Долго собирался и наконец-то решился.
Еще пару лет назад выменял за несколько флешек бачок с фотоувеличителем и прочими мелочами. На протяжении всего этого времени, бросая взгляд в угол, где они пылились, начинал убеждать себя в том, что химию достать тяжело, что вообще это долгий и нудный процесс (зачем тогда я вообще это все добро домой пер) и пр.
Потом учеба меня занесла на некое гос. предприятие, обзовем его “В”, и там одну из лекций вел сотрудник местной фотолаборатории. После недолгой беседы он согласился поделиться со мной небольшим количеством реактивов. Так что, со словами, мол, нам тут целую машину пригнали с этим добром, достался мне пятикилограммовый пакет со всякими неведомыми порошками от отечественного производителя “Славич”, там был фиксаж для чб фотоматериалов и проявитель для фотобумаги. Покрутил-повертел я эти порошки в руках и убрал обратно. Пролежал этот мешок в углу со всем остальным где-то с год.
Тут наконец по работе появилась необходимость купить проявитель для чб фотопленки. Купил Ilford Ilfos 3. Купил и поставил на полочку. Стояло это все добро в углу и глаза мозолило.
За все это время я успел прочитать кучу справочников по фотографии, материалов по проявке и печати, но меня останавливало то, что нужно ехать на другой конец города за оставшимися реактивами, что нужно покупать всякую лабораторную посуду, термометры, фигометры и ужас еще что.
Но в один прекрасный день мой добрый друг Игорь (по совместительству тот человек, который сподвиг меня на создание этого сайта) посоветовал прочесть книгу Ли Фроста «Черно-белая фотография». Так вот там уважаемый господин Фрост описал весь процесс проявки и печати таким простым языком, что мне сразу захотелось попробовать. Плюнув на свою лень, я собрался и съездил в магазин фототехники. Купил там литровую емкость, мензурку на 300 мл., термометр, щипцы-влагосниматели, 50 пергаментных файликов для 35 мм. фотопленки и стоп-раствор.
И тут понеслось.
Помучив немного отца вопросами о всяких нюансах, решил приступить к делу. Прочитав все инструкции, пришел к выводу, что все не так просто в сказочной стране. Самую подставу мне устроил фиксаж БКФ от предприятия “Славич” – это двухкомпонентный порошок, объем которого рассчитан на 5 литров. Высчитать пропорции было не сложным, было сложным понять, как именно это добро взвешивать. (Хорошо, что у меня в закромах валялись цифровые ювелирные весы.) Разводить решил на объем в пол-литра, потому что объем бачка — 300 мл, плюс запас на кривые руки. Всю инструкцию писать не буду, т.к. если кто-то и купит это, то там все будет написано. Взвесил, расфасовал по баночкам, тут меня спасла баночка от фотопленки, туда я пересыпал компонент Б. В инструкции было написано, что разводить нужно в дистиллированной воде или отстоявшейся водопроводной. Пришлось идти на кухню отстаивать воду, а там отец меня обрадовал, что у нас на балконе есть пятилитровая канистра с дистиллированной водой. Эта новость меня очень оживила и избавила от лишних танцев. Что ж, благополучно вскипятил, размешал и получил фиксаж, вот только подстава в том, что он должен перед применением не менее часа настаиваться. Время уже было позднее, ждать не охота, голова начинает тяжелеть. Отец мне подсказал замечательную идею: пока темно заправить пленку в бачок, а продолжить на следующий день. Я достаточно давно начал практиковаться в заправке пленки в бачок, так что с эти у меня особых проблем не было, а вот со вскрытием кассеты были. Решив, что самым подходящим инструментом для этого нехитрого дела будет пивная открывалка, я начал в темноте уродовать ею кассету. Поняв, что ковыряю не с той стороны (ковырял со стороны выступа катушки, который помещается в паз в фотоаппарате), быстренько и без особых усилий расчленил многострадальную кассету и извлек внутренности, единственное — я забыл взять с собой ножницы, и из-за этого не смог отрезать хвостики пленки и заправил ее немного криво.
Проснувшись на следующее утро, первым делом я побежал в ванну, проверять, как там бачок, не опрокинута ли крышка или еще чего, и убедившись, что с ним все в порядке, приступил к подготовке емкостей для проявителя и стоп-раствора. Тут пришло осознание, что емкостей купил маловато. Покопавшись на кухне, нашел две банки по 400 мл. Этого оказалось вполне достаточно. Со смешиванием проявителя и стоп-раствора не было особых проблем, за исключением того, что на мензурке не хватало цены деления для более точного измерения. Проявитель разводил в пропорции 1/9, а стоп-раствор – 1/19. Написав на листочке пошаговую мини инструкцию, я отправился в ванную для начала колдовства.
Бачок поставил в кювету, чтобы, если вдруг растворы прольются, их можно было перелить обратно в емкость. Проявитель начал лить из банки, пытаясь попасть в дырочку бачка, естественно все полилось мимо, и тут на помощь мне пришла воронка. Поставил таймер на 6 минут и начал лихорадочно крутить ручку бачка. Крутил с натягом и не мог понять, что происходит (только к концу фиксирования дошло, что крутил не в ту сторону). Примерно за тридцать секунд до конца проявления начал сливать проявитель и заливать стоп-раствор. Держал стоп примерно с минуту. Далее следовал фиксаж. С ним особых проблем не было, он у меня был в обычной полулитровой пластиковой бутылочке, и поэтому переливать было просто. На фиксаже не было никакой информации о том, сколько нужно фиксировать по времени, и почитав, что пишет народ в интернете, решил фиксировать где-то пятнадцать минут. Закончив фиксирование, нужно было промыть пленку чистой водой. Делал я это пять раз, а потом поставил под холодную проточную воду на двадцать минут. За это время у меня была возможность прийти в себя и убрать весь бардак, который я устроил в ванной. Когда таймер прозвенел, для меня наступил очень волнующий момент. Открывая крышку и затаив дыхание, я боялся посмотреть, получилось или нет. Набравшись смелости и распрямив пленку, я ахнул! Получилось! Теперь нужно было пройтись щипцами-влагоснимателями и повесить пленку сушиться.
После того как пленка высохла, у меня чесались руки ее отсканировать, чтобы посмотреть на результат. Результат был просто поразительный. Фотографии получились просто замечательными, намного лучше тех, которые я отдавал в проявку.
Вывод. Я понял для себя, что нет ничего невозможного, нужно пробовать и эксперементировать. На момент окончательного редактирования этой статьи я уже успел проявить с десяток пленок (примерно за месяц, настолько мне это понравилось), и были у меня неудачные попытки, но ведь ошибка — тоже результат. Просто нужно учитывать свои промахи и пытаться их устранять, вот, например, я все записываю в блокнотик, и мне это помогает. Так что наслаждайтесь процессом, и тогда вы будете вознаграждены отличным результатом.
Пустовалов Павел
Комментарии: