ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО члена жюри Севастопольского международного фотофестиваля Сергея Стрельникова.
Эпиграф
« — Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели!
А когда нет цели…
— Жёлтые штаны. Два раза «Ку».
— ПэЖэ жив — и я счастлив.»
(из фильма «Кин дза дза»)
Уважаемые коллеги-фотографы, фотолюбители и любители фото, граждане, называющие себя фотохудожниками, друзья!
Я не буду говорить сегодня о проблемах современной кардиологии и вопросах, связанных с проведением реваскуляризации миокарда. Не хотелось бы мне затрагивать и вопрос о том, существуют ли реально неабелевы калибровочные теории со щелью в спектре масс. Причина проста — я не являюсь специалистом или экспертом ни в кардиологии, ни в теоретической физике.
А поговорить мне хотелось бы о фотографии, как о способе самовыражения, фотографии, как о виде искусства, как об одном из методов познания. И о мере ответственности того, кто берет на себя бремя учить, формулируя собственную парадигму, порой ни на чём не основанную. Я беру на себя смелость говорить об этом по двум причинам. Во-первых, фотография, фотоискусство, история фотографии были для меня и остаются предметом и интересов, и осознанным выбором. Во-вторых, будучи приглашённым в качестве члена жюри на Севастопольский фотофестиваль, я столкнулся с проблемой, о которой и хотел бы сказать. Это проблема не личного мнения и предпочтений, это тенденция, которая может быть очень опасной и трагической для всех. Хочу заметить вначале, что я излагаю собственную точку зрения и прошу рассматривать данное обращение не как повод к расколу и конфронтации, а скорее, как призыв к самостоятельному анализу и суждениям, основанных на фактах, личном опыте, мировоззрении и нравственности.
Суть вопроса вы поймёте в дальнейшем, по ходу моих рассуждений. Но в двух словах это выглядит так. Происходит агрессивная экспансия организмов, которая может от локального заражения превратится в эпидемию. Пока что локальному заражению подвергаются некоторые территории нашего и соседнего с нами государства. Вот цитата: “…толчком к созданию этой выставки послужила недавняя история, связанная с серией работ (…) о вечеринке веселых представителей сексуальных меньшинств, в которой использованы фрагменты, в большинстве своем китчовых, картинок членов НСФХУ с отчетной фотовыставки. (…) Фотохудожники в порыве искреннего гнева стали угрожать судами и писать страстные слова возмущения… Получился маленький скандал, породивший полномасштабный арт-проект… Выставка вышла вызывающе сексуальной, с примесью некрофилических элементов….” http://journal.foto.ua/sobitiya/obzory/ekspropriaciya-v-moskve.html - comment-22762 ).
И преподносится это от имени украинской фотографии в целом. Складывается ощущение, что нет и не было традиций мировой фотографии и опыта мастеров, оставивших нам свое творческое наследство. А есть эта шелуха, которая выдаётся за тренд, прогрессивное мышление, смелость взглядов, etc. Да нет тут никакой смелости и никаких взглядов. Расщепление личности и социальная шизофрения – есть, патологические амбиции, агрессия, деградация — тоже есть.
Не так давно была выдвинута гипотеза, которая получила название «эффект Даннинга — Крюгера» — когнитивное искажение, которое заключается в том, что люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом не способны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации. Это приводит к возникновению у них завышенных представлений о собственных способностях, в то время как действительно высококвалифицированные люди, наоборот, склонны занижать свои способности и страдать недостаточной уверенностью в своих силах, считая других более компетентными. Таким образом, менее компетентные люди в целом имеют более высокое мнение о собственных способностях, чем это свойственно людям компетентным, которые к тому же склонны предполагать, что окружающие оценивают их способности так же низко, как и они сами.
Есть проверенный способ самоутверждения для тех, кто не обладает талантом художника, усердием и способностями. Во-первых, нужно найти какую-либо мерзкую тему , желательно табуированную моральными законами или нравственными принципами. Например, половые извращения, религиозные или социумные ритуалы, низкий уровень жизни или психические расстройства. Словом, всё, что не придаёт оптимизма и радости в жизни.
Во-вторых, обозначить это агрессивным малопонятным термином, как новое слово, прорыв, революцию в искусстве.
В-третьих, поставить защиту в виде слов «я так вижу, а вы ещё не доросли…». И заявить о ранимости своей творческой натуры. Поменять свое имя как-нибудь на манер овоща.
В-четвёртых, попросить политического убежища и выразить готовность делать все что скажут тем, кто приютит «творца». Эмигрировать. И вот оттуда нести «свет просвещения и демократии» бедным, тупым и безграмотным соотечественникам, отрабатывая зарплату своих добрых покровителей, называя себя «прогрессивным фотографом».
Вирус всегда действует агрессивно. И если заболевание не лечить, то оно может перейти в хроническое, что нарушит баланс системы и может привести к её уничтожению.
Наступило время, когда необходимо уверенно и твёрдо определиться со своей позицией, принципами и моралью. Вариант “меня это не касается” – не проходит. Всё это касается каждого, но не каждый это осознает. Если вы летите не в том самолёте, то стоит внимательно выбирать направление при покупке билета. А просить сделать остановку по требованию тут вряд ли удастся.
И уж если быть действительно последовательным и учитывая привычку некоторых ссылаться на авторитеты, приведу цитату Михаила Шемякина, художника мирового уровня, которого уж никак нельзя обвинить в конформизме или сказать, что он ретроград.
“Сегодня мы находимся на пике распада эстетики, морали, профессионализма, мысли, которая должна быть вложена в любое произведение.”
“Когда видишь перформанс художника, который весь в экскрементах ползает среди игрушек, это вызывает отвращение. Как и фотографии, на которых Олег Кулик писает в таз. Если мы будем и дальше двигаться в этом направлении, то вообще потеряем понимание того, что есть искусство. Принёс мусор, обвязал верёвками, придумал «теорию». http://culture.ru/press-centre/interviews/7792/
Опасность заключается ещё вот в чём. Люди, в большинстве своём, априори верят тому, кто наделён полномочиями и авторитетом. Искажённая информация поступает в подсознание, минуя стадию анализа и осмысления. И тогда модель поведения, мораль, нравственность, – меняются. А убрать устойчивую рефлекторную связь очень сложно.
Врач берёт на себя обязательства, выбирая курс лечения для пациента. А художник? Неужели он имеет право быть столь наивным и безответственным? Ведь в его руках эффективное и надёжное оружие массового поражения.
Помните как говорил Петруша Верховенский из произведения «Бесы» Фёдора Михайловича Достоевского: «мы пустим пьянство, сплетни, донос; мы пустим неслыханный разврат…» далее по тексту — «мы пустим смуту… не надо образования… одно или два поколения разврата теперь необходимо; разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь…» Пожалуй, я поверю, что секретный план Аллена Даллеса, целью которого было уничтожение страны методами пропаганды, нацеленной на разобщение национальностей и социальных групп, потерю традиций, нравственных ценностей, моральное разложение населения страны, — существовал.
Так вот, как член жюри, я столкнулся с такой непримиримой позицией своего коллеги, продвигающего свой взгляд на действительность и отстаивающий всего лишь одно из направлений в художественной фотографии. Поэтому, я выхожу из состава жюри так как не вижу смысла ни в дискуссии, ни в своем присутствии на фотофестивале. Я по-прежнему тепло и с уважением отношусь к моим друзьям, организаторам фотофестиваля, которые затратили неимоверное количество сил и материальных средств для организации действия. Но не могу участвовать в том, что не совпадает с моими принципами и убеждениями. Приношу свои извинения тем, кто планировал прийти ко мне на мастер-класс, который не состоится по изложенным выше причинам.
Сергей Стрельников, СФХУ, UAPF, СДУ
10 сентября 2013г.
Эпиграф
« — Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели!
А когда нет цели…
— Жёлтые штаны. Два раза «Ку».
— ПэЖэ жив — и я счастлив.»
(из фильма «Кин дза дза»)
Уважаемые коллеги-фотографы, фотолюбители и любители фото, граждане, называющие себя фотохудожниками, друзья!
Я не буду говорить сегодня о проблемах современной кардиологии и вопросах, связанных с проведением реваскуляризации миокарда. Не хотелось бы мне затрагивать и вопрос о том, существуют ли реально неабелевы калибровочные теории со щелью в спектре масс. Причина проста — я не являюсь специалистом или экспертом ни в кардиологии, ни в теоретической физике.
А поговорить мне хотелось бы о фотографии, как о способе самовыражения, фотографии, как о виде искусства, как об одном из методов познания. И о мере ответственности того, кто берет на себя бремя учить, формулируя собственную парадигму, порой ни на чём не основанную. Я беру на себя смелость говорить об этом по двум причинам. Во-первых, фотография, фотоискусство, история фотографии были для меня и остаются предметом и интересов, и осознанным выбором. Во-вторых, будучи приглашённым в качестве члена жюри на Севастопольский фотофестиваль, я столкнулся с проблемой, о которой и хотел бы сказать. Это проблема не личного мнения и предпочтений, это тенденция, которая может быть очень опасной и трагической для всех. Хочу заметить вначале, что я излагаю собственную точку зрения и прошу рассматривать данное обращение не как повод к расколу и конфронтации, а скорее, как призыв к самостоятельному анализу и суждениям, основанных на фактах, личном опыте, мировоззрении и нравственности.
Суть вопроса вы поймёте в дальнейшем, по ходу моих рассуждений. Но в двух словах это выглядит так. Происходит агрессивная экспансия организмов, которая может от локального заражения превратится в эпидемию. Пока что локальному заражению подвергаются некоторые территории нашего и соседнего с нами государства. Вот цитата: “…толчком к созданию этой выставки послужила недавняя история, связанная с серией работ (…) о вечеринке веселых представителей сексуальных меньшинств, в которой использованы фрагменты, в большинстве своем китчовых, картинок членов НСФХУ с отчетной фотовыставки. (…) Фотохудожники в порыве искреннего гнева стали угрожать судами и писать страстные слова возмущения… Получился маленький скандал, породивший полномасштабный арт-проект… Выставка вышла вызывающе сексуальной, с примесью некрофилических элементов….” http://journal.foto.ua/sobitiya/obzory/ekspropriaciya-v-moskve.html - comment-22762 ).
И преподносится это от имени украинской фотографии в целом. Складывается ощущение, что нет и не было традиций мировой фотографии и опыта мастеров, оставивших нам свое творческое наследство. А есть эта шелуха, которая выдаётся за тренд, прогрессивное мышление, смелость взглядов, etc. Да нет тут никакой смелости и никаких взглядов. Расщепление личности и социальная шизофрения – есть, патологические амбиции, агрессия, деградация — тоже есть.
Не так давно была выдвинута гипотеза, которая получила название «эффект Даннинга — Крюгера» — когнитивное искажение, которое заключается в том, что люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом не способны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации. Это приводит к возникновению у них завышенных представлений о собственных способностях, в то время как действительно высококвалифицированные люди, наоборот, склонны занижать свои способности и страдать недостаточной уверенностью в своих силах, считая других более компетентными. Таким образом, менее компетентные люди в целом имеют более высокое мнение о собственных способностях, чем это свойственно людям компетентным, которые к тому же склонны предполагать, что окружающие оценивают их способности так же низко, как и они сами.
Есть проверенный способ самоутверждения для тех, кто не обладает талантом художника, усердием и способностями. Во-первых, нужно найти какую-либо мерзкую тему , желательно табуированную моральными законами или нравственными принципами. Например, половые извращения, религиозные или социумные ритуалы, низкий уровень жизни или психические расстройства. Словом, всё, что не придаёт оптимизма и радости в жизни.
Во-вторых, обозначить это агрессивным малопонятным термином, как новое слово, прорыв, революцию в искусстве.
В-третьих, поставить защиту в виде слов «я так вижу, а вы ещё не доросли…». И заявить о ранимости своей творческой натуры. Поменять свое имя как-нибудь на манер овоща.
В-четвёртых, попросить политического убежища и выразить готовность делать все что скажут тем, кто приютит «творца». Эмигрировать. И вот оттуда нести «свет просвещения и демократии» бедным, тупым и безграмотным соотечественникам, отрабатывая зарплату своих добрых покровителей, называя себя «прогрессивным фотографом».
Вирус всегда действует агрессивно. И если заболевание не лечить, то оно может перейти в хроническое, что нарушит баланс системы и может привести к её уничтожению.
Наступило время, когда необходимо уверенно и твёрдо определиться со своей позицией, принципами и моралью. Вариант “меня это не касается” – не проходит. Всё это касается каждого, но не каждый это осознает. Если вы летите не в том самолёте, то стоит внимательно выбирать направление при покупке билета. А просить сделать остановку по требованию тут вряд ли удастся.
И уж если быть действительно последовательным и учитывая привычку некоторых ссылаться на авторитеты, приведу цитату Михаила Шемякина, художника мирового уровня, которого уж никак нельзя обвинить в конформизме или сказать, что он ретроград.
“Сегодня мы находимся на пике распада эстетики, морали, профессионализма, мысли, которая должна быть вложена в любое произведение.”
“Когда видишь перформанс художника, который весь в экскрементах ползает среди игрушек, это вызывает отвращение. Как и фотографии, на которых Олег Кулик писает в таз. Если мы будем и дальше двигаться в этом направлении, то вообще потеряем понимание того, что есть искусство. Принёс мусор, обвязал верёвками, придумал «теорию». http://culture.ru/press-centre/interviews/7792/
Опасность заключается ещё вот в чём. Люди, в большинстве своём, априори верят тому, кто наделён полномочиями и авторитетом. Искажённая информация поступает в подсознание, минуя стадию анализа и осмысления. И тогда модель поведения, мораль, нравственность, – меняются. А убрать устойчивую рефлекторную связь очень сложно.
Врач берёт на себя обязательства, выбирая курс лечения для пациента. А художник? Неужели он имеет право быть столь наивным и безответственным? Ведь в его руках эффективное и надёжное оружие массового поражения.
Помните как говорил Петруша Верховенский из произведения «Бесы» Фёдора Михайловича Достоевского: «мы пустим пьянство, сплетни, донос; мы пустим неслыханный разврат…» далее по тексту — «мы пустим смуту… не надо образования… одно или два поколения разврата теперь необходимо; разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь…» Пожалуй, я поверю, что секретный план Аллена Даллеса, целью которого было уничтожение страны методами пропаганды, нацеленной на разобщение национальностей и социальных групп, потерю традиций, нравственных ценностей, моральное разложение населения страны, — существовал.
Так вот, как член жюри, я столкнулся с такой непримиримой позицией своего коллеги, продвигающего свой взгляд на действительность и отстаивающий всего лишь одно из направлений в художественной фотографии. Поэтому, я выхожу из состава жюри так как не вижу смысла ни в дискуссии, ни в своем присутствии на фотофестивале. Я по-прежнему тепло и с уважением отношусь к моим друзьям, организаторам фотофестиваля, которые затратили неимоверное количество сил и материальных средств для организации действия. Но не могу участвовать в том, что не совпадает с моими принципами и убеждениями. Приношу свои извинения тем, кто планировал прийти ко мне на мастер-класс, который не состоится по изложенным выше причинам.
Сергей Стрельников, СФХУ, UAPF, СДУ
10 сентября 2013г.
Комментарии:
Во-вторых, обозначить это агрессивным малопонятным термином, как новое слово, прорыв, революцию в искусстве.
В-третьих, поставить защиту в виде слов «я так вижу, а вы ещё не доросли…». И заявить о ранимости своей творческой натуры. Поменять свое имя как-нибудь на манер овоща.
В-четвёртых, попросить политического убежища и выразить готовность делать все что скажут тем, кто приютит «творца». Эмигрировать. И вот оттуда нести «свет просвещения и демократии» бедным, тупым и безграмотным соотечественникам, отрабатывая зарплату своих добрых покровителей, называя себя «прогрессивным фотографом»."