error
Регистрация

Развитие фотографии. История компании Polaroid

Рубрика: «Фототехника»
Автор: Фото Техника
Опубликовано: 20.05.2014 в 14:46:37

Американская компания Polaroid занимается производством солнцезащитных очков, бытовой электроники, а также развитием фотографии и фототехники. Но в сознании массового потребителя она по-прежнему связана с фотоаппаратами, позволяющими делать мгновенные снимки.  Именно фотоаппараты Polaroid  позволили сделать фотоискусство массовым, привлечь к любительской и профессиональной фотографии как можно больше людей. 

Успех компании Polaroid пришелся на 80-е годы, но вскоре под давлением производителей цифровой фототехники она потеряла свои лидирующие позиции на рынке. Положение компании серьезно пошатнулось, и она даже была вынуждена обратиться к процедуре банкротства. Сегодня легендарная фирма старается вернуться на рынок фототехники, пытаясь возродить интерес людей к моментальной фотографии.

 

Эдвин Лэнд

Развитие фотографии
Развитие фотографии

Основателем компании Polaroid является Эдвин Лэнд, родившийся в 1909 году в семье эмигрантов из России. С самого раннего детства Эдвин интересовался устройством калейдоскопов и проводил эксперименты со светом. После окончания школы, в которой он отдавал явное предпочтение естественным наукам, будущий изобретатель «полароида»  поступил в Гарвард. Однако уже во время учебы в престижном заведении его захватывает любопытная научная идея и он бросает университет. 

Эдвин сконцентрировался на том, чтобы изобрести поляризующие фильтры, с помощью которых можно было «приглушать» свет. В 1929 году Эдвин Лэнд вернулся в Гарвард уже с патентом на свое уникальное изобретение. Его эксперименты с поляризационными фильтрами впечатлили руководителя кафедры физики, поэтому Эдвину тут же предоставили лабораторию для исследований по поляризации света.

Вскоре фильтрами для поляризации света заинтересовались многие исследовательские лаборатории. Поэтому Эдвин решил скооперироваться со своим преподавателем физики Джорджем Уилрайтом и основать собственную компанию под названием Land-Wheelwright для продвижения изобретения. Первым клиентом новой небольшой фирмы стала компания Kodak, решившая использовать поляризаторы в качестве фильтров для своих фотоаппаратов. Американское оптическое общество также выкупило у Land-Wheelwright права на производство солнцезащитных очков. Благодаря этим выгодным сделкам в 1937 году Эдвин Лэнд смог преобразовать свою небольшую фирму в корпорацию Polaroid. 

Поначалу деятельность Polaroid была мало связана с фотографической техникой. В частности, в 1939 году компания получила заказ от американского правительства на разработку самонаводящихся снарядов. Затем уже во время Второй мировой войны инженеры Polaroid занимались созданием биноклей, перископов, приборов ночного видения и оптических устройств для воздушной разведки. 

Land Camera

 
история развития фотографии
история развития фотографии

После окончания войны компания Polaroid уже не получала щедрых заказов от американского правительства, а значит, нужно было переключаться на разработку устройств для массового потребителя. Еще в 1944 году во время прогулки со своей трехлетней дочкой в Санта-Фе Эдвину Лэнду пришла в голову мысль о моментальной фотографии. Тогда во время прогулки девочка спросила его, почему она не может сразу же увидеть снимок, который только что был сделан фотоаппаратом. Эдвин задался тем же вопросом и в течение трех лет работал над воплощением концепции моментальной фотографии. 

Наконец, в 1947 году на собрании американского оптического общества он представил совершенно новый тип фотографической техники. Суть изобретения заключалась в следующем. После экспозиции пленка перекатывалась через валики, расположенные внутри камеры, где на нее наносились специальные реагенты для проявки и закрепления изображения. Из фотоаппарата извлекался уже готовый снимок. 

Правда, качество моментальных фотографий было хуже обычных, зато не нужно было тратить драгоценное время на проявку негативов. Владелец фотоаппарата после съемки практически сразу же получал готовую фотографию, которую можно было подписывать. Подобное изобретение в середине XX века можно было назвать настоящим чудом.

В 1948 году в розничную продажу поступают первые фотоаппараты Polaroid, которые сразу после съемки выдают готовый снимок. К ним выпускались специальные кассеты с фотографическим материалом и реактивами, обеспечивающими создание снимка на бумажной подложке. Стоила такая камера не дешево, но в тоже время она не попадала в список предметов роскоши. Моментальная фотография была ориентирована, прежде всего, на средний класс. Такая стратегия на рынке себя оправдала и уже в 1950 году была продана миллионная упаковка пленки для фотоаппаратов Polaroid. 

Изобретение Эдвина Лэнда полностью изменило мир любительской фотографии. Теперь на вечеринках, праздничных церемониях и свадьбах использовался только фотоаппарат Polaroid, который позволял каждому гостю унести с собой домой готовые фотоснимки. Фотографам-любителям не нужно было сидеть в фотолабораториях после съемки и колдовать над химическими реактивами. 

 
история развития фотографии
история развития фотографии

Постепенно моментальные снимки на «полароид» начали интересовать не только широкую публику, но и профессиональных фотографов. Первым, кто обратился к фотоаппарату Polaroid, стал известный фотохудожник Ансел Адамс, за ним последовали Энди Уорхол, Хельмут Ньютон и многие другие. Моментальные снимки на Polaroid обладали своей художественной притягательностью, они всегда отличались непередаваемой пленочной глубиной кадра. Для профессиональных фотографов камера Эдвина Лэнда стала новым творческим инструментом.

Фотоаппарат SX-70

 
этапы развития фотографии
этапы развития фотографии

В 60-е годы компания представила новую пленку Polacolor, с помощью которой можно было моментально получать теперь уже цветные фотографии. Одновременно с этим Polaroid работала над совершенствованием своих фотокамер -  уменьшались их габариты, вносились новые схемы управления, камеры снабжались экспонометрами и другими функциями. 

Очередным же прорывом стало появление в 1972 году модели Polaroid SX-70 Land. Это был первый полностью автоматический фотоаппарат для моментальной съемки. Фотографу теперь достаточно было зарядить кассету, навести камеру на объект съемки и нажать на спуск. Через несколько секунд в его руках была готовая фотография. Камера SX-70 обладала весьма скромными размерами, ее можно было взять с собой на прогулку, на спортивный матч или концерт. 

Фотокамера SX-70 создавалась именно для массового пользователя, поэтому она была максимально удобной и быстрой в работе, хотя по качеству фотографий она по-прежнему проигрывала обычным фотоаппаратам. Для большинства людей построение композиции, пресловутая игра света и тени и другие важные для профессионального фотографа вещи отходили на задний план, главным был процесс моментального получения удовольствия от снимков. Безусловно, фотоаппарат SX-70 ждал оглушительный успех. Ни один семейный фотоальбом в Америке уже не обходился без моментальных фотографий, сделанных на «полароид». 

Эдвин Лэнд старался сделать моментальную фотографию исключительно монополией компании Polaroid, считая, что монополия является вполне естественным явлением для любой новой компании, построенной вокруг какой-либо научной идеи. В 1975 году компания Kodak решила разработать собственную систему моментальной фотографии, но вскоре была буквально задавлена исками от Polaroid. В результате, Kodak вынуждена была уйти из этого сегмента рынка и компания Эдвина Лэнда долгое время сохраняла фактическую монополию. 

Главной защитой бизнеса компании на рынке фототехники стали многочисленные патенты. Как говорил сам Эдвин Лэнд: «Единственное, что сохраняет нам жизнь - наша исключительность. А единственное, что защищает нашу исключительность, - патенты». Примечательно, что по количеству патентов, выданных на его имя, Лэнд уступает только легендарному Томасу Эдисону.

Падение Polaroid

В течение нескольких десятилетий Эдвин Лэнд, гениальный изобретатель и ученый, успешно управлял компанией Polaroid в соответствии со своими принципами. Пожалуй, единственная ошибка была допущена в конце 70-х годов. Тогда, пользуясь успехом своих моментальных фотокамер, Polaroid выпустила на рынок устройство для создания моментальных фильмов под названием Polavision. 

Но новинка не пришлась по вкусу потребителям во многом благодаря тому, что фильмы получались слишком короткие и к тому же шли без звука. В тоже время технология видеозаписи на магнитных носителях, которую развивали параллельно конкурирующие компании, оказалась перспективнее и интереснее для массового потребителя. В результате, компания Polaroid понесла значительные убытки и была вынуждена признать свое поражение в этом сегменте рынка. Эдвин Лэнд сильно переживал эту неудачу и вскоре решил уйти в отставку с поста президента Polaroid. После его ухода компания еще длительное время продолжала удерживать лидирующие позиции на рынке фототехники благодаря расширению географии сбыта своей продукции. Но в конце 90-х годов прошлого столетия уже начиналась эра цифровой фотографии, что обернулось для Polaroid глубочайшим кризисом.

Как так получилось, что компания, долгое время державшая монополию на рынке, практически моментально лишилась своего бизнеса в начале 2000-х годов? Все дело в том, что руководство компании Polaroid оказалось совершенно не готовым к глобальным изменениям, которые были связаны с появлением на рынке цифровой фототехники. Хотя Polaroid также занималась разработкой цифровых фотоаппаратов, в их создание компания инвестировала очень мало средств. 

Руководство Polaroid было полностью уверено в незыблемости позиций компании и в итоге просто прозевало момент, когда нужно было серьезно вкладываться в развитие своих продуктов. Промашки менеджмента привели к тому, что когда Polaroid приступил к выпуску собственных моделей цифровой фототехники, японские производители уже ушли далеко вперед. Потребителей все меньше привлекала моментальная фотография, зато быстро рос интерес к цифровой фототехнике и компьютерным редакторам фотоизображений. 

Продукция Polaroid с течением времени перестала выдерживать конкуренцию, фирма понесла гигантские убытки и в 2001 году она начала первую процедуру банкротства. Большая часть бизнеса Polaroid отошла Imaging Corporation. В 2003 году компания предприняла последнюю попытку задержаться на рынке и выпустила новую цифровую камеру, но это не помогло. Спустя пять лет Polaroid объявила себя банкротом. Тем не менее, такое техническое банкротство не означало полное исчезновение Polaroid, оно позволило компании выжить и провести финансовую реструктуризацию. Уже в 2009 году она представила на выставке новый цифровой фотоаппарат Polaroid PoGo Instant Digital Camera, способный мгновенно печатать изображение благодаря встроенному в него цветному принтеру. 

 
этапы развития фотографии
этапы развития фотографии

Источник:http://buy-books.ru/

 

Смотрите также:

Sony Cyber-shot RX100 III - пополнение в линейке компактных камер

 
 
Просмотры: 2525
 

Комментарии: