материал с сайта http://royalcheese.ru/
Нет никаких признаков, по которым иностранный критик, искусствовед или просто опытный фотограф, увидев картинку, безошибочно мог бы сказать: да, это снял русский, даже если фотография сделана в Европе или Азии.
При этом, в самой России, словосочетание "русская фотография" вызывает крики о национализме, местечковости и доморощенности, и, как правило, подобное исходит от тех, кто безошибочно отличает представителя немецкой школы от скандинавской и даже способен указать город, в котором возникла та или иная традиция.
Эти же люди говорят, что русская фотография должна быть частью мировой и должна быть интегрирована в общечеловеческое, большое, глобальное, существующее по законам рынка и т.д. И кто с этим спорит? Французская или английская фотография, обладая собственными визуальными особенностями и собственной философией, выпадает из общемирового контекста?
Я бы так не сказал. Французский фотограф и в Африке остается французским, даже если у него черная кожа, дреды и растаманская шапочка. Поэтому о национализме говорить можно, но только не о том, на который намекают борцы с русской фотографией.
Когда дело касается культуры, существительное всегда превращается в прилагательное: американский, финский, итальянский, а нам даже и стараться не нужно, "русский" и так прилагательное.
Словосочетание "русская фотография" вызывает не только крики о национализме, но еще и справедливые вопросы: "Что это такое? Как она выглядит?"
Начав дискуссию на эту тему, изучая традиции других стран и понимая, что это традиции, а не просто так, мы сможем ответить на вопрос, что есть русская фотография, и понять, какой она должна быть. Очень важно отметить еще одну особенность противников появления русской фотографической традиции, которую я не отметил выше - как правило, эти люди уже являются сторонниками какой-либо иностранной "школы", существующей в современной России, и крайне не заинтересованы в появлении чего-то нового.
Фотография — это, прежде всего: визуальное, композиционные приемы, работа со светом, набор инструментов, материалы, и т.д. - то, что граничит с ремеслом. Далее следует философия, отношение к окружающему миру и отношение мира к художнику, то, что казалось бы не очень визуально, но не менее важно, чем выбор камеры или пленки.
Является ли география и постоянное место жительства чем-то принципиальным, характеризующим принадлежность к национальной традиции, вопрос открытый. Сейчас у нас есть уникальная возможность — придумать русскую картинку, решить из чего она должна состоять, в техническом, визуальном и философском смысле.
Мне нравится средний формат, старые камеры, с оптикой, у которых потрясающий, неповторимый рисунок, пленка Кодак, мягкая и теплая, на мой взгляд, максимально точно передающая на бумагу ту картинку, которую я вижу в реальной жизни.
Но я допускаю мысль, что кому-то нравится 35 мм и ч/б, или новая Мамия с холодной Фуджи, дело вкуса.
Абсолютно точно это не цифра, которая уже по "качеству" давно стала "лучше" пленки, но обладает потрясающей особенностью все унифицировать, лишать человека собственного стиля. Посмотрите на результаты великих репортерских конкурсов за последние лет десять, и поймете, о чем я говорю. Цифровая фотография создала глобальную репортерскую школу, с одинаково подправленными равами, одинаковым светом и пластиковыми лицами.
Поэтому понятие национальной традиции применимо только к аналоговой фотографии, где у фотографа, художника есть возможность оставаться собой, не ориентируясь на глобальную одинаковость.
Лучшие портреты — у французов, на которых в свою очередь повлияла голландская, испанская и английская визуальные традиции. Великий скандинавский пейзаж, холодный, чистый, минималистичный. Англо-саксонская работа со светом, которую можно увидеть только у англичан и американцев с Восточного побережья. Британский юмор в фотографии, тонкий, безжалостный, способный сделать смешным даже очень страшное.
Композиция из русской иконописи, которая, казалось бы, вообще не касается фотографии, но, между тем, оказала колоссальное влияние на то, как мы воспринимаем картинку, и это нельзя изменить.
И самая главная составляющая, граничащая с философией — народные фотографии из социальной сети Вконтакте, то, чего больше нет нигде в мире, "нашего всего", с коврами, женственными женщинами, брутальными мужчинами и безумными коллажами, которые невозможно как-то описать и классифицировать.
Философскую базу русской школы фотографии должны сформулировать критики и кураторы, и, желательно, не из фотографического сообщества, т.е. не заинтересованные в продвижении американской или скандинавской традиции под видом общечеловеческой.
Это мой рецепт, и я буду делать все от меня зависящее, чтобы русская школа фотография была именно такой.
Фотографии Игоря Старкова можно посмотреть здесь: http://igorstarkov.com/
Комментарии:
А по поводу текста, слишком много заявлений, слишком. Да и насчет репортажек вы не правы. Вы путаете репортаж с фэшн-съемкой. Это где же в репортаже вы углядели пластиковые лица? :D
Просто тихо оставлю это здесь. Данная цитата, как нельзя лучше подходит к этому тексту: "Религия (плёнка, цифра, стиль, школа - нужное подчеркнуть) как член, если он у вас есть - хорошо. Если вы им гордитесь - тоже хорошо. Но не стоит доставать его из штанов и размахивать им на людях. И, пожалуйста, не надо пытаться запихнуть его в горло моим детям".
...на счет пленки согласен, а лучше и эмульсию самому варить... когда народ инженеров и созидателей превращают в нацию лакеев и проституток, то хоть химию не забудем... (А. Ульянов (брат-1) в Питере не зря химию учил), хотя поздно - варить свою самостийну эмульсию на Украине уже начали... еще с 91-го к обскурам вернулись... тут вуйкы кислород перекрыли...
...может с усатым вождем... под "славянку"... по брусчатке... в сапогах... строевым...?, а...
"...самая главная составляющая, граничащая с философией — народные фотографии из социальной сети Вконтакте, то, чего больше нет нигде в мире, "нашего всего"...
Боюсь они с философией граничат, как две параллельные плоскости в пространстве...
"...понятие национальной традиции применимо только к аналоговой фотографии, где у фотографа, художника есть возможность оставаться собой, не ориентируясь на глобальную одинаковость..."
О как... а я то всегда думал, что фотографа от оператора фотоаппарата отличает умение видеть, а не тип камеры... Возьму себе на заметку )))))