Дали был выдающимся авантюристом в хорошем смысле этого слова. Оптика вообще и возможности ее применения для создания иллюзии объема всегда привлекали художника. Еще до использования лазера в голографии, он стремился овладеть третьим измерением. Все, что связано с рельефностью, приобретает для него большое значение.
Так, первым этапом на этом пути стал 1964 год, когда он привез из Нью-Йорка состоящие из мелких ячеек пластмассовые панно, которые при наложении создавали эффект рельефности. Этот "муар", напоминающий глаз насекомого, послужил основой для нескольких живописных работ, среди которых "Пейзаж с мухами" и "Лаокоон, терзаемый мухами". В 1970 году в Лувре он изучает полотна Герарда Доу. Дали узнает, что Доу написал шесть стереоскопических, то есть двойных картин. Узнав это, с увлечением берется за работу над стереоскопическими картинами. Эффект достигался при отражении двумя зеркалами, стоящими под углом 60° друг к другу. При помощи этого приема он создает две небольшие двойные картины, изображающие его жену, стоящую в мастерской Порт-Лигата. Тогда же он выполняет две гравюры - первый стереоскопический эстамп - для своей книги "Десять рецептов бессмертия". Одновременно при помощи линз Френеля он старается упростить прием, позволяющий сразу нескольким зрителям видеть картину в стереоскопическом изображении.
Когда американский ученый Деннис Габор получает Нобелевскую премию за открытие голографии, Дали видит в этом изобретении наилучшее средство для своего продвижения по пути к рельефному изображению. В начале 1972 года благодаря советам Денниса Габора он создает три композиции, которые были представлены с 5 апреля по 13 мая в нью-йоркской галерее Нёдлер. Во вступлении к каталогу выставки, он поясняет, чем является голография для художника. Голография как искусство проявляет себя синтезом оптической науки и художественного творчества, в котором многие творческие замыслы требуют совместной работы ученых, конструкторов и художников.
Но примеру Дали никто из великих художников не последовал. Проблема физиков и лириков в области голографии осталась неразрешенной.
Техникой прекрасно владели инженеры, а художники старательно обходили мудреные сложности. Работать кистью и красками, газовым резаком или резцом было куда проще, чем владеть достаточно глубокими познаниями и опытом работы в области волновой и квантовой оптики.
Сальвадор Дали и голография
Популярные статьи:
Комментарии: