1. Первым устанавливается Рисующий свет.
Это дает возможность фотографу точно определить рисунок света и тени на объекте съемки, соответствующий творческому замыслу.
2. Следующим ставится Заполняющий свет.
На этом этапе начинается работа над контрастом (отношением освещенных и теневых участков объекта съемки). Манипулируя интенсивностью световых потоков Заполняющего и Рисующего света (уменьшая или увеличивая количество света), фотограф добивается оптимального соотношения света и тени).
3. Установка Фонового света.
4. Установка Контрового света.
5. Установка Моделирующего света...
Выдержака из установочной лекции Николая Жолудева, фотокурс "Фотограф".
Текст и фото: Николай Жолудев.
Комментарии:
Лично мне ближе - съемка со светлой стороны... об этом я и написал...
Этот текст посвящен исключительно технологическому процессу последовательности работы с осветительными приборами и не претендует на эстетические оценки. Понятие «Рембрандтовский свет» не применимо к иллюстративному материалу. В данном случае свет формален.
Замечание о том, что автор снимал бы портрет с освещенной стороны, безусловно, интересно и носит философский оттенок. В принципе, снимать можно и как предлагает автор и так, как изображено на схеме. В чем же «фокус»? Освещая портрет от аппарата в той или иной степени, вы перестраиваете восприятие зрителя: тональная перспектива в этом случае распространяется от светлого к темному. То, что расположено ближе к зрителю, он – зритель, воспринимает как передний план. В привычном восприятии тональная перспектива выстраивается от темного к светлому. Естественно, лицо не пейзаж, (хотя некоторые лица можно назвать и пейзажем), тем не менее, определенная последовательность чередования тонов (в черно-белой фотографии) наблюдается и неизбежна. Есть и еще один момент. Освещая большую площадь лица, расположенную ближе к аппарату, вы можете потерять в объеме головы в целом.
Тем не менее, оба приема имеют право на существование, но схемы освещения – это другая тема, естественно связанная с обсуждаемой.
В фотографии, как и в любом другом искусстве, существует одно главное правило: правила надо знать, чтобы их нарушать.