error
Регистрация

Работа полуавтомата экспокоррекции (ПЭК) в RPP

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Сергей Банков
Опубликовано: 24.03.2014 в 04:21:47

Основа экспокоррекции в RPP: фотографическая теория и система зон Адамса (Adams Zone system, см. напр. Спот-метр, перечитывая Адамса в обратном порядкеЗоны Адамса в цифрах и буквахКак из 2.5 стопов сделать 5 и какова будет цена).

 

Как работать?

Андрей Твердохлеб, Руководство пользователя Raw Photo Processor (RPP)

Д. Новак, Raw Photo Processor практическое руководство

Обязательно прочтите http://raw-rpp.livejournal.com/1277.html

 

Для души и ответ на вопрос «куда грести»

Павел Косенко ЖИВАЯ ЦИФРА книга о цвете или как заставить дышать цифровую фотографию

 

 

Гистограмма

Самую большую площадь на панели RPP занимает окно гистограммы, расположенное в верхней части панели. На гистограмме в наглядной, графической форме представлены статистические данные по наличным на изображении плотностям как в сводном канале яркости (L* из Lab), так и отдельно по калам Red, Greenи Blue. Вертикальный столбик для каждой, отдельно взятой плотности - это количество раз встречаемости этой плотности на изображении к общему числу плотностей в нём. Обращаю внимание: этот принцип касается и каналов цветности, где берётся отношение искомой плотности только к плотностям в этом канале: одна плотность синего ко всем синим, красный – ко всем красным плотностям, зелёный к зелёным. По высоте столбика мы и судим о доле данной плотности «среди свои»: как часто она встречается. На основе этих частостей (относительных единиц) и построены эмпирические распределения (горбы и кривуляки) на шкале плотностей (горизонтальная шакала).

В цифровых камерах используется шкала плотностей RGBот 0 до 255. В редакторах удобнее использовать шкалу L* в процентах из Lab(от 0 до 100%). Фотографам удобно пользоваться зонной теорией Энсела Адамса, где плотности распределены по зонам от 0 до VII зоны. Серые, чёрные полоски с римскими цифрами на гистограмме — это и есть зоны Адамса, где каждая полоска соответствует одному стопу экспозиции. Для дополнительного удобства зоны Адамса внизу прошкалированы в единицах экспозиции с шагом 1/3 стопа, см. нижнюю шкалу. Самый высокий и жирный штрих на этой шкале - плотность, соответствующая 12,5% (серая шкала Кодак, светлая кожа и т.д.). При желании в RPPэтому штриху можно присвоить значение 18% (классический вариант от Адамса для плёнок) или любое другое значение по вашему усмотрению. Разная ширина полосок (зон по Адамсу) наглядно показывает разницу в их наполняемости полутонами, а, следовательно, и разные возможности детализации в каждой зоне.

Рисунок гистограммы

Моё важно замечание: смещая экспозицией распределение (гистограмму) вдоль оси яркости мы не только меняем общую тональность изображения, но одновременно с этим, переходим между зонами Адамса, которые отличаются, в том числе, и наполняемостью полутонами. Это непосредственно сказывается на детализации в тех или иных плотностях. Самая важная особенность RPP в том, что преобразуя гистограмму, RPP имитирует процесс проявки обращаемой (слайдовской) плёнки. Его логика обработки основана на опыте разработчиков плёнок. RPP учёл наработки художников, фотографов, колористов, экспертов, конструкторов, разрабатывавших плёнки о взаимосвязях различных параметров при коррекции одного из них.

Вернёмся к гистограмме. В верхней её части узкая полоска содержит шкалу плотностей с чередующимися чёрными и белыми отрезками одинаковой длины. Это шкала яркости L* (из Lab) проградуирована с шагом 10% от 0 до 100%. Чтобы особо не приглядываться к мелкому шрифту, шкала украшена «зеброй», по которой легко ориентироваться.

Итак, гистограмма в RPP– это рисунок, графическое изображение частотного распределения плотностей. Плотности, как они и есть, можно рассматривать по отдельности и в любой комбинации для каналов Red, Green, Blueи L*.(См. под гистограммой слева «чекушки» включения / выключения каналов на гистограмме). Для удобства фотографов на гистограмме приведены и совмещены несколько шкал, по которым в цифровой фотографии принято оценивать плотности. Под гистограммой, но относятся к ней, две панели. На первой индицируются текущие значения измерений. Вторая панель с полями ввода R, B, G1 и G2 предназначена для одного из этапом настройки баланса белого. Первоначально в этих четырёх полях покказано как в стопах взаимосоотносятся (сдвинуты друг относительно друга) каналы цветности. G1 и G2 – это два зелёных канала, т.к. пиксель имеет красный, синий и два зелёных датчика. Мы подробно вернёмся к этим полям, когда речь пойдёт о балансе белого. Сейчас для интереса, в левом выпадающем списке над гистограммой введите UniWB, а потом любое другое значение. Посмотрите, как изменится изображение, и что будут показывать эти индикаторы (пока ничего не вводите).

 

Как работает полуавтомат экспокоррекции (ПЭК)

Коррекция экспозиции – это наше предписание ПО изменить плотности в каналах тем или иным образом. RPPпредлагает удобный инструмент для быстрого и эффективного маневрирования. Им является полуавтомат экспокоррекции (ПЭК).

ПЭК предназначен для

·        измерения плотности на выбранном участке изображения;

·        наглядной демонстрации местоположения плотностей выбранного участка на гистограмме;

·        получения числовых значений поправок для «приведения» выделенных плотностей  к нужному уровню (зоне);

·        автоматического внесения поправок.

 

RPPдопускает и ручное внесение поправок в любом порядке, и, когда это необходимо, повторно прибегать к помощи ПЭК.

 

 

Шаги.

1.     Перед началом измерений ПЭК выбираем канал, который нас интересует. Отключаем гистограммы всех каналов, за исключением того, плотность которого предстоит измерять. Как правило это

a.     Общая плотность на выбранном участке – канал L*;

b.     Реже плотность в зелёном канале – оставляем крыжик G, остальные отключаем;

c.      Плотность в самом тёмном канале (например, синем) – остальные отключаем.

 

2.     Находим на изображении участок, который, по нашему мнению, должен соответствовать, например, 12,5% плотности. Внизу гистограммы самая высокая и «жирная» риска, она же «точка среднесерого». По 12,5% калибруются экспонометры, на неё ориентируются системы экспозамера цифровых камер. RPP не стоит в стороне от этой логики. Он тоже показывает, какую поправку нужно внести в плотность выделенного участка, чтобы его плотность соответствовала плотности среднесерой 12,5% плотности. Но, и это очень важно, RPP показывает поправки и для других зон плотности по Адамсу. ПЭК без лишних вопросов показывает, какую поправку нужно внести, чтобы плотность выбранного участка, аналогичным образом, соответствовала плотности любой из семи зон плотности по вашему выбору (см. числа, вписанные оранжевым шрифтом сверху в зоны гистограммы при работе ПЭК).

3.      Выделение участка.  Допустим, у нас в кадре портрет светлокожего человека. Зритель ожидает, что средняя яркость его лица будет соответствовать правой половине зоны VI.

a.      Удерживая Ctrl, с помощью мыши выбираем прямоугольную область на коже лица, включая темные и светлые области кожи, но, не включая глаза, тени, сильно тёмные или бликующие участки и т.п.  Выделив прямоугольник, смотрим на гистограмму.

b.      На гистограмме появилась вертикальная, узкая, серая линия (перпендикулярная шкале L*). Серая линия обозначает усредненное значение плотности для выделенного прямоугольного участка. По L*, если включена обобщающая гистограмма для всех каналов (крыжик L*) или по тому каналу, который мы анализируем.

c.      Кроме указанной линии под «зеброй» в верхней части поля гистограммы появляются числовые значения коррекции, которые обозначены оранжевым шрифтом. Числа имеют как положительные, так и отрицательные значения. Эти числа и есть поправки. Нажав на одно из них, мы поменяем на нашем участке плотность с исходной, на плотность с поправкой. Соответственно серая линия перепрыгнет и укажет уже «поправленную» плотность нашего участка.

d.      Для каждой зоны мы можем выбрать два варианта прыжка. Первый описан выше, второй: если же мы «просто» хотим поместить серую линию в середину выбранного участка плотности по Адамсу, то мы нажимаем Ctrl + клик мышкой по выбранной поправке. Предлагаю «пощёлкать» поправками для одной и той же зоны.

 

4.     Напоминаю: простая поправка экспозиции (#1 Exposure) полностью повторяет работу коррекции экспозиции во всех редакторах и не всегда безупречна в работе. Использование CompressedExposure (поля #2 и Rg - регион) позволяет при выполнении самой поправки (часто существенного осветления изображения) сохранять детализацию в светах изображения. «Хвост» с малыми плотностями не обрубается, не выталкивается за шкалу плотностей при смещении распределения плотностей, осветлении изображения, а сжимается в несколько раз. При осветлении плотных участков в полеRg (регион) вы сами указываете в скольких светлых «стопиках» (от 1 до 16), следует сохранить детализацию при сжатии малых плотностей (отсчёт ведём справа налево от края VII зоны по Адамсу в 1/3 дольках зоны), чтобы не потерять детализацию в светах. Использование CompressedExposure– это самый эффективный способ экспокоррекции.

5.     После нажатия на рыжее число поправки её значение автоматически вводится в поле #2 бокса CompressedExposure, где алгебраически (с учётом знака) суммируется с текущим значением плотности в поле. После внесения поправки, на её величину, меняется значение в поле #2 и плотность изображения. Серая линия снова показывает на гистограмме текущее положение средней плотности изучаемого участка И НОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОПРАВОК. Вам предстоит оценить результат и определиться с поправками. После окончательной настройки плотности изображения по этому, или любому другому участку, мы перезапускаем демозаику (Apply).

6.     Снять выделение прямоугольной области на изображении достаточно просто: нужно кликнуть мышкой на любом месте изображения, не нажимая никаких клавиш.

 

Для справки

Зона VI - нормальная кожа

Зона VII - очень светлая кожа (маленькие дети).

 

 

Когда и как применять ПЭК

Если вы считаете, что ПЭК «чуть-чуть промазал», вы можете внести поправку экспозиции в ручном режиме. Из опыта скажу, что всё же следует предпочитать поля CompressedExposure. Что бы почувствовать как это работает, введите в поле регион (Rg) предельное значение 16 и полем #2 выставьте нужную плотность в кадре. Понаблюдайте, как меняется изображение в светах и тенях, средних плотностях, и вам многое станет понятно.

Отдельный вопрос, когда вы настраиваете плотность выбранного цветного канала. Такие ситуации встречаются довольно часто. Я не хочу пересказывать «Глава 2. Где живёт цвет?», «Глава 5. Детализация» и другие из книги ЖИВАЯ ЦИФРА Павла Костенко. Но несколько тезисов всё же приведу

 

  • Цвет привязан к светлоте в гораздо большей степени, чем обычно полагают;
  • Восприятие чистых (предельно насыщенных цветов) зависит от того, насколько они тёмные или светлые;
  • Тёплые цвета выглядят насыщенными при средних и малых плотностях, холодные цвета выглядят насыщенными при средних и выше среднего плотностях;
  • Верхний пик желтого цвета приходится на 95L*, нижний пик синего цвета приходится на 3L*;
  • Усреднённо по всем цветам диапазон максимального их разнообразия по светлоте  и цветовому тону составляет примерно 10 - 70 L*;
  • Однако следует понимать, что каждый конкретный цвет достигает своего предельного насыщения и максимальной вариативности в разных диапазонах светлот.

 

Врать не буду, я купил и дважды перечитал эту книгу: «теперь я знаю куда грести…» - так я сказал себе. Настоятельно всем рекомендую. Кроме того, я понял, что прежде невнимательно читал Маргулиса … и ещё много чего…

Следующий шаг постобработки в RPP настройка баланса белого. Может показаться, что более логично перейти к тональной коррекции (восстановлению «заваленных» теней или восстановлению засветок и деталей в светах), но тональная коррекция требует уже эстетической оценки изображения, что невозможно без выполнения первого этапа настройки баланса белого.

 

Без распр
Без распр
Все каналы
Все каналы
 
Просмотры: 4937
 

Комментарии: