Портрет в светлой тональности — это такой портрет, тональное решение которого определяется тем, что темные участки изображения не выходят за пределы второй ступени светло-серого тона семи ступенчатой шкалы плотностей.
Легкость и воздушность светлой гаммы тонов, характерных для выражения личности в портрете в светлой тональности, предопределяют выбор объектива. Естественно, что в унисон тональности от оптики здесь требуется мягкий пластический рисунок. Мягкие световые соотношения возникают, когда яркости световых и теневых участков изображения различаются незначительно.
При съемке обычно используют портретные светосильные объективы (f = 80 мм), имеющие небольшую глубину резкости. Несоответствием могут прозвучать четкие линии в результате применения резко рисующего объектива. Решению снимка в светлой тональной гамме более всего способствует не светотеневое, а светотональное освещение человека. При установке осветительных приборов необходимо, чтобы свет по возможности заполнял все участки лица и фигуры, а по своему характеру был как можно более рассеянным. Поэтому в таких условиях съемки следует либо максимально приблизить источник рисующего света к объективу фотоаппарата, а возникшие при этом тени интенсивно подсветить рассеянным заполняющим светом, либо использовать в качестве осветителей экраны или зонты, хорошо рассеивающие световой поток и сравнимые по своим размерам с расстояниями от них до модели.
Различие в яркостях на разных участках объекта не должно превышать одной ступени экспозиции.
Светлый фон, на котором обычно фотографируют портретируемого, воспроизводится слегка серым либо белым. Если источник света располагается у фотоаппарата, то его устанавливают ниже уровня лица, чтобы под носом и подбородком не возникло жестких теней. При ином расположении источников такие тени убирают, подсвечивая снизу отражающими экранами или локальными источниками света.
Недостаточно светлые волосы можно прикрыть белым головным убором, тюлем, шелком, марлей. Необходимым условием является присутствие в кадре небольшого по размерам элемента темной тональности, создающего контраст: темных глаз, ресниц, очков, деталей одежды или бижутерии.
Светлая тональность создает легкий, воздушный образ модели, поэтому подходит в большей степени для женского портрета.
До сего времени нет единого взгляда и единых критериев оценки портрета в светлой тональности. Происходит это, по-видимому, потому, что такой вид съемки теоретически мало разработан и трудно осуществим.
В фотографической литературе встречаются различные мнения о допустимой степени соотношения светлых тонов, допустимом пределе насыщенности серого тона и о возможности в этом случае светотеневого решения.
Мнения различных фотографов и искусствоведов сходятся на том, что портрет в светлой тональности – это, прежде всего, лирический портрет, когда в модели преобладает духовное начало.
Из сказанного можно сделать вывод, что в таком портрете не должно быть темных пятен: серый темный тон нарушит идею лирического портрета. Это не просто отрицание темного тона; исключения темного тона требует логика восприятия.
Портрет в светлой тональности как стилистическая форма утвердил себя давно. Эффект светлого на светлом – основа современного фотопортрета в светлой тональности – часто встречался в произведениях Клода Моне, Огюста Ренуара и их современников. В портретной практике находит довольно широкое применение модификация, именуемая портретом в светлой тональности, в полную силу. Это очень изящный портрет. Он подходит для лиц всех возрастов и очень ценен тем, что отлично смоделирован светом и почти не требует ретуши.
Комментарии:
Вот именно после такого и появляються и интернете статьи типа "Как снять негра в Высоком ключе". Не знаете сути вопроса не стоит писать.
Итак по порядку.
1 " ... Различие в яркостях на разных участках объекта не должно превышать одной ступени экспозиции..." - где сказано? Кто такое сказал? А расскажите ка каким образом снимая всего в 3-Х ступенях экспозиции вы сумеете сделать различие яркости более чем в одну ступень ? А ?..)))) Почему всего в 3-х ступенях ? а вот из определения фельдмана которое тут же и приведено ..) - "... Портрет в светлой тональности — это такой портрет, тональное решение которого определяется тем, что темные участки изображения не выходят за пределы второй ступени светло-серого тона семи ступенчатой шкалы плотностей. ..."
2 - " ... Если источник света располагается у фотоаппарата, то его устанавливают ниже уровня лица, чтобы под носом и подбородком не возникло жестких теней. ..." - сами пробовали? Вообше то ниже уровня лица - подсветка снизу создаёт злые лица типа "Дракулы" - классно получится - Дракула в ВК.
3 - " ... Необходимым условием является присутствие в кадре небольшого по размерам элемента темной тональности, создающего контраст: темных глаз, ресниц, очков, деталей одежды или бижутерии. ..." - это как , если сами же пишете - " ... Портрет в светлой тональности — это такой портрет, тональное решение которого определяется тем, что темные участки изображения не выходят за пределы второй ступени светло-серого тона семи ступенчатой шкалы плотностей. ..." - Или очки в портрет не входят? и "....Из сказанного можно сделать вывод, что в таком портрете не должно быть темных пятен: серый темный тон нарушит идею лирического портрета. Это не просто отрицание темного тона; исключения темного тона требует логика восприятия. ..." Цитируя Дыко забываем про тёмные очки ? они не будут разрушать?....)))) и после акцента на ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ТЁМНОМ ПРЕДМЕТЕ - делается вывод - "... Из сказанного можно сделать вывод, что в таком портрете не должно быть темных пятен: серый темный тон нарушит идею лирического портрета. Это не просто отрицание темного тона; исключения темного тона требует логика восприятия...." это из Фельдмана и Курского .... Занавес...)))))
Читайте тут... может немного поймёте что такое ВК http://high-key.ru/ - очень подробно расписано.