Сергей Вараксин – профессионал старой закалки, владеющий, наверное, всеми видами фототехники, ведь он, как сам признается, советский. Удивительно интересный человек, он успешно участвует в различных выставках, его работы завоевывают немало наград. Последним его достижением стало включение в шорт-лист конкурса Sony World Photography Awards в этом году. О своём творчестве Сергей рассказал нам в специальном интервью.
Сергей Вараксин любит случайные фото образы
– Расскажите, пожалуйста, как вы открыли для себя мир фотографии и как давно начали фотографировать?
– С фототехникой я дружу с детства: мой отец был большим ее любителем. Однако осмысленно стал фотографировать в 90-е годы. Тогда появилось много специальных журналов, я стал их читать, изучать работы профессионалов. Оказалось, что фотография – это не просто красивая картинка.
"Клаустрофобия". Фото: Сергей Вараксин
– Вы изучали фотографию самостоятельно или профессионально?
– Если не считать школьного кружка, то, конечно, самостоятельно. Я же советский, мы все умели проявлять и печатать.
"Чёрного кобеля". Фото: Сергей Вараксин
– Какой из жанров наиболее вам интересен?
– Наверное, натюрморт, хотя я люблю снимать людей, особенно детей. Они не скованны, воспринимают все как игру, то есть так, как оно и должно быть на самом деле.
"Видеть и слышать". Фото: Сергей Вараксин
– Как бы вы сами назвали свой стиль в фотографии?
– Мой стиль – это поиск случайности. Процесс от съемки до результата должен быть, по возможности, многоступенчатым, чтобы в какой-то момент потерять контроль над изображением. Мультиэкспозиция, лит-печать, съемка через двойные стекла – все это делается для того, чтобы получить какую-то новую реальность.
Работа из серии "Маски", лит-печать. Фото: Сергей Вараксин
– У вас очень философские, многозначные, необычные работы. Как рождаются сюжеты для снимков?
– С Ахматовой соревноваться трудно. Вот, например, вместе со всякой кучей философской литературы я прочитал когда-то«Введение в психоанализ» Фрейда. Вторая часть этих лекций посвящена искажениям сновидений. Особенно интересна восьмая лекция, где он пишет о том, что сновидения детей до четырех-пяти лет еще просты и ясны, инфантильны, недвусмысленны и обусловлены переживаниями предыдущего дня.
Работа из серии "Маски", лит-печать. Фото: Сергей Вараксин
Искажения же сновидений появляются в более зрелом возрасте. Все это совпало с возвращением к пленке и попыткам избавиться от прямолинейности и скучной точности цифры, и я попытался как-то выразить свои мысли на эту тему в рассказах и фотографии.
Работа из серии "Дрим", "Holga". Фото: Сергей Вараксин
– Оборудование – камеры и объективы – каких производителей вы используете?
– Я использую технику, которая нужна для конкретной задачи. Понятно, что для натюрморта в студии нет лучше камеры, чемMamiya RZ67, а если надо помультить, то я беру зеркальный Canon с пленкой. Фотоаппарат Holga можно вращать во время съемки, у него затворчик-скрепка, взвод не нужен. А если нахожу просроченную пленку, то снимаю дальномеркой Contax. Еще у меня есть «Киев» для эффекта рыбьего глаза и так далее.
"Сон". Фото: Сергей Вараксин
– Какой цели в фотографии вы хотели бы достигнуть?
– Я не ставлю перед собой каких-то задач, а снимаю для своего удовольствия. Если кому-то нравится то, что я сделал, – хорошо, но для меня важнее чувствовать себя свободным, не зависящим от постороннего мнения.
"Офсайд". Фото: Сергей Вараксин
– Можете рассказать о самой необычной своей съемке? Или, может быть, есть особенно дорогие вам работы?
– Я снимал серию «Битломания», нужна была необычная девочка, и мы придумали вставить ей в косички жесткую проволоку. Ходили по городу пешком. Люди, конечно, останавливались, машины сигналили. Было весело.
"Мне лаяла собачка белая". Фото: Сергей Вараксин
– В чем вы находите вдохновение и источники идей для своих фотографий?
– Вдохновлять может что угодно, от рассматривания Вламинка в Эрмитаже до просмотра клипов Корбейна для Depeche Mode или чтения вслух внучке Хармса.
"Советский цирк". Фото: Сергей Вараксин
– Что значит для вас фотография?
– Это единственное, что у меня хоть как-то получается.
"Перекрёсток". Фото: Сергей Вараксин
– Как вы думаете, какие черты характера должны быть присущи настоящему фотографу?
– Смелость. Я вот немножко трусоват, поэтому ненастоящий.
"Параллельный мир". Фото: Сергей Вараксин
– Есть ли мастера классической и современной фотографии, творчество которых для вас особенно показательно?
– Классиков перечислять можно долго. Я очень люблю Салли Манн, мне нравятся Картье-Брессон, Куделка, Франк, Стёрджес. Если говорить о фотографах, которых я знаю лично, то это Олег Каплан и Андрей Чежин: направления, в которых они работают, мне очень близки, да и сами они люди замечательные, как, в общем-то, все хорошие фотографы.
Из серии "Дрим Holga". Фото: Сергей Вараксин
– Какая из ваших побед для вас особенно ценна?
– Я когда-то очень хотел, чтобы мою фотографию напечатали в журнале, и, когда это случилось, был очень счастлив. Наверное, на этом надо было бы и закончить, но я не удержался.
Из серии "Дрим Holga". Фото: Сергей Вараксин
– Победа в конкурсе Sony World Photography Awards 2013 была для вас ожидаемой? Как вы оцениваете выбор победителей?
– Я выигрывал конкурсы и был членом жюри, поэтому знаю обе стороны процесса, никогда не оцениваю выбор победителей и вообще не комплексую по этому поводу. Конкурсов много, если есть время и желание, всегда можно что-то выиграть. И потом, большой список трофеев – совсем не обязательно показатель какого-то высокого уровня. Я знаю замечательных фотографов, которые никогда не участвовали ни в каких конкурсах, просто им это не интересно.
Из серии "Маски", лит-печать. Фото: Сергей Вараксин. Работа, вошедшая в шорт-лист конкурса Sony World Photography Awards 2013
– Можете дать несколько советов начинающим фотографам?
– У меня на эту тему написана целая статья для журнала Digital Camera, называется «Неправильная фотография», ее можно легко найти в Интернете. Мне нечего к ней добавить. Я мог бы дать банальный совет смотреть больше разной хорошей фотографии, теперь это доступно, но ведь они и сами это знают, поэтому просто повторю часто цитируемые слова Шостаковича: «Я вам желаю идти вашим «неправильным» путем».
"Банки". Фото: Сергей Вараксин
– Назовите пять фактов о вас, не связанных с фотографией.
– Я служил в армии.
Закончил Лесотехническую академию в Ленинграде.
Работал на строительстве и изысканиях лесовозных дорог.
Мои рассказы напечатаны в журналах «Нева», «Урал», «Южная звезда» и сборнике лучших рассказов, выпущенном по итогам конкурса имени Василия Шукшина.
Недавно в электронном издательстве Book on the move вышла моя книжка «Азбука Морзе».
Об авторе
Имя, фамилия, возраст: Сергей Вараксин, 56 лет.
Техника: Mamiya RZ67, Holga 120N, Contax G1, Canon EOS 5D, Canon EOS 50E, пинхол Zero 120, «Киев-6С».
Основные выставки:
– персональная выставка «Стеклянный мир+» в Петрозаводске в 2004 г.;
– международная выставка «Краски жизни» совместно с Томашем Свободой из Праги в Петрозаводске в 2005 г.;
– персональная выставка «Через стекло» в Петрозаводске в 2006 г.;
– персональная выставка «Люди и предметы» в Санкт-Петербурге в 2006 г.;
– персональная выставка «Одна шестая» в галерее клуба «Улица О. Г. И.» в Москве в 2007 г.;
– выставка «Двойная экспозиция» совместно с Александром Орловым из Москвы в Петрозаводске в 2010 г.;
– выставка «Неудобная фотография» в Москве в 2012 г.
Участвовал в коллективных выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Петрозаводске, Нижнем Новгороде, Калининграде, Сургуте, Рязани, Челябинске, Перми, Нью-Йорке в США, Линце в Австрии, Нарве в Эстонии, Лишуе в Китае, Лондоне в Великобритании.
Конкурсы, награды:
– победитель конкурса «Архитектура» журнала Foto&Video, № 2/2005;
– победитель конкурса «Знакомый мотив» журнала Foto&Video, № 6/2005;
– победитель конкурса «Коллаж» журнала Foto&Video, № 2/2006;
– победитель конкурса «Натюрморт» журнала Russian Zoom, № 4/2006;
– победитель конкурса «Цвет» журнала Foto&Video, № 9/2007;
– победитель конкурса «ЦВЕТофор» журнала Russian Zoom, № 3/2007;
– победитель конкурса «Натюрморт» журнала Foto&Video, № 5/2008;
– диплом и бронзовая медаль Международного фотосалона «Сибирь-2006»;
– Гран-при конкурса «Лучшая фотография года – 2006», организованного ресурсом photographer.ru совместно с компанией Nikon Europe B.V.;
– 2-е место в номинации «Авторская коллекция» на 3-й Балтийской биеннале фотографии «Фотомания-2007»;
– специальный диплом жюри в свободной номинации, специальный диплом жюри в номинации «Люди на Севере» на Международной фотовыставке «Сибирская биеннале – 2007»;
– победитель в рубрике «Черно-белая фотография» (выбор Академии фотографии), победитель в рубриках «Животные», «Натюрморт», «Город», «Дети» (выбор информационных партнеров конкурса) фотоконкурса Epson «Моя любимая фотография» в 2008 г.;
– победитель в номинации «Арт-фотография» Российского открытого конкурса «Волжская биеннале – 2008»;
– серебряная медаль в категории «Цветная фотография» на 13-й Китайской международной выставке фотоискусства в 2009 г.
– лауреат Российского национального конкурса «ФотоСоюз-2011», посвященного 20-летию Союза фотохудожников России;
– участник международного портфолио-ревю в Москве в августе 2011 г.;
– специальный приз конкурса «Вино в объективе»;
– 2-е место в категории «Натюрморт» Первой открытой национальной фотопремии «Лучший фотограф – 2011»;
– вошел в шорт-лист в категории «Концептуальная фотография (профессионалы)» конкурса Sony World Photography Awards в 2013 г.
Портфолио, статьи и интервью опубликованы в журналах:
Carelia, № 8/2003; «Фото Сибирский успех», № 2/2004; Digital Camera, № 1/2007, №3/2008; «Фотомастерская», № 5(49)/2009; Foto&Video, № 10/2009; Fraction magazine (США), 10/2011; The Photo Artvas (Южная Корея), winter/2011.
Источник вдохновения: музыка.
Лучший совет: сомневайтесь!
Комментарии: