снимок?
- Мы же всегда знаем, чего мы хотим достичь, перед тем как нажмем на кнопку фотоаппарата. Нужно объяснить это звезде - что будет на фотографии, и какие должны там быть чудеса. Когда вы придумываете проект, вы всегда знаете, что это будет. А журналы, в свою очередь, всегда ставят чётко задачу. Если нужна разворотная картинка, зачем снимать вертикальный снимок?
Фотография редко бывает спонтанной. Допустим, мой снимок «Катарсис». Никто не мог предположить, что мальчик описается. Зима, на улице -30, его раздели и окунают в прорубь. Это репортаж, это другой жанр. В репортаже редко предугадаешь, что в итоге получится. В случае с постановочной съёмкой, задачу вы всегда видите перед собой сами. Что бы вы хотели снять? Допустим, если мы сейчас листаем картинки моего проекта «Твоё здоровье в твоих руках» - здесь звёзды держат в руках рентгенограммы своих собственных лёгких. Что для этого нужно? Нужно организовать процесс, чтобы звезда приехала и быстро сдала анализы, чтобы профессор их быстро описал, и, после того, как она получит результат, – сделать фотографию. Просто. Но для начала это же надо придумать. Сейчас, конечно, когда проекту три года, он посетил 50 городов Российской Федерации: во многих городах это были музейные площадки, где-то это были школы, больницы, туберкулезные диспансеры и т.д. - это уже не важно. Важно то, что перед тем, как вы что-то делаете, вы должны что-то придумать, а затем ещё и решить, как вы это сделаете. За вас никто не придумает. Для чего существуют профессионалы – минимизировать волю случая, добиться такого результата, какого требует заказчик.
- Насчёт творческих проектов, где нет заказчика: как ты решал задачу снижения затрат на печать фоторабот для своих выставок? В России очень много фотографов с творческими проектами, для которых эта проблема является, подчас, одной из самых сложных.
- В последний раз давно это было давно, когда я старался удешевить процесс продакшна выставки. Я печатал один раз на баннерной ткани свой автопортрет для выставки в галерее «ARTPLAY» в 2003 году. Но это было сделано не для удешевления, а из-за размера – он должен был быть 1,5 Х 5 метра. Обычные фотографии такого формата просто не печатаются. Галерея «ARTPLAY», которую Лужков снес, была на заводе «Красная Роза» на улице Тимура Фрунзе - там сейчас пустырь. Просто смешно, такое было отличное место. Но галерея теперь переехала на завод «Манометр» в район Винзавода, ребята реинкарнировались, они большие молодцы. У меня был ряд выставок, связанных с печатью на ксероксе. Первым был проект «+». Я брал крафт-бумагу и просто печатал самым дешевым способом – на ксероксе. После этого проекта экспериментировал еще несколько раз, на разных материалах - все тоже на ксероксе. Это были некоммерческие проекты с использованием такого вот нетрадиционного способа печати. Мы же работы не продавали и не зарабатывали, поэтому не имело смысла затрачиваться на печать. Всегда важен результат – если проект сделан и даже спустя большое время он не показан публике – это минус. Поэтому в случае с творческими, некоммерческими проектами самое главное – показать то, что ты сделал. И показать довольно быстро, не затрачивая месяцы и годы на поиск спонсоров. Ведь российские и мировые фотоконкурсы – они практически все принимают только новые проекты, сделанные за последние год-два. Все мои социально значимые проекты были некоммерческими. Я их показывал любыми доступными способами. А моя галерея «Файн Арт» подала заявку на издание книги, и в минкульте дали деньги на её печать. Плохо ли это? Хорошо. Если бы я делал все эти проекты и не показывал их никому – эффекта бы не было никакого. От того, что ничего не происходит – ничего не происходит. Никто же не знает, у кого что в голове варится.
Проект "+"
- То есть, для успешности фотопроекта «выдержка» смертельно вредна?
- Ну, на конкурсы его уже вряд ли возьмут. Конкурс «Лучшие фотографии России» - он ежегодный, принимаются фотографии только за последний год. Не принимаются работы, которые были сделаны 10 лет назад. «Серебряная камера», Инновация, Премия Кандинского… Никому не интересен проект, сделанный пять лет назад, интересен проект этого года. На днях экспертным советом опубликован лонг-лист премии Кандинского, он состоит из 186 претендентов. Все проекты – новые. Один из них мой - «Следующая станция – Китай-город», там также представлен проект «Аллегория Сакра» АЕС+Ф, который выставлялся на биеннале в Доме Фотографии, или, например, проект Pussy Riot «Богородица, Путина прогони». Кому дадут премию? Конечно же, объективно «Богородица …» самый сильный проект. Сильнее нет в этом году. Премия Кандинского - это премия в области современного искусства, здесь нет второго места, нет третьего - есть только «Проект Года», и он получит 40 000 евро. А больше некому давать – это самый крутой проект. Акционизм, политическое искусство – это вид искусства. И кроме Pussy Riot никто так сильно не сделал. Пытаются, но не звучит, а этот проект прозвучал.
- Что ты, кстати, думаешь о Pussy Riot. Какая твоя точка зрения на счет этой ситуации с девушками и тюрьмой?
- Моя точка зрения очень простая – да, они 40 секунд беззвучно били поклоны и крестились на амвоне ХХС, а потом спокойно ушли из храма. Они нарушили устав церкви, поднялись на амвон, о чем могли не знать вполне. Там не стоит табличка «вход воспрещен». Например, Филипп Киркоров, который родил ребёнка от суррогатной матери, что российская церковь запрещает, он стоял на амвоне. И сейчас он не находится в тюрьме. Что же тогда совершили эти девушки? Они были без гитар, и без звукоусилительной аппаратуры. Из двух сюжетов, снятых в двух разных храмах, они смонтировали клип и выложили его в интернете. Пусть это какое-то нарушение, но это административное нарушение. Никого не убили. Это 2 недели исправительных работ. А они полгода в тюрьме. Матери. Они все это время не видят своих детей. И прокурор просил за это три года тюрьмы (прим. ред. – на момент интервью суд еще не вынес приговор Pussy Riot, их осудили на два года тюрьмы). Это нормально?! Это была художественная акция, к которой приковано внимание всего мира. «Какая-то» Мадонна об этом говорит, «какой-то» Стинг, «никому не известная» Бьёрк, «какой-то» Кемерон спрашивает Путина: «Владимир Владимирович, а что у Вас там происходит? Почему три девчонки сидят в тюрьме? За что?!».
- Власть защищает ХХС?
- Никто ничего не защищает. Наоборот – они этим порочат репутацию церкви. Нет события, нет хулиганства. Какие-то женщины заходят в храм без платка на голове. Может, их за это в тюрьму надо садить? Они тоже нарушают устои РПЦ!
- Планируешь еще какие-то проекты в этом году?
- Конечно. Выставки у меня проходят регулярно. Просто о планах бессмысленно говорить. Надо сообщать о конкретном событии, дата которого уже назначена. В сентябре у нас начнется новый выставочный сезон, в котором у меня будет представлено несколько проектов. Но пока говорить о них не будем.
- Как рождались идеи твоих социальных проектов – ты их придумывал исключительно сам или их просили сделать?
- Совершенно разные случаи. Проект «+», представленный на 2-ой Московской биеннале я сделал абсолютно сам. Галерея «Файн Арт» выступила площадкой, на которой этот проект представлен. В 2008 году на меня вышли организации «СПИД инфосвязь» и ЮНЭЙДС с просьбой что-то создать на тему ВИЧ-СПИДА. Что именно, они не знали. Нужно было, чтобы художник выступил со своим предложением. И я предложил. Мое предложение понравилось, и я сделал проект. Конечно, всегда кому-то что-то нужно, но вот устроит ли твоё предложение заказчика? Это же тендер, это нормально. Есть тысячи художников, которые предлагают свои идеи. Если их проект окажется лучшим, то они могут его реализовать. Вопрос – готов ли ты сделать это бесплатно? Проекты же социальные, благотворительные. Готов ли ты сделать 50 съемок бесплатно?
- Когда тема любимая, художники часто мотивируются даже не высокими гонорарами, а идеей. А у тебя какая любимая тема? Что любишь снимать?
- Я? Людей. Я людей люблю. Людей снимать люблю. Я не снимаю кошечек, не снимаю собачек. Тема, которая мне интересна в последнее время – мне интересно снимать на Instagram.
- Да, даже кто-то тебя назвал «Звездой отечественного Инстаграма»
- Я тоже читал этот комментарий. Его написала Евгения Гершкович, и мне правда приятно от профессионала услышать такие слова. Даже не знаю, как реагировать. При этом у меня же нет каких-то там тысяч лайков на фотографиях в Instagram. Помимо камеры и фотошопа, Instagram – это же ещё и социальная сеть. Поэтому конечно нужно писать хэштэги, заниматься раскруткой. А я этим не занимаюсь. Звездой, наверно, можно быть, когда у тебя миллионы поклонников, читающих новостную ленту. У меня только пара-тройка сотен фоловеров, я не могу назвать эту цифру звёздным статусом. И при этом человек, который обладает хорошим вкусом, воспитанием и имеющий хорошее образование, называет меня «звездой Инстаграма». Ну мне это правда приятно и симпатично.
- Не думал сделать проект с Instagram? Эта программа уже грозится стать отдельным жанром в фотографии.
- Я пользуюсь им не так давно, с апреля месяца. В принципе, у меня уже 350 фотографий. Но «в проект» они пока не складываются. Мне недавно предложили сделать съёмку одной звезды для журнала, предложив смехотворный гонорар, на что я им ответил, что за такие деньги готов снять звезду на Instagram. Мы знаем, что ведущие английские и американские журналы выходят с фотографиями, сделанными на Instagram. В России это пока не понимают, считают, что это убого. Хотя, почему-то, журнал «Time» так не считает. Странно же. Вот, например, на выездном занятии я снимал своих учеников на Instagram.
- Как, кстати, они?
- Делают успехи. Прекрасная группа из 10-ти человек. Учатся, растут. Приятно видеть, как твои ученики развиваются. Я сам люблю посещать мастер-классы, когда в Москву привозят метров фотографии. Эни Лейбовиц, например.
На фото: Александр Збруев.
На фото: Андрей Бартенев
семья Головач, Биробиджан, Еврейская автономная область
Маяковский Limited Edition, Невский, Санкт-Петербург/ пос. Пограничный, остров Сахалин
Душа или Тело? Санкт-Петербург'300
из серии "Волны"
Юлия Маркова и Антон Беляев, проект "Non-Fashion"
Мария Колосовская, авторский проект "Non-Fashion"
Наташа Морозова и Лёша Уксус/ Мария Байбакова/ Денис Истомин
авторский проект "Non-Fashion"
Лена Катина/ Дарья и Кирилл Кузнецовы/ Алексей Алёнкин
авторский проект "Non-Fashion"
China. Not More, Not Less
авторский проект «Звёзды Шутят»
Социально-художественные проекты Головача:
анти-СПИД:
• авторский проект "+" (2007, Москва, галерея «Fine Art», II московская биеннале современного искусства, параллельная программа)
• авторский проект «Глаза в Глаза. Женщины против СПИДа» (2008, Москва, Политехнический музей, специально для региональной общественной организации «СПИД инфосвязь», при информационной поддержке журнала «L’Officiel», журнала «Foto&Video» и радио «Голос России»)
tATu, проект "Глаза в Глаза: Женщины против СПИДа"
Светлана Изамбаева ВИЧ+ и ее девятимесячная дочь Ева-Мария, свободная от ВИЧ, проект "Глаза в Глаза: Женщины против СПИДа"
Тутта Ларсен, проект "Глаза в Глаза: Женщины против СПИДа"
• авторский проект «Звёзды Против СПИДа» (2008, Москва, Stella Art Foundation, специально для Объединенной программы Организации Объединённых Наций по ВИЧ/СПИДу ЮНЭЙДС)
Эвелина Хромченко, проект "Звезды Против СПИДа"
анти-туберкулёз:
• авторский проект «Твоё Здоровье в Твоих Руках / Звёзды Против Туберкулёза» (2009, Москва, Политехнический музей, специально для Партнёрства Лилли по борьбе с туберкулёзом
с множественной лекарственной устойчивостью и Российского Красного Креста, при информационной поддержке журнала «Foto&Video», «Русского Радио» и «радио MONTE-CARLO»)
анти-рак:
• авторский проект «Звёзды Против Рака Молочной Железы» (2008, Москва, журнал «Sex and the City»)
• авторские проекты «GRüNLinie. Эпюры Тела» & «Красота Спасёт Мир» (2009, Хабаровск, Дальневосточный художественный музей, специально для Дальневосточного Театра Моды)
"Красота Спасет Мир"
Сайт - etoday.ru
Другие интересные материалы:
Комментарии: