error
Регистрация

Поговорим об Искусстве.

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Евгений Мусияченко
Опубликовано: 18.12.2012 в 16:47:10

Из Википедии: "Наука и искусство - два способа познания материального мира. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание выразительных форм в соответствии с эстетическими идеалами. В масштабах всего общества искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений."

Вы чего-нибудь поняли из этой формулировки? Я не очень.

А как же познание не материального мира - духовного? А если произведение не соответствует эстетическим идеалам, если с позиции эстетики оно анти эстетично (изображенное в произведении безобразно, ужасно и т.д.), но при этом колоссально воздействует на зрителя? А если произведение не отражает действительность, а предвидит, предвосхищает ее? Мне ближе некрасовское: "Сеять разумное, доброе, вечное". Хотя у Некрасова это не о искусстве.

Стоит высказаться, что искусство выполняет определенные задачи в обществе и сразу возникает вал критики: - искусство обществу ничего не должно, оно самодостаточно, живет отдельно от общества и т.д. На мой взгляд, любое искусство (музыка, живопись, кино, литература, фотография и т.д.) служит гармоничному развитию общества и на пути этого служения выполняет четыре основных задачи - эстетическое, эмоциональное, социальное и духовное развитие общества.

Любое из произведений искусства (признанных обществом в данный исторический период) содержит в себе одну, или несколько из этих составляющих.

Эстетическое развитие общества.

Говоря о эстетике, мы употребляем такие понятия, как "красиво", "прекрасно", "совершенно" и т.д. С момента зарождения человеческого общества, эти понятия развивались и трансформировались. В большинстве, все созданное природой с древних времен до сегодняшнего дня описывалось человеком (являющимся частью этой природы) через эти понятия. Красота и совершенство окружающих человека гор, деревьев, морей, рек, цветов и животного мира оказывало эстетическое воздействие и на древнего человека, оказывает и на современника (трепетное и восхищенное отношение к природе имеет архетипические корни). Подражая природе, человек начал создавать свои произведения, описывающие ее красоту и совершенство. Разумеется, понятие "красиво" у древнего человека и современника отличаются. Представление о женской красоте, начиная с Венеры Милосской, мадон Рубенса, дам Ренуара и заканчивая анерексично-подиумными моделями (шутка) видоизменялось и, надеюсь, вернется к Венере Милосской. Благодаря развитию эстетического восприятия мира, с древних времен, предметы быта старались делать красивыми (как минимум - не безобразными). От изготовления красивых предметов быта человек переходит к изображению окружающей природы (включая самого человека) в своих произведениях (скульптура, живопись, литература и т.д.), при этом трансформируя окружающую действительность в свое представление о ней. Появляются символы, образы. От банального копирования окружающего мира человек поднимается в своих произведениях до образной, символической передачи сути и природы красоты. У Выготского одной из основных задач Искусства названа "Борьба и победа автора над косностью материала с которым он работает. У скульптора - борьба с твердостью мрамора, или железа. У художника - борьба с цветовой бедностью красок, данных ему для передачи миллиона оттенков, существующих в природе. У поэта - борьба с словарными и ритмическими ограничениями." Спорное суждение. Выходит, произведение искусства, созданное без "борьбы", без значительных усилий таковым не является? А как же Моцарт и другие, не "умиравшие" над своими произведениями? А как же мы - фотографы? Нажатие пальца на кнопку трудно назвать высеканием из мрамора. В современный век развития технологий, позволяющих идеально копировать окружающий мир, сложно кого-то удивить совершенной копией действительности. Что же привлекает и находит отклик у современного зрителя, читателя, слушателя c позиции эстетики? Все новое, ранее не увиденное, услышанное, прочитанное. Так как эстетика работает с Формой (содержание, с позиции эстетики, всегда одно - это красота окружающего мира), то мы говорим о новой Форме в произведении. Сегодня доминирующее положение в развитии эстетических форм занимает дизайн. Генерируя новые формы, образы и символы, дизайн далеко опередил изобразительное искусство, эксплуатирующее формы прошлого века. Новая визуальная идея становится доминантой в эстетическом развитии общества. В завершении описания "эстетической" составляющей в произведении, приведу высказывание Выготского: "Все уродливое, безобразное, ужасное не может восприниматься как эстетичное. Человек, лишенный конечности, может быть красив внутренне (своей душевностью, отзывчивостью и т.д.), но внешне он не может восприниматься как гармоничный, эстетичный образ."

Эмоциональное развитие общества.

Говоря о эмоциях, мы подразумеваем и те, которые можно отнести к ощущениям и восприятию (в этой заметке я не буду вдаваться в различия между ними) это радость, боль, страх, печаль, восторг и т.д., и те высшие человеческие эмоции, которые относятся к чувствам - сочувствие, сопереживание, благодарность, чувство вины, гордость и многие другие. Одними из ключевых здесь являются, объединенные одним понятием эмпатия - сочувствие и сопереживание. Именно благодаря умению сопереживать другим людям, человек и является тем самым "венцом природы". Среди всех животных на планете, только человек проявляет заботу о старых, больных и немощных собратьях. Благодаря эмпатии нам понятны эмоции других людей, их настроение и переживания. Не считая "чисто" эстетических (просто красиво) произведений искусства, все остальные обязательно несут в себе эмоциональную окраску. Как вы себе представляете роман, или кино в котором нет чувств и переживаний героев? Читая роман, мы визуализируем героев, через описанные эмоции, представляем выражения их лиц. В немом кино и фотографии нам не нужны слова, по жестам, лицам и мизансценам мы понимаем что происходит с персонажами. Эмоциональную окраску имеет музыка, живопись, фотография и т.д. Просто красивый пейзаж может быть радостным, спокойным, грустным, тревожным. За эмоциональную окраску произведения отвечают совместно и форма, и содержание. Формой можно как усилить воздействие содержания, так и ослабить. Яркость эмоции в произведении оказывает основное воздействие на зрителя, читателя, слушателя. Отсутствие у человека восприимчивости к искусству говорит об отсутствии у него эмпатии (в психологии - "эмоциональная тупость").

Социальное развитие общества.

Начиная с первобытно-общинного строя в обществе складывались определенные социальные отношения. Задача племени была в выживании. Старых, больных (да и просто лишние рты) убивали, или оставляли умирать как обузу. Вождь определял правила взаимодействия внутри племени - своих соплеменников есть нельзя, чужих можно и т.д. Первобытно-общинный строй сменился более прогрессивным рабовладельческим. С точки зрения рабов, он был не справедлив, но именно наличие рабского труда позволило свободным гражданам развивать науки, искусства и основы права. Рабовладельческий строй сменился феодальным, в котором прямого рабства уже не было. Удачливый лавочник мог вырасти до купца, талантливый ремесленник до королевского ювелира, а способный мальчик стать Леонардо, или Рафаэлем. Феодальный строй сменился капиталистическим с плавным перетеканием с кап-социолизм (во многих развитых странах соц-партии играют значимую роль). На протяжении всей истории человечества социальные взаимоотношения эволюционировали в сторону более гуманных и справедливых. Война, геноцид, нищета, угнетения и другие социальные перекосы крайне негативно воспринимаются в современном обществе. Откуда у поколения не пережившего войну такое неприятие этого явления? Начитались трактатов военных историков? Или запали в душу сухие цифры потерь? Кино, романы, стихи, фотографии, созданные остро чувствующими, талантливыми авторами дают нам представление о войне. О ее ужасах и несправедливости. Через главных героев мы переживаем эти страшные события и определяем свое отношение к войне. Именно произведения искусства, через ту самую эмпатию (развитую у нас в предыдущей части :))), заостряют внимание на социальных проблемах общества, делая каждого сопричастным, ответственным за происходящее.

Духовное развитие общества.

Жизнь, смерть, любовь, кто Я и зачем Я - это философские и религиозные понятия и вопросы, на которые пытается ответить и искусство. Те, кто по долгу профессии и, крайне редко, по своему желанию читал философские труды, согласятся со мной, что занятие это нудное и тяжелое (хотя полезное). Но ни что не заставляет задумываться над этими вечными вопосами так, как это делают произведения искусства. Благодаря своей художественной форме, они приводят читателя, зрителя, слушателя к тому самому "катарсису" по Выготскому - неожиданному просветлению, душевному экстазу, или острой душевной боли. В эпоху Возрождения это воздействие искусства использовали, заказывая Великим Мастерам церковную музыку, оформление соборов. Посоветуйте мне философский трактат, в котором бы так много, остро и по разному говорилось о любви, жизни и смерти, как это делается в литературе, музыке, кино и других видах искусства. Да еще, что бы этот трактат заставил меня так же чувствовать и переживать. Сколько задач реализовано в том, или ином произведении? Какую составляющую, кроме эстетической, несут современнику статуи Венеры и Аполлона? У древних греков статуи богов выполняли еще и духовную задачу.

В конкретном произведении искусства может выполняться одна, или сразу несколько задач. Но все они направлены на одно - делать человека лучше. Назовите мне произведение искусства, призывающее нас становится хуже (убивать, насиловать, красть и т.д.). В философии и психологии эти четыре составляющие объединяют в одно - духовное развитие личности.

Я попробовал дать краткую расшифровку этого слишком общего понятия.

P.S. А если в произведении не выполняется ни одна из задач - это искусство?

Говоря об Искусстве нельзя не затронуть его основную составляющую часть - Творчество.

Словарь Уэбстера определяет Творчество как созидание нового, ранее не созданного человечеством. В данном случае мы говорим о Творчестве, имеющем значение для значительной части общества, но существует "личное, частное" творчество. Оно направленно на развитие конкретного автора и оказывает влияние на его личность. Увиденный, прочувствованный им по «новому» окружающий Мир он передаёт в произведении, возможно многократно созданном до него и не несущем для общества какие-то новые идеи, мысли, трактовки чувств, эмоций, отношений и т.д. Здесь надо учитывать, что без «личного» творчества, без умения «открывать, чувствовать» новое для себя – Творчество для общества невозможно. Что нового автор может сказать обществу если он не умеет это новое открывать хотя бы для себя? Если автор занимается банальным копированием увиденного, прочитанного, услышанного в произведениях других авторов – его деятельность не ведёт к развитию его личности, а направлена на совершенствование определённых (ремесленных) навыков. Разумеется, мы не отрицаем значение навыков - умение мастерски владеть материалом (формой), с которым работает автор – очень важное качество для более сильного воздействия на восприятие произведения обществом. Для «личного» творчества техническое воплощение идеи, чувства, эмоции менее значимо – оно понятно автору, воздействует на его личность и этого вполне достаточно. Содержание в таких «личных» произведениях важнее формы подачи, так как оно более направлено на развитие личности самого автора, а не общества.

В последующем, я подробно рассмотрю разные жанры фотографии, применительно этих задач, а так же взаимоотношение формы и содержания в искусстве.

 
Просмотры: 1865
 

Комментарии: