error
Регистрация

Понятие фото композиции – 21 совет

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Фото Идея
Опубликовано: 05.02.2016 в 12:20:44

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему одни фотографии притягивают взгляд зрителя, а другие оставляют его равнодушным? Почему одни фотографы становятся победителями конкурсов, а другие так никогда и не обретут известность?

Одной из причин, по которой некоторые снимки выделяются на фоне других – мастерское владение искусством фото композиции кадра.

Всем известная крылатая фраза гласит:

"Правила созданы для того, чтобы их нарушать."

Но не зная правил построения кадра — мы не знаем, что нарушим, и к чему все это приведет.

Итак, если вы задаетесь вопросами о том какой пустой кадр, потерялись важные детали, как расположить большое количество объектов в одном кадре, то этот блог для вас, приступим

Начать стоит с определения.

Композиция – гармоничное сочетание и взаимодействие объектов в поле кадра. С латыни «compositio» переводится как «соединение» или приведение в порядок.

Совет №1: Используйте правило золотого сечения и правило третей

Правило третей

Делим кадр на три равные части по горизонтали и по вертикали. Получилась сетка, которую вы видите на изображении. Правило основано на том, что объекты, расположенные в местах пересечения линий, соответствуют наилучшему зрительному восприятию. Таким образом, значимо важный объект съемки следует располагать или вдоль линий или в точках пересечений этих линий:

Понятие фото композиции – 21 совет - №1

При съемке природных пейзажей наиболее интересными получаются те фотографии, на которых горизонт расположен по правилу третей. На какой из линий расположить горизонт? Это зависит от того, на чем вы хотите сконцентрировать внимание зрителя. В первом случае это красивый пейзаж на земле. Во втором случае делаем акцент на интересном, выразительном небе:

Правило золотого сечения

На протяжении многих веков, для построения гармоничных композиций художники пользуются понятием "Золотого сечения". Обнаружено, что определенные точки в картинной композиции автоматически привлекают внимание зрителя. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Нарисовав сетку, мы получили данные точки в местах пересечения линий. Человек всегда акцентирует свое внимание на этих точках, независимо от формата кадра или картины.

Понятие фото композиции – 21 совет - №2
Понятие фото композиции – 21 совет - №3

Правило диагоналей

Согласно правилу диагонали, важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий, показанных на примерах. Диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали.

Понятие фото композиции – 21 совет - №4
Понятие фото композиции – 21 совет - №5

Линейные элементы, например, дороги, водные пути, и ограждения, установленные по диагонали, обычно делают пейзаж более динамичным, чем те, которые расположены горизонтально:

Правило диагонального золотого сечения

Еще одно применение правила "золотого сечения". Наложим диагональную сетку на изображение таким образом, как показано на фотографии ниже. Главные объекты изображения должны быть расположены в полученных секциях.

 
Понятие фото композиции – 21 совет - №6

Хорошо, вернемся к теме совета

Автор изображения —  Artem Yankovsky
Автор изображения — Artem Yankovsky

Если расположить линию горизонта по одной из этих линий, то кадр будет смотреться гармоничней.

Автор — Francis Gagnon
Автор — Francis Gagnon

Не стоит располагать дерево или столб в центре – такое расположение разделяет поле кадра на две независимые части, и запутывает зрителя – он не может определить какая часть кадра важнее.

Автор — Caras Ionut
Автор — Caras Ionut

В данном случае кадр очень удачно дополняет собака. Без нее фотография выглядела бы очень пустой.

Совет №2: Геометрическая композиция

Все объекты нашего мира можно подогнать под простые геометрические формы – линия, треугольник, квадрат, эллипс, круг.

Каждая из этих форм будет вызывать определенные эмоции.

Если долго смотреть на квадрат или прямоугольник возникает ощущение стабильности.

Автор — Steve (Maxx) Landeros
Автор — Steve (Maxx) Landeros

Треугольник, стоящий на основании смотрится устойчивым, а если его поставить на вершину? От устойчивости не останется и следа, кажется, что он вот вот упадет.

Автор — Garry Schlatter
Автор — Garry Schlatter

Круг ассоциируется с уютом, спокойствием.

Автор — Nadya Chudina
Автор — Nadya Chudina

Совет №3: перспектива, выделение пространством

Человек смотрит на мир двумя глазами, и за счет этого все объекты мы видим объемно. Современный фотоаппарат пока еще передает двухмерную плоскую картинку. Для того, чтобы передать объем на фотографии (глубину пространства или перспективу другими словами) нужно использовать передний, средний и задний план.

Например: вы фотографируете пейзаж. На передний план можно поставить камни, на средний — деревья, на задний — горы.

Автор — Gary McParland
Автор — Gary McParland

Еще один способ передать объем на фотографии – главный объект ставится на передний план, а фон размывается. Один из способов размытия фона – использование максимально открытой диафрагмы.

Совет №4: Тональная перспектива

Ощущение объема также можно передать и с помощью цвета.

Автор — Martin Rak
Автор — Martin Rak

Темные предметы кажутся нам более близкими, светлые – удаленными. Если передний план будет темнее заднего, то ощущение глубины усилиться.

Совет №5: Цветовая композиция

Каждый цвет имеет свое эмоциональное воздействие на человека.

Теплые цвета – оранжевый, желтый, красный напоминают нам лето, солнце, тепло. Такие же ассоциации возникают при просмотре фотографий, выполненных в этих цветах.

Автор — Dave Williams
Автор — Dave Williams

Холодные цвета – синий, розовый, фиолетовый – отдаляют объект от зрителя и ассоциируются с холодом, зимой, водой.

Автор — David Mould
Автор — David Mould

Насыщенность цвета также влияет на эмоции зрителя.

Мягкие тона создают ощущение покоя и ностальгии.

Яркие краски используются для привлечения внимания, напористости, чувственности, поэтому их зачастую используют в рекламной фотографии.

Следует осторожно относиться к подбору цветов в кадре, иначе может получиться несуразица – композиция будет попросту разваливаться.

Избегайте ярких цветовых пятен в стороне от главного объекта съемки, иначе это будет отвлекать зрителя.

Совет №6: Черно-белая фотография

Поклонники черно-белой фотографии знают, что белый цвет кажется объемней черного.

На черно белом снимке глаз в первую очередь схватывает самые светлые пятна и только потом переходит к темным.

На этом эффекте основана следующая иллюзия:

На листе в ровную черно-белую полоску будет казаться, что белые полоски шире.

Ярко белый предмет будь он на переднем или заднем плане обязательно покажется в этой композиции главным.

Совет №7: Используйте правило диагоналей

В идеале мы с вами должны научиться управлять взглядом зрителя: мы должны взять зрителя за руки и привести к главному объекту кадра.

Как это сделать, спросите вы?

Для этого нужно использовать различные линии – дорога, провода, линия берега, рельсы, в общем все, что вашей душе угодно (даже линию взгляда). Линии не обязательно должны быть прямыми.

Автор — David Nightingale
Автор — David Nightingale

Восходящие линии, ведущие из левого нижнего угла в правый верхний выглядят напряженнее нисходящих, это может быть связано с тем, что мы читаем слева направо, сверху вниз, здесь же взгляд должен вскарабкиваться наверх, что требует больших усилий.

фото композиция - линии
фото композиция - линии

Восходящие линии ассоциируются с динамикой, движением.

Нисходящие линии – из вершины левого верхнего угла в правый нижний, ассоциируются они со спокойствием и умиротворением.

фото композиция - контрасты
фото композиция - контрасты

Совет №8: Контрасты

Бросится ли вам в глаза белый объект на черном фоне или красный на зеленом? Думаю, что да.

Главный объект съемки должен отделяться от фона, а не сливаться с ним.

Если объект контрастирует с фоном, то мы сразу обратим на него внимание.

Автор снимка - Panumas Pattanakajorn
Автор снимка - Panumas Pattanakajorn

А вот исключение из правил.

Автор снимка - Jules Cox
Автор снимка - Jules Cox

Несмотря на то, что животное сливается с фоном, оторвать взгляд от фотографии невозможно.

Совет №9: Ракурс или точка съемки

Нормальная точка съемки – на уровне человеческих глаз, это то, как мы привыкли наблюдать за окружающим нас миром – мы все так видим.

Применяют такой ракурс для съемки классических портретов. Большая часть фотографий сделана именно так.

Автор снимка - Jason Lee
Автор снимка - Jason Lee

Нижняя точка съемки.

Фотоаппарат (и скорее всего мы вместе с ним) находится внизу. Точка съемки ниже привычного уровня глаз.

В данном случае объекты начинают выглядеть не так, как мы к этому привыкли, тем самым испортить кадр проще простого.

Появляются искажения – ноги у модели кажутся длиннее, голова меньше (особенно данный эффект проявляется на короткофокусных объективах).

Объект с такого ракурса выглядит более «монументально» и величественно.

С этого ракурса лучше снимать динамичные сцены – бег, танцы, прыжки.

Автор снимка - Alex Evers
Автор снимка - Alex Evers

Верхняя точка съемки – фотоаппарат находиться выше уровня глаз человека. Снимки, сделанные с этого ракурса, выглядят спокойными и статичными.

Автор снимка - Pollo Olivera
Автор снимка - Pollo Olivera

Совет №10: Ритм в фотографии

Ритм – повторение похожих или одинаковых линий в кадре.

По дорожке из чередующихся объектов взгляд наблюдателя можно увести куда угодно, главное пользоваться этим правилом с умом.

Автор снимка - Brian Day
Автор снимка - Brian Day

Совет №11: Использование внутренних связей

При создании снимка необходимо, чтобы между предметами в поле кадра была связь.

Предметы могут быть связаны по форме, цвету, смыслу, люди, расположенные в кадре могут быть связаны линией взгляда.

 
 
Автор снимка - Dean Bradshaw
Автор снимка - Dean Bradshaw

Совет №12: Горизонт должен быть горизонтальным

Делайте поверхность воды и плывущих кораблей горизонтальной, иначе это будет резать глаз.

Автор снимка - Roger Sharp
Автор снимка - Roger Sharp

Совет №13: Аккуратней с кадрированием

Этот совет особенно актуален для портретов.

При фотографировании людей не стоит обрезать части тела как попало.

Фотографируйте либо всю фигуру, либо до бедра.

Руки правильнее обрезать до плеча, а не до кистей.

Совет №14: Избегайте пустот

Избегайте больших пустых пространств, таких как чистое небо, равнина, вода, постарайтесь чем-нибудь заполнить пустоту. Например, на передний план можно поместить ветку дерева, камень, фигуру человека или еще что-нибудь.

фото композиция 13
фото композиция 13

Совет №15: Простота

Сделайте кадр простым и понятным, уберите с него все лишние детали, отвлекающие зрителя от главных объектов. Ненужный мусор (и в буквальном смысле этого слова тоже) из кадра можно убрать с помощью графических редакторов — Adobe Photoshop и Adobe LightRoom.

фото композиция 12
фото композиция 12

Сделайте кадр максимально большим. Это позволит зрителю быстрее понять смысл изображения без продолжительных блужданий по всей картинке.

Совет №16: Баланс

Постарайтесь сделать сбалансированную композицию так, чтобы правая часть фотографии не выглядела тяжелее левой (или верхняя тяжелее нижней).

фото композиция 11
фото композиция 11

Я уже говорил, что разные цвета воспринимаются по-разному. Стоит теперь упомянуть одинаковые цвета.

фото композиция 10
фото композиция 10

Один и тот же цвет будет восприниматься по разному в зависимости от занимаемой им площади. Черное пятно может быть уравновешено — чуть большим по площади серым.

фото композиция 9
фото композиция 9

А вот для того, чтобы уравновесить черное пятно белым цветом, пропорции будут уже совсем другими. Для этого понадобиться очень много белого цвета.

Совет №17: Аккуратней с линиями в кадре

При фотосъемке людей следите, чтобы линия горизонта или другие линии фона (столб, дерево) не проходили через голову человека. Иначе может получиться иллюзия, будто у человека выросли рога из головы, или столб… Что явно не добавит красоты снимку. Для того, чтобы избежать этого, нужно всего лишь изменить точку съемки.

Совет №18: При съемке портрета следите за глазами

При фотосъемке портрета очень важную роль играют глаза, поэтому и фокусироваться нужно именно по ним.

фото композиция 8
фото композиция 8

Если фокус поймать сложно попробуйте сфокусироваться по пуговице на груди.

Совет №19: Съемка движущихся объектов

Когда фотографируете движущийся объект, оставляйте ему место для движения – располагайте его так, как будто он только что зашел на фотографию, а не покидает ее.

фото композиция 7
фото композиция 7

Съемка с проводкой позволяет размыть фон и лучше передать эффект движения.

фото композиция 6
фото композиция 6

Еще один способ размывания фона — изменение фокусного расстояния. Во время экспонирования кадра меняется фокусное расстояние, при этом получается эффект размытости, при котором линии устремлены в центр.

Съемка с проводкой несколько легче чем данных эффект (во всяком случае для меня).

Как вы уже успели понять — если фон размыть, то эффект движения передастся лучше.

Совет №20: Используйте нечетное число одинаковых предметов

Три одинаковых предмета (растения / животного) будут выглядеть лучше, чем два или четыре

фото композиция 5
фото композиция 5

Совет №21: Симметрия

Помните, я рассказывал, что симметрия это зло и от нее нужно отучаться? Этому посвящены статьи про правило золотого сечения в фотографии иправило третей в фотографии.

Это действительно так, но есть и исключение из правил.

Симметрия достаточно часто встречается вокруг нас (посмотрите в зеркало), архитектура и другие предметы в нашей жизни используют симметрию.

фото композиция 4
фото композиция 4

В природе это более редкое явление. Деревья, скалы, камни и еще целая гора примеров ассиметричных предметов.

фото композиция 3
фото композиция 3

Когда уместна симметрия спросите вы?

Если вы хотите передать спокойствие, статичность, умиротворенность – смело используйте симметрию.

фото композиция 2
фото композиция 2

Правило симметрии можно использовать при съемке архитектуры, пейзажей с отражением в воде, также могут получиться интересными снимки с отражением в зеркале.

фото композиция 1
фото композиция 1

Смело нарушайте все правила, если знаете, чего и как вы хотите добиться от данного кадра.

Композицию нужно рассматривать как набор ингредиентов, взяв которые, можно приготовить отличное блюдо – фотографию.

Источник: http://lepser.ru

Улучшите свои знания с помощью курса: "Композиция и цвет в фотографии" Ссылка на курсhttp://3009.ru/composition/special/

 
Смотрите еще:
 
Просмотры: 149576
 

Комментарии:

максим веселов
очень полезная статья .просто и доходчиво.думаю новичку будет не только интересно ,но и безусловно полезно.
18.05.2013 - 19:23:51
 
Завриева Елена Завриева
спасибо! очень просто и доходчиво!
19.05.2013 - 02:03:33
 
Тамрико Дат
Очень хорошая статья!
20.05.2013 - 04:53:00
 
Роман Робота
Спасибо.
Очень интересно.
20.05.2013 - 08:00:52
 
Юрий Шувалов
Спасибо, статья, однозначно, помогает в фотографии, используя элементарную психологию, и настраивает фотографа на творческий лад..
22.05.2013 - 19:23:05
 
meltzer
Очень даже научно !
НО!
Забыли добавить, что нарушая закон "золотого сечения", вероятнее всего получаете искомый Золотой кадр !
Кто не согласен?
Кто помнит про Афродиту ?
01.06.2013 - 03:58:13
 
Petr Pesegov
Очень коротко, доходчиво и полезно !
10.06.2013 - 05:42:17
 
Gennadiy Bakayev
ВРОДЕ БЫ всё аргументировано и правильно......НО,,,, во время съёмки существует фактор освещённости и наведение рескости на объект....Особенно при динамичной съёмки....
Фактор случайности играет первостепенную роль....
12.06.2013 - 22:00:35
 
Виталий Пылаев
Оч. интересно! Доступно и понятно написано. СПАСИБО!!!!
14.10.2013 - 14:35:51
 
Александр Сендеров
Очень, познавательно,-спасибо автору!!!
02.02.2014 - 20:12:18
 
Иваннович *
Первая статья на этом сайте, которая мне что то подсказала.
13.11.2015 - 16:30:25
 
Валерий Симонов
Хорошая публикация! Один вопрос: по аналогии с заголовком слово "фотограф" следует писать "фото граф"?
14.11.2015 - 15:39:48
 
Андрей Пашис
Местами некорректно и примеры странны (некоторые:),
но в целом забавный материал.
.
Более полный список композиционных приёмов. Буду рад замечаниям:)
.
1. Композиция как сочинение, соединение, составление. Диалог композиционных элементов.
2. Целостность.
3. Многоплановость.
4. Полицентровость.
5. Насыщенность.
6. Мгновенность.
7. Выразительность.
8. Простота.
9. Гармоничность.
10. Единство композиции.
11. СКЦ (сюжетно-композиционный центр).
12. Studium и Punctum. Пунктум как точка инициации смыслового центра.
13. Проблема большого и малого. Контраст величин. Деформация масштаба.
14. Главная и второстепенная роль в сюжете.
15. Динамика фотографического кадра.
16. Усиление перспективной глубины пространства фотографии с помощью линейной перспективы. Направляющие линии и линейная перспектива.
17. Усиление глубины пространства фотографии с помощью воздушной перспективы.
18. Усиление глубины пространства фотографии с помощью цветовой перспективы.
19. Параллельные линии в композиции. Предотвращение параллелей на краях изобразительного поля.
20. Чувственное и рассудочное в композиции.
21. Правило трёх третей, золотое сечение, числа Фибоначчи.
22. Простая фигура как базовый скелет композиции.
23. ЭЕР (эффект естественной рамки). Усиление целостности композиции с помощью контура по периметру фотографического изображения.
24. Геометрические и сюжетные активные точки композиции.
25. Неожиданные комбинации.
26. Контраст форм и геометрических структур.
27. Контраст силуэтов.
28. Контраст света и тени (тональный контраст).
29. Контраст теплых и холодных тонов.
30. Контраст комплементарных (дополнительных) цветов.
31. Цветовой диссонанс, контраст диссонирующих цветов.
32. Контраст плавных и ломаных линий.
33. Контраст трёхмерных и двумерных элементов, объёма и плоскости.
34. Контраст близкого и далёкого.
35. Контраст подвижных и неподвижных деталей композиции.
36. Логические, смысловые контрасты.
37. Функциональный контраст первостепенных и второстепенных деталей композиции.
38. Контраст состояний, положений.
39. Контраст характеров, эмоций, психологические контрасты.
40. Сюжетные контрасты, образующие причинно-следственную связь.
41. Контраст сцены и мизансцены.
42. Оверлэппинг (overlapping). Усиление целостности композиции вследствие перекрывания объектов.
43. Временной контраст (совмещение на одной фотографии проявлений того, что уже произошло, что происходит, и что будет происходить).
44. Контрасты стиля.
45. Контрасты символов.
46. Отражения и повторы.
47. Симметрия или явная асимметрия композиции.
48. Рифма и ритм.
49. Движение в кадре. Проводка как средство выделения главного объекта или СКЦ.
50. Манипулирование символами и знаками.
51. Печатный текст в рамках или за рамкой фотографии, несущий изобразительную нагрузку.
52. Фабула и концепция фотографии.
53. Фотоизображение (фотография или серия фотографий), подразумевающее временнóе повествование, метафорический рассказ, “фотоистория”.
54. Соотнесение СКЦ и свободного места. Соотношение объект и пустота. Работа с пустотой. Окружение, обрамление СКЦ, главного объекта композиции.
55. Идейный ключ, смысловая полярность фотографии.
56. Аполлоническая гармония и дионисийский катарсис.
57. Двусмысленность и многозначность сюжета. Юмор и ирония.
58. Натюрморт, крупный план, макро — как средство фотографической выразительности.
59. Шарм, гламур, нечто очаровывающее.
60. Романтика, эротика и секс.
61. Использование знаменитостей в сюжете.
62. Использование эффекта déjà vu («уже виденное»).
63. Принцип чёт-нечет, инь-ян в целостной, слитной и гармоничной композиции.
64. Совокупное и комплексное применение всех законов и правил композиции для поиска оптимального композиционного решения по принципу тезис – антитезис - синтез. Фотография как искусство спонтанной ловли уникального нерукотворного гармонического мгновения.
18.11.2015 - 09:13:15
 
Носов Юрий
Как говорил мой учитель:" Научитесь снимать так КАК НАДО, а только потом нарушайте...."
19.11.2015 - 15:27:04
 
Busla
Начали вроде бы верно: правила композиции описывают КАК человек читает изображения, а потом скатились к традиционному: "должен", "нужно".
23.11.2015 - 13:49:43
 
Виктор Зенин
Хорошая статья, но обратил внимание на одну явную несостыковку, в совете №1 восходящую диагональ называют спокойной, а нисходящую динамичной, а в совете №7 все наоборот...
03.12.2015 - 09:03:10
 
Андрей Пашис
Нестыковка начинается с названия:))
ФОТОКОМПОЗИЦИЯ пишется слитно!
11.12.2015 - 05:57:52