Думать о правилах композиции перед тем как сделать фотографию — всё равно, что думать о законах гравитации, перед тем как отправиться на прогулку.
Мне часто говорят: «Вы, должно быть, долго ждали, пока уйдёт это облако (тень, свет)». На самом деле я никогда не жду, если ожидание может затянуться более пяти минут. Если я должен ждать час, пока облако сдвинется, изменится свет или корова пойдет пастись в другой стороне, тогда лучше я соберу камеру и уйду: я уверен, что за этот час смогу найти что-нибудь не хуже.
О композиции я ровным счётом ничего не знаю. Я создаю её сам. Слепо следовать правилам композиции — всё равно, что проверять правила земного притяжения перед тем, как отправиться на прогулку. Научить чувствовать композицию невозможно. Это вопрос мастерства и творческой зрелости.
Никогда не смогу связать себя какой-нибудь доктриной или теорией, даже собственной. Я буду снимать всё, что будет привлекать моё внимание. Но я не буду выискивать необыкновенные объекты и увлекаться необычной техникой только ради того, чтобы удивить зрителя. Работай только тогда, когда у тебя есть непреодолимое влечение к работе — но тогда вкладывай в неё всю душу.
Фотоаппарат видит больше, чем глаз — почему же не воспользоваться этим?
Комментарии: