error
Регистрация

Сами виноваты: о чем страдают фотографы

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Лика Чекалова
Опубликовано: 11.03.2013 в 15:56:09

Очень часто, когда я на своих занятиях в фотошколе рассказываю, как нужно организовывать рабочий процесс, я слышу от своих студентов одну и ту же жалобу на их заказчиков. Из-за чего же страдают молодые фотографы, и почему им так трудно работается?
А вот из-за чего.
"Они задавливают меня своими идеями, считая, что я просто приложение к камере, и оплачивая мою работу соответственно. А я личность! Я творческая личность!"
А я говорю на это - сами виноваты. Ваш клиент, на самом деле, не знает, чего он хочет. На самом деле, он не в курсе, как именно строится фотосессия, из чего складывается цена, какой техникой его нужно снимать, сколько фото получается с 2 часов съемки и т.п. Он просто хочет заплатить, не париться и получить на выходе "красиво". А все достающие вас вопросы типа "сколько фото", "сколько обработанных", "какая техника" возникают исключительно из ваших же собственных откровений, которыми вы пытаетесь его, клиента, заманить. И не более того.
Но давайте разберем три самых популярных типа отношения клиента к фотографу, которые вас бесят и заставляют на этого самого клиента жаловаться.

Они считают, что фотограф - это просто тот, у кого есть зеркалка.
Вы думаете, они это сами придумали? Могу на паре несложных наглядных примеров доказать, что нет. Поехали?
Итак, все люди делятся на тех, кто фотографией зарабатывает, и тех, кто ею не зарабатывает. Вторые, соответственно, - потенциальные клиенты первых. Сами они себя профессиональными фотографами не считают, а значит, когда понадобятся услуги фотографа, они пойдут искать профессионала. Все логично?
А теперь - слайды.
Вот работа человека, который себя профессионалом не считает. У него просто есть неплохая зеркалка, и ему нравится иногда делать кадры.

А вот работа человека, который считает себя фотографом, - и принимает заказы на съемки.

Мне сейчас не важны ваши личные эстетические предпочтения, потому что одним больше понравится одна девушка, другим - другая, кто-то купится на пальмы, кто-то даже найдет тут настроение. Мне важно, что вы все видите - а не видеть этого невозможно - что качественно эти работы ничем друг от друга не отличаются. У того, который не фотограф, никакого своего лица в фотографии, никакого авторского почерка, никакой идеи, никакой атмосферности - и у того, который фотограф, то же самое. У обоих - просто работа техники, триумф инженерной мысли сотрудников фирмы Canon или Nikon или еще какой. И, уверяю вас, тот который не фотограф - читай, потенциальный клиент - тоже это отлично видит. И соответственно относится к тем, которые фотографы, и к их "работе". Следовательно, мораль - сами виноваты. Называете себя фотографами - имейте возможность предложить нечто большее, чем уровень "смотрите, как умеет моя камера" плюс примитивный фотошоп из открытых видеоуроков.

Они хотят съемку, как в журнале, но за 3 копейки.
Несмотря на то, что в последнее время это все труднее делать без слез, иногда мне приходится просматривать ленту новостей, например, вКонтакте. Так вот, ежедневно - нет, я не преувеличиваю - ежедневно я вижу там около десятка _новых_ объявлений по типу "фотосессия с макияжем в студии за 2000 рублей". Маленькая справка для тех, кто не в курсе: 2000 рублей - это минимальная стоимость несложного визажа (например, легкий натуральный макияж + естественная укладка) от приличного визажиста. Почему? Да потому что один только чемоданчик с расходниками у приличного визажиста стоит от 50000 и более - а улетают эти самые расходники довольно быстро. Плюс работа - с учетом всего накопленного опыта, пройденных курсов и стажировок, конкурсов за свой счет и т.п. Ну, хорошо, предположим, по большой дружбе вам лично это обошлось в полцены, то есть, в 1000. Но аренда нормальной студии - это минимум 500/час. На нормальную съемку нужно 2 часа. Итого, еще 1000. Все, от заявленных 2000 ничего не осталось. Вопрос - фотограф, который тратит свое время на организацию и проведение съемки, деньги на проезд, затем снова время - на отбор и обработку фотографий - работает себе в убыток? Как бы то ни было, ваш потенциальный клиент тоже сидит вКонтакте. И видит все эти объявления. И ему плевать на сносочки, скобочки, звездочки, под которым написано, что вы только учитесь, а потому снимаете бесплатно, а платит он за студию и визаж, или только за визаж. Клиент понятия не имеет, да и не хочет знать, что на самом деле включено в эту сумму. Он видит "фотосессию за 2000" - и он требует фотосессию за 2000. И уверен, что просто нужно поискать среди этих "за 2000" - и обязательно найдешь уровень хорошего модного журнала. Что, при таком обилии дешевых предложений, собственно, и неудивительно.
Мораль - опять сами виноваты. Учитесь, ничего не гарантируете, набираете портфолио, хотите просто отбить затраты на аренду студии? Вот так и пишите. Черным по белому. Крупно и разборчиво. Чтобы клиент понимал, что тот, кто уже научился, попросит совсем других денег - за ту самую гарантию качества, которую вы дать не можете. И все - сами же себе постелите соломку на то время, в которое уже будете считаться умеющими, и захотите этим своим умением зарабатывать. Но нет - тщеславие требует сразу после покупки зеркалки назваться фотографом. А раз назвался - уже стыдно признаться, что "учусь, не гарантирую, снимаю бесплатно". И получается не профессиональный рост, а голимый демпинг. За которым к вам и ломятся. Не потому что вы хорошо снимаете - а потому что вы дешевы. И попробуйте потом повысить цену - конечно, вас кирпичами закидают.

Они лучше меня знают, как нужно делать фотосессию.
Хотите понять, почему? Совершите, пожалуйста, вслед за мной два несложных действия. Первое - наберите в поисковой строке в том же контакте словосочетание "свадебный фотограф". И посмотрите, какое нечеловеческое количество откровенно дрянных - даже на элементарном техническом уровне дрянных - съемок предлагается в качестве портфолио в этом крайне востребованном и очень щепетильном жанре. Ведь свадьбу не переиграешь. И клиент будет пытаться подстраховаться по двум направлениям. С одной стороны, сэкономить, чтобы не было обидно, что заплатил много за фигню - поэтому предпочтет бюджетного фотографа. С другой - предотвратить, насколько возможно, съемку фигни этим самым бюджетным: то есть, будет диктовать ему, что и как снимать. Имеем реализацию двух предыдущих попоболей в одном флаконе. И второе - зайдите в группы типа "фотографы и модели ищут друг друга", которых также море в социальных сетях. И посмотрите опять же, какое там, опять же нечеловеческое, количество объявлений от фотографов "ищу модель со своими идеями". Идеи, оказывается, модели должны генерировать. А фотографы - видимо, на кнопку нажимать, подтверждая правильность первого отношения из этой статьи. Собственно, вот. Опять - сами виноваты, ничего нового. Предложите клиенту такой уровень работ - и идей, как причины этих работ - от которых он не сможет отказаться. А не заваливайте сеть шлаком, ругая при этом слишком капризного клиента.

 
Просмотры: 4160
 

Комментарии:

Сергей Крылов
Эх, много уже обьяснял моим знакомым модельным скаутам, фотографам и тд.
Фотография как таковая тут не причем. Так происходит в любом бизнесе с низким порогом вхождения, например создание сайтов, SEO, маркетинг, мелкая полиграфия, мелкая торговля.
Такой ценовое поведение просто показывает отсутствие четкой бизнес стратегии и общего понимания, а что же вообще такое бизнес.

Обе фотографии кстати исключительно для домашнего альбома, ну никак не проф.
11.03.2013 - 21:16:10
 
Юрий Бершадский
http://www.youtube.com/watch?v=RA81dsSYbCQ&feature=player_embedded
12.03.2013 - 14:10:20
 
delete (id29368)
А, кроме всего прочего, на обеих фотографиях видно, что большинство современных фотографов не умеет корректировать фотоизображение...
14.03.2013 - 17:40:47
 
Станислав Пислегин
хорошая статья!
16.03.2013 - 13:47:39
 
Игорь Исаченко
Не просто хорошая, прекрасная статья.

Впрочем, мне кажется, это просто своего рода мода, тренд, следствие ставших вдруг массово доступными цифровых зеркалок. Что касается клиентов - на самом деле обычный, неискушенный в фотографии клиент зачастую просто не знает, что хорошо, а что плохо, потому что перед выбором фотографа, собственно, фотографией заинтересовался первый раз в жизни. И это тоже создает почву для бешеного демпинга.

Но, думаю, и это когда-нибудь пройдет. Появится мода на что-то новое. Карманные студии звукозаписи, например. И все станут музыкантами и хлынут туда :)
19.03.2013 - 14:08:32
 
Мария Макарова
Очень правильная и нужная статья!

Жаль только, что скорее всего те, кому действительно стоило бы прислушаться и понять - вряд ли прислушаются :(
24.03.2013 - 02:45:40
 
Александр Шахмин
Так у нас вся страна страдает от непрофессионализма... Вы вот тоже курсы в фотошколе ведете - это что профессиональное образование? Так, делитесь собственным опытом, я полагаю)) Не будете же вы утверждать, что выпускаете профессиональных фотографов? А они, ваши выпускники как раз так и считают себя профессионалами с корочкой и сертификатом с вензелями)) и потом идут демпинговать...
Сорри, я конечно не знаю вашей школы, возможно она хороша, но фотошкол очень низкого уровня сейчас масса и они регулярно пополняют армию "профи"
И еще не надо забывать, что заказчиками являются также в основном молодые люди до 30 лет с культурным уровнем соответсвующим общему упадку культуры в стране, так что "профи" и заказчики вполне друг другу соответствуют))
27.03.2013 - 14:16:39
 
Игорь Исаченко
"И еще не надо забывать, что заказчиками являются также в основном молодые люди до 30 лет с культурным уровнем соответсвующим общему упадку культуры в стране, так что "профи" и заказчики вполне друг другу соответствуют))"

+1 :) Согласен на все 100 :)
27.03.2013 - 14:40:46
 
Игорь Дёк
Хорошая статься.
Еще хотелось бы добавить такой момент, что многие молодые заказчики просто не в состоянии заказать себе свадебного фотографа за 20-25 т.р. (я думаю, тут все знают статистику общественного, социального положения в России - 50% среднестатистические нищеброды. Мягко говоря, люди в нашей стране бедны). Вот тут им и приходят на помощь те же самые молодые "фотографы-профи". С одной стороны - это плохо, так как они портят общее мнение о профессии действительно хороших фотографов. С другой стороны, разве бы вам не хотелось иметь хоть какие-нибудь фото со дня своей свадьбы, когда у вас в распоряжении всего 5 т.р. и не больше? Я думаю, здесь выбор заказчика и он должен понимать, что получит за такую сумму.
30.03.2013 - 09:59:38