Лето все еще балует нас «золотыми часами», прекрасными пейзажами и тонкой вдохновляющей атмосферой съемок на открытом воздухе. И если с морскими фотосессиями вы уже вдоволь набаловались, самое время переключиться на создание фотошедевров у лесных опушек и уютных августовских садиков.
Да-да, тех самых, на которых через полгода будем дружно лепить и снимать снеговиков. Но это потом, а пока, советы от Ольги Гладковой - популярного фотографа-портретиста, создателя винтажного проекта «Книжные истории» и автора мастер-классов по художественной фотографии и колористике «Магия портрета».
Камера: Nikon D5 Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G Диафрагма: f/1.6 Выдержка: 1/640 ISO: 320 Фокусное расстояние: 85 мм
1. Подбираем локацию
Заранее изучите места, в которые можно отправиться в то или иное время года. Например, я очень люблю парк «Коломенское» в Москве. Весной, летом и осенью там буквально рай для фотографа: в мае снимаем в цветущих яблоневых садах, затем распускается сирень.
Камера: Nikon D5 Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G Диафрагма: f/2 Выдержка: 1/400 ISO: 250 Фокусное расстояние: 85 мм
Для того, чтобы фотосессия удалась, лучше предварительно съездить на локацию и проверить, распустились ли цветы. Тут нужно, как говорится, ловить момент. Например, в этом сезоне, мы снимали в яблоневых садах «Коломенского» в первый день недели, когда бутоны только-только раскрылись. К середине недели цветы уже были сильно прибиты дождем, а к концу и вовсе от них ничего не осталось. Увы, и само цветение было не столь пышным, как в предыдущие годы: с природой достаточно сложно что-либо предугадать.
Камера: Nikon D5 Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G Диафрагма: f/1.6 Выдержка: 1/400 ISO: 500 Фокусное расстояние: 85 мм
По словам Ольги, в Голосовом овраге парка «Коломенское» можно также провести прекрасные осенние фотосъемки.
Очень красив каменный мостик, а вдоль ручья, по пути до прудов, как в зеркале отражаются желто-красные деревья. Там есть памятники деревянного зодчества, набережная, белокаменная церковь — все это может разнообразить ваши кадры.
Камера: Nikon D6 Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G Диафрагма: f/1.6 Выдержка: 1/500 ISO: 320 Фокусное расстояние: 85 мм
Начало лета — время цветения люпинов и ромашек. Локации для таких съемок я также присматриваю заранее. Как и в случае с городскими садами, я советую заехать на выбранное место еще раз прямо перед фотосессией, чтобы убедиться, что цветы не скосили. Кстати, у Дома Пасечника в Москве в это же время в течение двух недель обычно цветут шиповник, чайная роза и жасмин. Далее, в конце июля и весь август — время бескрайних пшеничных полей Подмосковья. Особенно много их на юге от столицы, в сторону Домодедово.
Камера: Nikon D5 Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G Диафрагма: f/2.2 Выдержка: 1/250 ISO: 125 Фокусное расстояние: 85 мм
Поиски интересных локаций я не прекращаю практически никогда. Каждый год открываю для себя что-то новое и интересное. В одном месте цветы распустились, а в другом — еще нет, и никогда не можешь знать заранее, где будет лучшее место для съемок в этом году.
2. Подбираем правильное освещение
Когда я прихожу на локацию, то прежде всего обращаю внимание на солнце: где оно находится в данный момент и куда будет садиться. Мне очень нравится снимать в последний час перед закатом, в так называемый «золотой час». Самый мягкий и красивый свет струится именно в это время. И если волосы модели подсвечиваются золотистыми лучами в контровике, любой портрет приобретает совершенно волшебный вид.
Камера: Nikon D5 Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G Диафрагма: f/1.6 Выдержка: 1/320 ISO: 250 Фокусное расстояние: 85 мм
Поскольку большую часть снимков Ольга делает с контровым освещением, в стороне заката также должен быть красивый пейзаж, который будет выполнять роль фона. По словам фотографа, очень важно, чтобы бэкграунд был плотным, без больших открытых участков неба: они могут уйти в пересвет при экспонировании по лицу моделей.
А если не очень красиво и не слишком плотно? Советую гулять по локации до тех пор, пока не найдете «место своей мечты». Обращайте внимание на солнечные просветы между деревьями, «зажигающие» листья, световые «проталины» на земле, по которым можно найти отличную точку для контровика в волосах. Попробуйте поставить модель в такую «проталину» и поймать лучики света.⠀
Камера: Nikon D5 Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G Диафрагма: f/2 Выдержка: 1/640 ISO: 250 Фокусное расстояние: 85 мм
Когда подходящее место найдено, выставляем героев и... оборачиваемся. Если за спиной вашей модели должен находиться «плотный задник», то перед ее лицом, наоборот, должен быть открытый участок неба. И как можно больше! Это поможет осветить ваших героев мягким естественным светом. Помните, что любое дерево, холм или куст за спиной у фотографа даст не только тень, но и зеленый рефлекс на лицах. ⠀
Если честно, я не люблю снимать в самом лесу, в чаще. У окраины фотографии получаются намного красивее. Но уж если зашли глубоко, то лучше выбирать большую поляну, чтобы открытого неба хватило для подсветки лица моделей. Во избежание засветки в кадре ищите подходящий угол во время съемок.
Камера: Nikon D5 Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G Диафрагма: f/2 Выдержка: 1/640 ISO: 250 Фокусное расстояние: 85 мм
Конечно, существует еще бесчисленное множество нюансов, но многие из них можно прочувствовать только через практику! ⠀
3. Учимся сочетать цвета
Итак, локацию выбрали, со светом определились, теперь поговорим о том, что, на первый взгляд, может показаться достаточно сложным, но, в конечном счете, и позволит вам добиться вау-эффекта на ваших снимках: изучаем законы колористики.
В колористике есть одно основополагающее правило: правило трех цветов. Оно гласит, что «фотография легко воспринимается зрителем, если на ней присутствует не более трех цветов одновременно (можно один, два или три), включая многообразие их оттенков, и не более четырех процентов любых других тонов. Это важно запомнить, чтобы отсекать ненужные оттенки.
Камера: Nikon D5 Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G Диафрагма: f/2.2 Выдержка: 1/250 ISO: 400 Фокусное расстояние: 85 мм
Как это работает, если снимаем на природе? Самый простой способ сочетания в таком случае — повторить цвета локации, ведь природа — лучший колорист! Оденьте моделей в натуральные тона. Например, если идете в парк, то деревья — зелёные, земля — коричневая, закат — оранжевый. И не забудьте про бесконечные вариации оттенков. Не нужно искать идентичный зеленый, ведь есть изумрудный, хаки, болотный, оливковый и ещё множество других тонов. Тоже самое и с оранжевым, да и вообще с любым другим цветом!
Помните: на локации также следует безжалостно исключать из кадра лишние оттенки, не входящие в число «до трёх цветов» (В нашем примере с парком это могут быть красные лавочки или голубые будки).
Камера: Nikon D5 Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G Диафрагма: f/1.8 Выдержка: 1/800 ISO: 320 Фокусное расстояние: 85 мм
Если боитесь ошибиться, советую начинать с ахроматов (серый, черный, белый) и теплых оттенков (бежевый, молочный, охра, верблюжий). С ними достаточно сложно промахнуться, потому что первые по своей сути — вообще не цвет, а вторые — совпадают с цветом кожи вашей модели. Кстати говоря, цвет кожи — очень важный момент, который нужно учитывать. Для съемки портретов оранжевый и его теплые оттенки должны обязательно входить в вашу цветовую палитру.
4. Выбираем технику
В этом году в придачу к хорошо зарекомендовавшей себя Nikon D5, в арсенале Ольги появилась и беззеркальная новинка - Z 6II.
Изначально думала, что куплю камеру серии Nikon Z, поснимаю, и смогу на практике убедиться, что фотографии на зеркало в портретной съемке получаются все-таки лучше, мягче и пластичнее. Но Nikon Z 6II существенно усложнила мне задачу, никак не желая уступать. Ее RAW-файлы, на мой взгляд, чуть более контрастные в сравнении с D5 и немного другие в обработке, так как старые «зеркальные» пресеты пришлось немного доработать. Но главное все-таки, что исходники мне очень и очень нравятся.
Камера: Nikon D5 Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G Диафрагма: f/2.2 Выдержка: 1/500 ISO: 320 Фокусное расстояние: 85 мм
Кроме того, фотограф подчеркивает, что съемка портретов требует помимо хорошей камеры и действительно хороший объектив.
Советую иметь в запасе хотя бы один светосильный фикс. Долгие годы моей главной любовью был AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G, сменивший AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G. Но сейчас его расстояния мне стало уже маловато для грандиозных планов. И в мой комплект техники добавились AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G и NIKKOR Z 50mm f/1.2 S.
Последний из них, с байонетом Z — идеально подходит для съемок с недостаточным освещением.
Камера: Nikon Z 6II Объектив: NIKKOR Z 50mm f/1.2 S Диафрагма: f/3.5 Выдержка: 1/320 ISO: 500 Фокусное расстояние: 50 мм
5. Настраиваем камеру
Шаг 1. Диафрагма.
Я всегда начинаю с нее, потому что именно она отвечает за рисунок объектива. Подумайте хорошенько, что вы хотели бы получить: полностью размытый фон или, наоборот, более прорисованные детали? Насколько четкими они должны быть? Художественная или более контентная картинка?
Диафрагма — это отличный инструмент, который позволит вам сделать именно тот кадр, который вы задумали.
Камера: Nikon D5 Объектив: AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G Диафрагма: f/4 Выдержка: 1/400 ISO: 400 Фокусное расстояние: 35 мм
Шаг 2. Выдержка.
После того, как я определилась со значением диафрагмы, остальные настройки подбираю уже исходя из конкретной ситуации: делаю кадр, смотрю — темно или светло? В соответствии с этим выставляю выдержку, чтобы получить правильно проэкспонированный кадр, а точнее правильно проэкспонированный скинтон. Что в данном случае значит «правильный»? Тот, что нравится вам!
Например, мои RAW-файлы всегда немного недоэкспонированы.
Камера: Nikon D5 Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G Диафрагма: f/1.8 Выдержка: 1/320 ISO: 320 Фокусное расстояние: 85 мм
Шаг 3. ISO.
Изначально ISO стоит на 100 единицах, но если выдержка уже 1/250, а кадр все еще темный, я поднимаю светочувствительность до тех пор, пока не достигну «правильно проэкспонированного кадра».
Камера: Nikon D5 Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G Диафрагма: f/2.2 Выдержка: 1/640 ISO: 200 Фокусное расстояние: 85 мм
Шаг 4. Баланс белого.
Многие пренебрегают этим моментом во время настройки, но я считаю, что правильно выставленный баланс белого в камере поможет вам сразу корректно видеть цвета, тонировать снимок уже во время съемки и показывать качественный результат на камере довольным моделям.
Камера: Nikon D5 Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G Диафрагма: f/1.8 Выдержка: 1/400 ISO: 125 Фокусное расстояние: 85 мм
Баланс белого для фотографа — очень мощный инструмент, так как именно он помогает управлять цветом на снимке. В зависимости от задачи вы можете выбрать теплое тонирование, синие или циановые тени или красивое искажение цветов.
Когда я только открыла для себя этот инструмент, то часто поднимала баланс белого до 9000К, а порой даже до 10000К, чтобы сразу получить золотистый, солнечный оттенок кожи. Но затем пришла к выводу, что в некоторых случаях теплый баланс портит мои снимки. И начала экспериментировать. Советую и вам поступить также — попробуйте поснимать, затем посмотреть и проанализировать, чтобы в дальнейшем выбирать наиболее удачные значения.
Так, по ее словам, можно начать с преднастроек камеры: «солнечно» (самый холодный), «облачно» (теплее), «тень» или «домик» (самый теплый).
А затем попробовать выставить баланс вручную, например на 8000К, 9000К, 10000К. Посмотрите, как меняются ваши фотографии: в каком случае баланс белого украшает кадр, а в каком портит.
К примеру, сейчас большинство кадров я снимаю в режиме «солнечно» или «облачно»: мне нравятся снимки с более холодным балансом, кажется, что в них больше магии.
Камера: Nikon D5 Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G Диафрагма: f/2 Выдержка: 1/400 ISO: 200 Фокусное расстояние: 85 мм
6. БОНУС!!!
Оказались на улице в солнечный полдень без отражателя, а локация располагает снимать? Такой шанс упускать нельзя. Что же делать?
Описанная выше схема съемки портрета здесь также подойдет, но с небольшим нюансом: открытое пространство перед моделью должно быть действительно очень большим. Чем выше солнце, тем больше пустое пространство без кустов и деревьев. Также попробуйте заменить «кусок неба» естественным отражателем, например, бликом от гладкой поверхности, или отраженным светом от здания.
Например, на этом снимке на лицо модели падает блик от окна, а я снимаю сквозь стекло.
Камера: Nikon Z 6II Объектив: NIKKOR Z 50mm f/1.2 S Диафрагма: f/2.2 Выдержка: 1/2000 ISO: 160 Фокусное расстояние: 50 мм
Наличие плотного фона также крайне важно в полуденных съемках без отражателя. Благодаря ему вы будто сокращаете «безумный» тоновый диапазон между светами и тенями и получаете красивый снимок без пересветов и засветок, экспонируясь по лицу модели.
Если с контровиком не получается, попробуйте снимать по свету, добавив в кадр игру с геометрией, жесткими теням, эмоциями и динамикой героев.
И помните — впереди у нас самое долгожданное, самое прекрасное время года. Когда хочется снимать как можно больше и дольше, и не стоит упускать этот шанс!
Все фото - Ольга Гладкова.
Подготовлено по материалам nikonpro.ru.
Ставь лайк и подписывайся на блог Яркого фотомаркета, чтобы всегда быть в курсе самых ярких новостей!
И не забывай про наш Telegram
Комментарии: