error
Регистрация

Самолет Т4

Рубрика: «Личное»
Автор: Юрий Воронов
Опубликовано: 24.12.2017 в 16:33:43

Алексей Филатов писал:

"Вместо Т-4 был создан Ту-22М, а не Ту-160. И можно вполне уверенно говорить, что закрытие темы было правильным. Как и с "Валькирией". Это были однорежимные высотные скоростные бомбардировщики, которые уже на этапе проектирования не прорывали перспективную ПВО. Как образцы авиатехники, конечно, и Т-4, и ХВ-70 прекрасны. Но как боевая машина Т-4 вчистую проигрывал тому же будущему Ту-22М. Однако вот по-прежнему у нас считается, что это было нечто непревзойденное и лишь по дубинноголовости начальства и коварству Туполева оказалось задвинутым в угол"

Алексей, я ожидал подобного возражения. Оно, действительно, весомо и по делу.

И все же программа была свернута именно в пользу ТУ-160, если верить хотя бы опубликованному тексту приказа, которым были прекращены испытания. Там написано именно это черным и по-русски.

См., например:

www.youtube.com/watch?v=sjjU3f2niCI

ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2-4_(%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%82)

Далее, действительно, новые условия требовали корректировки проекта. Но привычка разрушать и бросать уже сделанное ради совершенно нового, начатого "с нуля", передавать ресурсы тому, кто ближе к телу, это скверная и расточительная привычка. Подковерная и некрасивая война Туполева против конкурента шла с самого начала. Это тоже факт.

Проиграть уже существующий самолет будущему не может в принципе. Преимущества будущего, их еще создать надо. Да просто доверни в минимально-необходимой степени существующий проект в ту сторону, куда ты собираешься потратить деньги "в будущем". Но без уничтожения наработанного фундамента, с максимальным использованием компонент, без уничтожения успешного коллектива, тем более- победившего в гонке, без расточительного отношения к сделанному и людям. Технология, материалы, авионика уже были созданы...

Да, оно, конечно, верно то, что часто авиационный комплекс просто так доработать, «довернуть» путем его эволюционной модификации, невозможно: мы имеем дело с единой системой, пронизанной тысячами связей и условий. Это еще вопрос, можно ли машину с таким крылом и аэродинамикой доработать в самолет с изменяемой геометрией крыла и не дешевле ли начать снова. Ответить на такой реально сложный вопрос могли бы только хорошие специалисты и управленцы с полным знанием конкретных условий в авиапроме и ВВС в стране того времени. Но и так разбрасываться коллективами и конкретными людьми, тем более уже доказавшими свое преимущество, это безобразие. Сначала Мясищев, потом коллектив КБ и производственником работавшие над проектом Су-100.

Ну и еще, в СССР наработки, накопленые по одному проекту, передавались при необходимости, коллективам, продолжающим работу. Так а титаново-стальные решения Т-4 использованы в последующих машинах КБ Сухого. Аэродинамика сверхзвукового ракетоносца Мясищева прослеживается в "сотке", а компоновка "сотки" - в Ту-144. Ту-144 и Ту-160 имеют общие черты. Тем более, что над аэродинамикой работал все тот же ЦАГИ. В общем, надо заключить, что наработки терялись не полностью. Но это не меняет главного вывода о том, что люди науки и техники, даже самые талантливые и заслуженные, - расходный материал.  

А так, что касается судьбы конкурсных разработок, в целом, поучительно взглянуть и сюда:

ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%9D%D0%B5%D0%BE%D1%81%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BB%D1%91%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B_%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8

_DSC8667_1_1_2
_DSC8667_1_1_2
 
Просмотры: 1018
 

Комментарии:

Алексей Филатов
Насчет компоновки Ту-144 не согласен, что туполевцы позаимствовали ее у Т-4. Андрей Николаевич при сложности его характера просто не допустил бы подобного. Да и научно-исследовательская школа его "фирмы" в смысле тяжелых кораблей была куда мощней "суховской". Сходство компоновки, думается, определили сходные условия эксплуатации самолетов в воздухе (при всей разности их назначения).
24.12.2017 - 19:06:04
 
Юрий Воронов
Я не веду речь о заимствовании. Основные аэродинамические формы обоснованы, прежде всего, ЦАГИ, где по каждому из упомянутых проектов проработана масса вариантов. Схожие скорости, высоты, крыло неизменяемой геометрии повлекли похожую общую конфигурацию. Поначалу у Ту не было ни "крылышек" впереди, ни (если не ошибаюсь) опускаемой носовой части. Потом их просто пришлось добавить. Более того, если взглянуть на Конкорд, то мы увидим те же знакомые черты. Точно также похожа аэродинамика и внешняя конфигурация Спейс шаттла и Бурана. Физика одинакова. Однако при заданных формах и общих принципах компоновки конкретные конструкторские решения при заданном технологическом уровне дорогого стоят. Сухой выиграл этот этап у Туполева. Совершенно недопустимо, чтобы сделанное для Сухого и у Сухого не было бы передано Туполеву. Это как раз правильно и понятно.Проблема в том, что мягко говоря, неправильно было затратить космические средства, создать уникальный коллектив и производственную кооперацию, которые уже решили задачу, а потом внезапно и без объяснений прервать процесс, развалить сделанное и передать работы, что бы там не говорили, но проигравшей фирме.
Алексей, мы сейчас приведем все разумные доводы pro и contra, но не сумеем вынести окончательного суждения: "с одной стороны..., но, с другой...". Это все интересно, но конкретные резоны можно было бы выявить только досконально зная обстоятельства принятия решения в той ситуации. Я лично не обладаю ни этими фактическими данными, ни компетентностью. Хотя история вопроса в людом случае это интересно.
Мне хотелось бы узнать Ваше мнение о фактической стороне, отраженной в том фильме, который я указал в ссылке выше.
24.12.2017 - 21:29:15