Причина первая. Заказчик слишком хорошо знает, чего хочет.
Вы не ослышались. А я - не зря употребила слово "слишком". Хорошо, когда у заказчика есть пожелания к съемке, так проще прийти к согласию. Плохо - когда заказчик приходит с картиной мира, в которой вам отводится место пальца на кнопке. В этом случае хорошо снять невозможно, а плохо снимать не стоит никогда. Поэтому, если заказчик не готов к диалогу, а хочет, чтобы ему просто "пощелкали" - посоветуйте ему взять камеру и сделать все самому. Ваша же ценность, как профессионала, заключается несколько в другом.
Причина вторая. Заказчик пытается сэкономить на съемке.
"Хочу съемку в студии, но накрашусь сама". "Хочу стилизованную фотосессию, визажист не нужен, платье возьму у бабушки". И, наконец, - "нужна рекламная фотосессия, ищем визажистов, моделей и фотографа TFP". Не правда ли, вам приходилось слышать подобные запросы? Если обращенные не к вам лично, то к коллегам, или просто размещенные в сети - "на дурачка". Так вот - необязательно тратить на съемку миллионы. Но всегда есть минимум расходов, которыми нельзя пренебрегать, если хочется получить достойный результат. А достойный результат - должно хотеться получить ВСЕГДА! Этот нижний порог в каждом случае свой - но он существует. И если заказчику это объяснить не удается - не беритесь за такой заказ.
Заказчик пытается получить скидку "за опт".
При заказе свадебной съемки - выясняя, будет ли дешевле, если он закажет больше часов. При портретной съемке - если приведет друзей. Объясните ему, пожалуйста, что в данном случае никакого "опта" не существует - вы просто работаете больше времени и с большими затратами. Если не понимает - не беритесь. Даже если согласится - будет придираться к каждой мелочи, требуя отработать "бешеные бабки", которые он на вас тратит.
Заказчик приносит чужие фотографии и просит сделать так же.
Ответ однозначный - нет. Потому что я - это я, а не другой фотограф. Если вам нравится, как снимает он - обратитесь к нему. Кроме всего прочего, наиболее вероятно, что заказчик уже сходил к тому, другому, и его расценки показались слишком высокими. А на вас он надеется сэкономить, добившись - хотя бы приблизительно - того же результата. Обидно, не правда ли?
Заказчик просить "оформить" фотографии.
То есть, пририсовать к фотографиям рамочки, сердечки, склеить коллажи, сделать изображение частично черно-белым и т.п. Во-первых, это дурновкусие. Так и запомните. А что там "популярно" в вашем городе - совершенно неважно, не оправдывайтесь. Во-вторых, это не имеет отношение к фотографии. Если заказчику кажется, что ваши фотографии недостаточно хороши сами по себе - не нужно заказывать съемку. Безусловно, если вы делаете стилизованную сессию, и конечный результат требует некоторой обработки в рамках этой стилизации - все будет сделано, как нужно. Но пририсовывать завитки и бантики или делать "сепию, как в ретро" из фото с совершенно современным сюжетом - это за гранью добра и зла. Объясните - или откажитесь.
И помните - именно по конечному результату, появляющемуся в альбомах ваших клиентов, судят о вашем уровне и вашем стиле. Не делайте того, чего не хотели бы повторять - по закону подлости именно за этим к вам будут обращаться чаще всего.
Творческих успехов!
Комментарии:
Ну и на счет оформления фотографий... а если постараться сделать красиво? Не стандартный китч, а что-то уникальное и интересное?
Заказчики редко представляют, что фотошоп не только для рамочек, сердечек и ангелочков существует. А посколку подобными "обгламуренными" сюжетами интернет по уши завален, то обычный человек другого-то и представить себе не может.
Конечно, если фотограф - признанный профи, он может иногда сам диктовать свои условия. А начинающим, извините, деваться некуда. :)
Фраза "клиент всегда прав" - это до высшей, просто апогейной точки куцая и столь же идиотичная фраза, активно культивируемая в нашей стране!
Это я из своей рекламной деятельности говорю, но в фотографии, думаю, та же история.
Вы пишете: "И если невеста хочет идиотских, на Ваш взгляд, бабочек, нашлёпанных на фото - значит извольте сделать. Пришли именно к вам,прислушивайтесь к пожеланиям клиента."
Из Ваших слов можно сделать очень простой вывод: Вы привыкли считать профессиональных фотографов работниками сферы услуг, например, по типу прачек. Но даже хорошая прачка откажется от Вашего заказа, если увидит грязь, с которой она не сможет справиться. Хорошая прачка дорожит своей репутацией хорошей прачки...
Фотограф, конечно, оказывает услугу, снимая Вас. Но, в отличие от прачки, он выполняет творческую работу и, значит, имеет полное право на собственное видение будущего портрета. Не надо заставлять фотографа делать то, что противоречит его представлению о прекрасном. Не надо обижаться на него, если он отказывается следовать Вашим указаниям. Просто надо поискать другого фотографа, того, который разделяет Ваш вкус, и, скорее всего, вы с ним останетесь довольны друг другом.