error
Регистрация

Съемка дыма и, что из этого может получиться

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Andrey Kuzin
Опубликовано: 28.04.2012 в 18:31:50

 

Так как я люблю экспериментировать в фотографии, то, увидев фотографии дыма, я сразу обратил на них внимание. Захотелось, как минимум, повторить увиденное самому. Посему я стал прорабатывать данный вопрос – искал статьи и советы как можно поймать дым. Читал, пробовал, экспериментировал, углубляясь все дальше и дальше в данную область. Фотосъемка дыма – отличный пример жанра абстракции в фотографии. Красиво снятый дым выглядит очень эффектно и необычно. Но получить действительно интересные и оригинальные кадры, как оказалось, непросто – съемка процесса дыма имеет массу своих тонкостей и нюансов. И я постараюсь рассказать и объяснить вам об этом, выделив главные моменты при съемке дыма.

 

Итак, начнем.

 

Источники дыма можно выбрать различные – сигареты, свечи, керосиновые лампы, тлеющие кусочки материи и т.д. Но, на мой взгляд, самым эффективным является использование ароматических палочек. Тлеют они относительно ровно, поток дыма дают равномерный, можно подобрать приятный для себя запах. Так же палочки можно подобрать по консистенции выделяемого ими дыма:  густой, объемный и т.д.

 

Так же для съемки нам понадобится фон. Фон должен быть максимально черным и максимально матовым с минимальным отражением света, к примеру, черный бархат. Но может подойти и материал, максимально приближенный к данным требованиям. Можно взять для фона какую-нибудь одежду. Но стоит учитывать, что размер фона должен быть достаточным – примерно 1x1 метр. Немаловажную роль играет и расстояние, на котором располагается фон. Оно должно составлять 1-2 метра.

 

Для освещения дыма нам понадобится внешняя вспышка. Располагать ее лучше на расстоянии 70-100 см от объекта под углом в 900-1200. Так как вспышка внешняя, то, соответственно, надо ее синхронизировать с камерой - радио синхронизатор, кабель (у меня был кабель). Нам требуется максимально осветить предмет съемки и максимально не подсвечивать фон. Для этого вспышку необходимо отгородить шторками по бокам. Но можно поступить еще проще и получить еще более лучший результат – я взял лист плотной бумаги (можно использовать обложку какого-либо уже ненужного журнала), скрутил ее трубкой, скрепил степлером и одел на вспышку. Получился натуральный тубус, который дал мне узко направленный пучок света.

smoke-2
smoke-2

 

Вот примерное расположение объектов на нашей сцене. Можно использовать не одну, а две вспышки, расположив их по бокам. Но для отличного результата вполне хватает и одной.

 

Камера для съемки нам понадобится зеркального типа. Дым снимают как с рук, так и со штатива. Я приверженец съемки со штатива. Снимая с рук лучше использовать автофокус и фокусироваться по завиткам дыма. Но такой вариант мне кажется не совсем оптимальным – быстрее устаешь, устают глаза, часты промахи автофокуса. Поэтому размещаем камеру на штативе и переводим ее в мануальный фокус. Теперь берем нашу ароматическую палочку закрепляем ее на блюдце (в которое будет осыпаться пепел) пластилином, жвачкой или еще чем придумаете. Камеру располагаем от палочки на расстоянии 60-120 см (расстояние подбираете опытным путем, исходя из того, какой объектив вы используете). Фокусируетесь в мануальном режиме на кончике палочки. Если не хотите чтобы палочка целиком или ее кончик попадали в кадр, то можно, не меняя фокуса, просто поднять камеру на штативе вверх (это удобно и просто делается если у штатива имеется центральная штанга, которую вы и поднимаете). Объектив для съёмки, в принципе, можно использовать любой, но лучше, чтобы это был макро объектив (я использовал NIKONAF-S 105 mmf/2.8 VRMicro), снимки будут более резкими и выразительными. Использовать широкоугольные объективы, разумеется, не стоит. 

 

Снимать мы будем в режиме камеры «М» (мануальный режим), выставив выдержку в 1/100с-1/200с (этого будет вполне достаточно), диафрагму варьируем в диапазоне F11-АF16, а ISOминимально возможное для вашей камеры (50-200 единиц), формат кадра RAW.   Вспышку желательно так же использовать в мануальном режиме, подбирая мощность импульса по пробным снимкам. Если же ваша вспышка имеет постоянную мощность импульса, то тогда просто располагайте ее ближе/дальше к/от объекта съемки для достижения наилучшего результата по освещенности.

 

Так как наша камера располагается на штативе, то идеальным вариантом управления спуском был бы дистанционный (тросик, пульт управления). В таком режиме вы видите картину целиком, имеете возможность быстро сделать кадр особенно красивых завитков дыма. Съемку необходимо проводить в максимально темном помещении без движения воздуха, что будет давать вам контроль над поведением дыма. И обязательно данное помещение должно быть не пыльным, иначе вся эта летающая пыль будет отлично видна на ваших снимках вместе с дымом. Конечно, ее можно будет потом убрать при постобработке в редакторе, но лучше, все же, изначально без нее. Если вам надоест делать снимки лениво поднимающейся вверх струйки дыма, то можно махнуть рядом рукой или листом бумаги, дав дыму закручиваться в неповторимые узоры. Тут нам особенно и пригодится дистанционный спуск на камере. Можно слегка ударить пальцем по самой аромопалочке чтобы она начала вибрировать, а вместе с ней изменится и рисунок дыма. Снимать советую побольше кадров, так как дым непредсказуем и неповторим, и самые красивые его завитки можно поймать совершенно случайно. Используя не одну, а две-три палочки можно получить более густой и насыщенный дым, главное не переборщить.

 

В результате у вас получится нечто подобное.

smoke-3
smoke-3

Надев на вспышку цветные фильтры можно раскрасить дым, и тогда получится так.

smoke-4
smoke-4

Если источников света несколько, то можно раскрашивать разными светофильтрами, направляя с разных сторон и под разными углами на дым. Сами по себе снимки дыма красивы и неповторимы. Но подредактировав их можно получить совершенно фантастические кадры. Так можно дополнительно раскрасить дым в разные цвета. Или же просто инвертировав цвета получить уже черный дым на белом фоне.

smoke-5
smoke-5

Но можно пойти еще дальше и…рисовать дымом, создавать дымом нечто свое…

Наснимав энное количество различных видов дыма, выбираем из них наиболее удачные, наиболее понравившиеся. Берем и отделяем дым от фона. Я для этого использую OnOneMaskProисключая черный цвет. Вы же можете использовать другие удобные вам инструменты. И в результате получаем следующее:

smoke-6
smoke-6

Теперь создаем в редакторе новый холст черного цвета, перетаскиваем в него полученный отделенный от фона дым. То же самое проделываем и с другими снимками дыма, количество которых у вас может быть сколь угодно велико. Из полученных деталей дыма комбинируем некую задуманную нами (или получающуюся экспромтом) картинку. Тут все зависит уже от вашей фантазии, воображения. Затем полученное зеркально отображаем по горизонтали. И…вуаля… перед нами предстает нечто… и каждому в этом видится что-то свое… получаются некие пятна Роршаха.

smoke-7
smoke-7
smoke-8
smoke-8

PhotoShop дает обширное поле деятельности для изменения полученного результата или получения совершенно нового. Можно, к примеру, раскрасить то, что у вас получилось.

smoke-9
smoke-9

Главное не бояться, творить, экспериментировать. Не отчаиваться если что-то не будет получаться. Побольше практики. Все фотографии сделаны мною.

 
Просмотры: 8567
 

Комментарии:

Денис Добровольский
Про то как фотографировать дым слышал, но вот картинки... напоминают мультфильм Последняя фантазия.
28.04.2012 - 21:09:25
 
Денис Добровольский
супер
28.04.2012 - 21:09:43
 
Игорь Котов
Я то же люблю эксперименты - приятно почитать, хороший рассказ и картинки хорошие.
29.04.2012 - 21:02:02
 
Вячеслав Freelancer
спасибо!
02.05.2012 - 00:09:06
 
Elena Nikitina
Клево!) Спасибо, сегодня буду пробовать!
05.05.2012 - 11:52:50
 
Andrey Kuzin
Да не за что :)... пользуйтесь. Пробуйте, экспериментируйте.
05.05.2012 - 12:29:37
 
Андрей Анабардыев
Круто!) будет возможность, обязательно попробую)
02.08.2012 - 13:58:59
 
Ирина Анчутина
последний вполне можно предложить адептам макаронной религии - пастафарианцам))))
20.08.2014 - 10:28:02