//фрагмент статьи Михаила Рыжова "С чего начинается фотограф..." Ссылка на полный материал в конце фрагмента.
Тема этой статьи давно видала в воздухе. Не знаю насчет воздуха других, но среди того, которым дышу я - точно.
Эта тема преследовала меня с того самого момента, как я впервые взял в руки камеру - практически дышала мне в спину, стоило мне достать фотоаппарат; коварно ухмылялась, стоило мне прийти на выставку фотографий или звонко отзывалась в районе темечка при просмотре работ признанных мастеров фотографии. Особенно не давала мне покоя при покупке нового фотоаппарата и уж тем более - при выборе объектива. А как она терзала меня при отборе фотографий - ооох, что же там творилось… Но мы отвлеклись.
В последствии, овладев технической стороной фотографии, и начиная осваивать ее композиционную - признаться, самую тайную и мистическую, на первый взгляд - сторону, и уж тем более начав заниматься преподавательской деятельностью, я заметил одну потрясающую вещь - эта тема волнует каждого человека, приходящего в фотографию. Она, как спрут, заползает в фотографа и начинает обосновываться внутри него. Терзает его определенными мыслями, заставляет поверить в то, что на самом деле не имеет никакого значения и может очень сильно тормозить развитие в фотографическом плане.
Возможно, в некоторых местах я все слишком сильно утрировал лирикой, но смысл вопроса остается прежним - когда фотограф становится фотографом?
Когда покупает камеру или только начинает об этом задумываться?
Когда снимает свой первый коммерческий заказ или продает первый отпечаток коллекционеру?
Когда проявляет негативы в темной комнате с красным фонарем или загружает фотографии в Camera RAW?
Когда - когда - когда?
Но давайте все же попробуем структурировать ряд вопросов, волнующих молодых фотографов и назовем их одним простым словом - «диагноз». А в итоге я дам вам красивый и верный метод решения - «инъекция».
Итак, вопросы:
- какую камеру купить?
- какой объектив мне нужен?
- какие настройки оптимальны?
- как снимать портрет/пейзаж/архитектуру/детей/натюрморт/салат/свадьбу красиво?
- как научиться видеть хороший снимок?
Эти вопросы возникают у большого числа людей, занимающихся фотографией, но, к сожалению ( или к счастью! ), 70% останавливаются на третьем вопросе и остаются удовлетворенными полученным ответом ( страшно даже подумать, какой он может быть ).
Остальные 28% примерно поровну делят между собой 4ый и 5ый вопрос. И легко подсчитать, сколький процент людей задает все 5 вопросов.
Но будем до конца откровенны - задавать вопросы кому-то и самостоятельно искать на них ответы - далеко не одно и то же. Между вопросом и ответом - огромная пропасть, на преодоление которой может уйти уйма времени. Но при правильной постановке вопроса и количестве этих вопросов пропасть начинает сокращаться и ответ становится ясен и прозрачен.
Но давайте вернемся на землю и вспомним, что все мы - люди, живущие в современном мире. И давайте говорить на чистоту - у нас нет времени. Ни у одного из нас нет ни капли лишнего ( такое вообще бывает?! ) времени, чтобы тратить его на поиски каких-то ответов. Ценится оперативность получения информации и практическая польза от нее.
Вот и весь секрет.
Так все же, что делать людям, которые ходят ( да что уж там - жаждут! ) получить ответы на эти вопросы?
На мой взгляд, есть несколько вариантов, и вот два из них:
- Значительно сократить эту пропасть посредством обучения у того, кто ее уже преодолел и знает, как это сделать быстрее.
- Самостоятельно развиваться, читать, снимать и работать над собой, как то: выполнять ряд творческих упражнений на развитие и тренировку внимания, просматривать множество фотографий известных мастеров и пытаться их анализировать, научиться рисовать и т.д. и т.п.
Другими словами, чтобы получить правильный ответ, нужно задать правильный вопрос.
«ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА».
Технологии и творчество - вещи, не отделимые друг от друга.
При правильном смешении, они позволяют получить действительно потрясающие результаты, которые способны не только удивить зрителя, но и взволновать, озадачить и поразить его сознание, чтобы он не переставал возвращаться к вашему произведению и спрашивать: «Как?! Как ему удалось такое сделать? Как он смог это увидеть и успеть запечатлеть? Что он использовал и чем руководствовался в работе? Смогу ли я сделать лучше, зная его секрет??»
Не этого ли мы хотим от своих снимков? :)
Пора подводить первую черту и обозначить основные технологии творчества, которые позволяют нам получать действительно интересный съемочный результат.
Итак, вот они:
1. Откажитесь от шаблонного мышления.
Понимаю, сказать намного проще, чем сделать, но давайте все же прикинем, что это значит:
- если вы стоите в толпе туристов, которые снимают эйфелеву башню - не снимайте эйфелеву башню! Снимайте туристов, которые снимают эйфелеву башню. Поверьте, так будет интереснее.
- если вы снимаете пейзаж и хотите, чтобы он остался таким же запоминающимся на фотографии, то либо не снимайте его совсем, чтобы в последствии не пришлось говорить - «ну на самом деле там было намного ярче и та лодка в далеке была ближе и намного больше, и камни были более мокрыми, и небо было более голубое, да и …»; либо снимайте не то, что видите глазами, а то, что чувствуете - цвет, воду, ветер, дым. Посмотрите картины Ван Гога и все сразу поймете.
- если все снимают по правилу третей - откажитесь от него; если никто не кадрирует по локтям - кадрируйте; если никто не оставляет «воздуха» по краям кадра - оставляйте. Здесь важно понимать одно - вам нужно быть не вандалами,которые крушат устоявшиеся устои, а пиратами, которые знают закон, но поступают по-своему. Попробуйте. Это весело!
2. Плевать на технику.
- фотоаппарат - это ваш инструмент, а не святой Грааль. Не стоит слишком сильно на него молиться и уж тем более - делать из него культ. У него есть кнопки, но нет души и вашего видения. Просто помните об этом и все встанет на свои места.
3. Выполняйте творческие задания.
- различные творческие упражнения помогают «прокачивать» ваш визуальный навык и посмотреть на обычную ситуацию под необычным углом. А как же это важно в фотографии!
4. Развивайте свою индивидуальность.
- чаще это формулируют таким образом: «как мне найти свой стиль?» Ответ: никак. Он уже в вас. Просто вытащите его наружу и покажите всему миру. Делов то.
5. Умение видеть.
- а это уже то, что необходимо развивать постоянно, день за днем, фотография за фотографией. Умение видеть или умение подмечать то, что другие не замечают - главное качество фотографа, которое выделяет его среди прочих. Достаточно посмотреть на работы мастеров фотографии и на то, какие кадры они откладывают себе в портфолио - уникальные, неповторимые моменты жизни, те, которые больше не повторятся и воспроизвести которые вновь практически невозможно. Вот и весь секрет.
Не такие уж и сложные вещи, правда?
И все же мне хочется остановится на одном пункте более детально, а конкретно - «умение видеть».
Хотите узнать больше?
Читайте по ссылке.
Комментарии: