Очень часто, когда я на своих занятиях в фотошколе рассказываю, как нужно организовывать рабочий процесс, я слышу от своих студентов одну и ту же жалобу на их заказчиков. Из-за чего же страдают молодые фотографы, и почему им так трудно работается?
А вот из-за чего.
"Они задавливают меня своими идеями, считая, что я просто приложение к камере, и оплачивая мою работу соответственно. А я личность! Я творческая личность!"
А я говорю на это - сами виноваты. Ваш клиент, на самом деле, не знает, чего он хочет. На самом деле, он не в курсе, как именно строится фотосессия, из чего складывается цена, какой техникой его нужно снимать, сколько фото получается с 2 часов съемки и т.п. Он просто хочет заплатить, не париться и получить на выходе "красиво". А все достающие вас вопросы типа "сколько фото", "сколько обработанных", "какая техника" возникают исключительно из ваших же собственных откровений, которыми вы пытаетесь его, клиента, заманить. И не более того.
Но давайте разберем три самых популярных типа отношения клиента к фотографу, которые вас бесят и заставляют на этого самого клиента жаловаться.
Они считают, что фотограф - это просто тот, у кого есть зеркалка.
Вы думаете, они это сами придумали? Могу на паре несложных наглядных примеров доказать, что нет. Поехали?
Итак, все люди делятся на тех, кто фотографией зарабатывает, и тех, кто ею не зарабатывает. Вторые, соответственно, - потенциальные клиенты первых. Сами они себя профессиональными фотографами не считают, а значит, когда понадобятся услуги фотографа, они пойдут искать профессионала. Все логично?
А теперь - слайды.
Вот работа человека, который себя профессионалом не считает. У него просто есть неплохая зеркалка, и ему нравится иногда делать кадры.
А вот работа человека, который считает себя фотографом, - и принимает заказы на съемки.
Мне сейчас не важны ваши личные эстетические предпочтения, потому что одним больше понравится одна девушка, другим - другая, кто-то купится на пальмы, кто-то даже найдет тут настроение. Мне важно, что вы все видите - а не видеть этого невозможно - что качественно эти работы ничем друг от друга не отличаются. У того, который не фотограф, никакого своего лица в фотографии, никакого авторского почерка, никакой идеи, никакой атмосферности - и у того, который фотограф, то же самое. У обоих - просто работа техники, триумф инженерной мысли сотрудников фирмы Canon или Nikon или еще какой. И, уверяю вас, тот который не фотограф - читай, потенциальный клиент - тоже это отлично видит. И соответственно относится к тем, которые фотографы, и к их "работе". Следовательно, мораль - сами виноваты. Называете себя фотографами - имейте возможность предложить нечто большее, чем уровень "смотрите, как умеет моя камера" плюс примитивный фотошоп из открытых видеоуроков.
Они хотят съемку, как в журнале, но за 3 копейки.
Несмотря на то, что в последнее время это все труднее делать без слез, иногда мне приходится просматривать ленту новостей, например, вКонтакте. Так вот, ежедневно - нет, я не преувеличиваю - ежедневно я вижу там около десятка _новых_ объявлений по типу "фотосессия с макияжем в студии за 2000 рублей". Маленькая справка для тех, кто не в курсе: 2000 рублей - это минимальная стоимость несложного визажа (например, легкий натуральный макияж + естественная укладка) от приличного визажиста. Почему? Да потому что один только чемоданчик с расходниками у приличного визажиста стоит от 50000 и более - а улетают эти самые расходники довольно быстро. Плюс работа - с учетом всего накопленного опыта, пройденных курсов и стажировок, конкурсов за свой счет и т.п. Ну, хорошо, предположим, по большой дружбе вам лично это обошлось в полцены, то есть, в 1000. Но аренда нормальной студии - это минимум 500/час. На нормальную съемку нужно 2 часа. Итого, еще 1000. Все, от заявленных 2000 ничего не осталось. Вопрос - фотограф, который тратит свое время на организацию и проведение съемки, деньги на проезд, затем снова время - на отбор и обработку фотографий - работает себе в убыток? Как бы то ни было, ваш потенциальный клиент тоже сидит вКонтакте. И видит все эти объявления. И ему плевать на сносочки, скобочки, звездочки, под которым написано, что вы только учитесь, а потому снимаете бесплатно, а платит он за студию и визаж, или только за визаж. Клиент понятия не имеет, да и не хочет знать, что на самом деле включено в эту сумму. Он видит "фотосессию за 2000" - и он требует фотосессию за 2000. И уверен, что просто нужно поискать среди этих "за 2000" - и обязательно найдешь уровень хорошего модного журнала. Что, при таком обилии дешевых предложений, собственно, и неудивительно.
Мораль - опять сами виноваты. Учитесь, ничего не гарантируете, набираете портфолио, хотите просто отбить затраты на аренду студии? Вот так и пишите. Черным по белому. Крупно и разборчиво. Чтобы клиент понимал, что тот, кто уже научился, попросит совсем других денег - за ту самую гарантию качества, которую вы дать не можете. И все - сами же себе постелите соломку на то время, в которое уже будете считаться умеющими, и захотите этим своим умением зарабатывать. Но нет - тщеславие требует сразу после покупки зеркалки назваться фотографом. А раз назвался - уже стыдно признаться, что "учусь, не гарантирую, снимаю бесплатно". И получается не профессиональный рост, а голимый демпинг. За которым к вам и ломятся. Не потому что вы хорошо снимаете - а потому что вы дешевы. И попробуйте потом повысить цену - конечно, вас кирпичами закидают.
Они лучше меня знают, как нужно делать фотосессию.
Хотите понять, почему? Совершите, пожалуйста, вслед за мной два несложных действия. Первое - наберите в поисковой строке в том же контакте словосочетание "свадебный фотограф". И посмотрите, какое нечеловеческое количество откровенно дрянных - даже на элементарном техническом уровне дрянных - съемок предлагается в качестве портфолио в этом крайне востребованном и очень щепетильном жанре. Ведь свадьбу не переиграешь. И клиент будет пытаться подстраховаться по двум направлениям. С одной стороны, сэкономить, чтобы не было обидно, что заплатил много за фигню - поэтому предпочтет бюджетного фотографа. С другой - предотвратить, насколько возможно, съемку фигни этим самым бюджетным: то есть, будет диктовать ему, что и как снимать. Имеем реализацию двух предыдущих попоболей в одном флаконе. И второе - зайдите в группы типа "фотографы и модели ищут друг друга", которых также море в социальных сетях. И посмотрите опять же, какое там, опять же нечеловеческое, количество объявлений от фотографов "ищу модель со своими идеями". Идеи, оказывается, модели должны генерировать. А фотографы - видимо, на кнопку нажимать, подтверждая правильность первого отношения из этой статьи. Собственно, вот. Опять - сами виноваты, ничего нового. Предложите клиенту такой уровень работ - и идей, как причины этих работ - от которых он не сможет отказаться. А не заваливайте сеть шлаком, ругая при этом слишком капризного клиента.
Комментарии:
Фотография как таковая тут не причем. Так происходит в любом бизнесе с низким порогом вхождения, например создание сайтов, SEO, маркетинг, мелкая полиграфия, мелкая торговля.
Такой ценовое поведение просто показывает отсутствие четкой бизнес стратегии и общего понимания, а что же вообще такое бизнес.
Обе фотографии кстати исключительно для домашнего альбома, ну никак не проф.
Впрочем, мне кажется, это просто своего рода мода, тренд, следствие ставших вдруг массово доступными цифровых зеркалок. Что касается клиентов - на самом деле обычный, неискушенный в фотографии клиент зачастую просто не знает, что хорошо, а что плохо, потому что перед выбором фотографа, собственно, фотографией заинтересовался первый раз в жизни. И это тоже создает почву для бешеного демпинга.
Но, думаю, и это когда-нибудь пройдет. Появится мода на что-то новое. Карманные студии звукозаписи, например. И все станут музыкантами и хлынут туда :)
Жаль только, что скорее всего те, кому действительно стоило бы прислушаться и понять - вряд ли прислушаются :(
Сорри, я конечно не знаю вашей школы, возможно она хороша, но фотошкол очень низкого уровня сейчас масса и они регулярно пополняют армию "профи"
И еще не надо забывать, что заказчиками являются также в основном молодые люди до 30 лет с культурным уровнем соответсвующим общему упадку культуры в стране, так что "профи" и заказчики вполне друг другу соответствуют))
+1 :) Согласен на все 100 :)
Еще хотелось бы добавить такой момент, что многие молодые заказчики просто не в состоянии заказать себе свадебного фотографа за 20-25 т.р. (я думаю, тут все знают статистику общественного, социального положения в России - 50% среднестатистические нищеброды. Мягко говоря, люди в нашей стране бедны). Вот тут им и приходят на помощь те же самые молодые "фотографы-профи". С одной стороны - это плохо, так как они портят общее мнение о профессии действительно хороших фотографов. С другой стороны, разве бы вам не хотелось иметь хоть какие-нибудь фото со дня своей свадьбы, когда у вас в распоряжении всего 5 т.р. и не больше? Я думаю, здесь выбор заказчика и он должен понимать, что получит за такую сумму.