Инспекторы фотобанков часто оперируют таким понятием, как коммерческий потенциал изображения. Фотографии должны продаваться, а чтобы их покупали, они должны как-то привлекать к себе внимание. С другой стороны, этот параметр часто (почти всегда) с большим трудом понимается начинающими.
Аналогии
Любой фотобанк является коммерческим предприятием, созданным для зарабатывания денег. Как любое торговое предприятие, фотобанк заинтересован в ликвидности своего товара.
Возьмём самый простой пример. Вы заходите в булочную. Перед вами две буханки — одна свежая, мягкая, с корочкой, ещё даже горячая; а вторая позавчерашняя, подсохшая и даже побывавшая на полу. Какую вы возьмёте? Очевидно, что первую. В терминах этой статьи можно сказать, что коммерческий потенциал первой буханки высокий, а второй низкий.
Или ещё примерно о том же. Ржаной чёрный хлеб купит почти каждый. Его можно использовать максимальным числом разных способов — и для одинокого ужина холостяка, и для тихого семейного обеда, и для приёма гостей, и для бутербродов на шумной свадьбе, и для «перекусить» на рыбалке… Простой хлеб нужен всем. А вот какие-нибудь сдобные булочки с повидлом купит не каждый. Кто-то их не любит, кому-то диета не позволяет, для кого-то дорого, и так далее. То есть опять же можно сказать, что КП ржаного хлеба высокий, а сдобных булочек низкий.
В фотобанке примерно то же самое. Есть изображения, которые можно использовать максимальным числом самых разных способов, а есть такие, которые подойдут только для одной, узкой темы. А есть такие, которые принципиально использовать нельзя никак! Ну вот не подходят ни для чего, совсем! Как буханка, которая при выпечке оказалась перегоревшей, или непропечённой. Ведь это тоже хлеб, но его никто уже не купит.
Задача инспекторов — принимать те изображения, которые можно продать, и отклонять те, которые продать нельзя.
Коммерческий потенциал это основной критерий, который оценивают инспекторы при рассмотрении каждой проверяемой картинки.
Многие думают, что инспекторы проверяют только техническое качество снимков. То есть чтобы была резкость, чтобы не было шумов, чтобы композиция, горизонталь, свет, и так далее. Вот знайте — это не так! Первым оценивается именно коммерческий потенциал. Качество — только во вторую (третью, шестнадцатую) очередь.
Почему это так? Потому что могут быть сюжеты, которые потребители купят, несмотря ни на какие дефекты. Скажем, если вы стали свидетелем высадки марсиан, то у вас примут такой снимок, сделанный даже на самый дешёвый телефон! Я утрирую, конечно, но вы поняли — есть сюжеты, ценность которых перевесит любое, самое плохое качество.
Делать снимки с чётко выраженным коммерческим потенциалом — это необходимое качество для заработка на фотостоках. Можно работать несколько лет, собрать портфолио в 10-15 тысяч качественных картинок на всех микростоках, и при этом иметь доход только «на мороженое». Например, если у вас в портфолио одни только цветочки. Или закаты. Вам и вашим друзьям кажется, что это очень красиво; возможно и так, но красивость и коммерческий потенциал часто не имеют ничего общего! И кроме того, чутьё на коммерческий потенциал — оно часто именно чутьё, и алгоритмизации поддаётся с трудом. Но развить его можно (и нужно!), как можно накачать мускулы.
Примеры
Этот снимок я не нашёл ни на одном микростоке. (Все примеры фотографий у меня на сайте, вот здесь.) Видимо, он не был принят нигде. Что может связывать девушку в нарядном вечернем платье и эту обшарпанную стену? В таком вот виде фотографию очень сложно где-нибудь использовать. Это не ремонт какого-то старого помещения — в вечерних платьях ремонтом не занимаются. Она не представитель какой-нибудь молодёжной субкультуры, готов, например — у них обычно яркий специфический макияж бывает, пирсинг, украшения и всё прочее. Как иллюстрация к какому-нибудь ужастику фотография тоже не подходит — для того же Хеллоуина непременно нужно кладбище, тыквы и свечи. В общем, как ни крути, придумать хоть какое-нибудь использование для этого изображения не удаётся. Это вот и означает, что коммерческий потенциал картинки крайне низкий, её никто не купит.
Что мне приходит в голову на фразу «девушка у обшарпанной стены»? Или как можно было бы проиллюстрировать эти три сюжета, которые я упомянул выше.
1. Ремонт. Необработанная, грубая стена, возможно с остатками старой краски, но никак не с обрывками старых проводов! Девушка обязательно в строительной одежде и желательно с положительными эмоциями, так как ремонт обычно ассоциируется с чем-то новым. (примеры)
2. Субкультура. Известно, что молодые люди любят исследовать разные заброшенные и недостроенные здания. Я и сам до сих пор не прочь там полазить. Такие изображения будут востребованы как раз в публикациях молодёжной тематики — разные неформальные движения, одиночество, граффити, паркур и так далее. Везде будут к месту кирпичные стены и старая штукатурка. (примеры)
3. Ужастики или гламур. Бывает, что и такое кому-то надо. Считается, что юные полуодетые девушки хорошо смотрятся в полуразрушенном интерьере. Ну и конечно Хеллоуин оставляет простор для фантазии. (примеры)
Вот два бизнесмена (примеры). Что вам подсказывает ваша интуиция, какой снимок должен лучше продаваться?
Вряд ли я ошибусь — конечно, первый. Что и подтверждается, например, на фотобанке Лори: к моменту, когда я нашёл там эти два снимка, у первого было пять продаж, а у второго ноль.
Какие ассоциации вызывает слово «бизнес»? Спокойная уверенность, точный расчёт, холодная голова, сосредоточенность, напряжённая работа. Успех, в конце концов. Всё это имеется на первой фотографии. А вторая? Это уже не бизнес по своей сути, а какой-то скетч, юмор. В серьёзную статью эту картинку вставить невозможно.
Но это не означает, что такие снимки не следует делать и загружать! Следует! Кому-нибудь они потребуются. Вот я ведь купил эти две картинки для иллюстрации своей статьи! Просто серьёзных статей о бизнесе намного больше, чем юморных.
(Статья у меня на сайте: http://stockinspector.ru/pro-kommercheskij-potentsial.html)
Комментарии: