Видеть как фотограф - означает видет кадр целиком, а не отдельные объекты. Это базовое умение, которое необходимо для создания интересной композиции. Именно оно превращает кадр из случайного щелчка затвором в объемную, целостную картину, которая привлекает внимание, передает глубину и разнообразие нашего мира, вызывает эмоции, желание рассматривать.
В чем сложность? Наше зрение устроено так, что мы "считываем" объекты по очереди, фокусируясь на каждом, в то время, как остальные остаются вне фокуса, не осознаются нами, ускользают от нашего внимания. Один взгляд - один объект. Поскольку наш мозг - мощный процессор, обработка информации идет очень быстро, и нам кажется, что мы видим сразу много вещей. На самом деле, мы затрачиваем время, чтобы рассмотреть все объекты в сцене и найти связи между ними. У фотографии этого времени нет. Один кадр - это, по сути, один взгляд.
А вот наш зритель как раз имеет время, чтобы разглядеть нашу картинку. И ему одного объекта будет явно недостаточно, он ждет от кадра целостной сцены - как в жизни. Если же мы, сфокусировавшись на одном объекте, сразу жмем на кнопку и не задумываемся, как этот объект вписан в окружение, как взаимодействует с другими, зрителю такой кадр кажется скучным, в нем не хватает информации.
Значит, и мы, фотографы, вопреки зрительной привычке, должны сначала оценить всю сцену, весь сюжет, и только потом снимать.
Как этому научиться? За 11 лет съемок и 7 лет преподавания фотографии самым лучшим способом для меня стала тренировка периферического зрения. Когда мы устаем, и нам хочется сбросить концентрацию, но не спать, а продолжать контролировать ситуацию, мы расслабляем глаза и видим все как бы в размытии: взгляд не фокусируется ни на чем конкретно, но продолжает осматривать сцену перед нами. Мозг в это время тоже бодрствует и способен оценить, как пятна и линии, составляющие сцену, перекликаются или контрастируют между собой. Это и есть основа композиции - точнее, пространственная и цветовая/световая ее части. Определяемся с тем, какие пятна и линии мы возьмем в кадр, какие нет, затем "наводимся на резкость" и оцениваем, какими объектами они представлены, и какое значение несут - то есть, накладываем смысловую часть композиции.
И вот у нас получилось гармоничное по линиям, цветам, свету и к тому же осмысленное произведение.
Поначалу на такие упражнения будет уходить время, поэтому я рекомендую практиковаться на пейзажах, натюрмортах и статичных портретах. Когда навык войдет в привычку, можно переходить к съемкам движения. Такой зрительный эксперимент будет увлекателен и для взрослых, и для детей. А если вы будете практиковаться вместе с близкими и друзьями, сможете сравнить, как различается видение одной и той же сцены разными людьми - а ведь это и есть творчество!
Путь к хорошей фотографии - шаг первый
Популярные статьи:
Комментарии: